Ивано-Франковск
|
|
|
|
Памятники на еврейском кладбище |
|
|
|
Ивано-Франковск, 2014, 2015
Ивано-Франковская область
|
|
|
|
Синагога "Темпль" |
Здание синагоги было одной из доминант центра города |
|
|
|
|
|
|
Современное состояние |
"Темпль" на заднем плане |
| Рядом - вот такой отельчик) |
Город был основан в 1662 краковским кастеляном, впоследствии польным коронным гетманом Анджеем Потоцким, и получил название Станиславов - в честь отца, великого гетмана коронного Станислава «Реверы» Потоцкого.
По Первому разделу Польши 1772 г. город отошел к империи Габсбургов (с 1804 - Австрийской империи, с 1867 года - Австро-Венгрии).
После распада Австро-Венгрии в 1918 году была создана Западно-Украинская Народная Республика. Станиславов на протяжении января-мая 1919 года был её столицей.
В мае занят польскими войсками и с тех пор, до начала Второй мировой войны, он - столица Станиславовского воеводства Польши.
С 1939 года - в составк УССР.
9 ноября 1962 г. город был переименован и с тех пор носит имя украинского писателя и общественного деятеля Ивана Франко.
Вскоре после основания города его владелец, гетман С. Потоцкий, разрешил евреям беспрепятственно селиться в Станиславе, и передал им половину городской скотобойни. В Станиславе обосновались еврейские торговцы (конкурировавшие с армянами, которые появились в городе одновременно с ними), арендаторы, корчмари и ремесленники; последним предписывалось вступать в христианские цехи, но по уплате определенной суммы дозволялось не участвовать в проводившихся этими цехами религиозных церемониях. В Станиславе появилась еврейская улица, на которой не позднее 1672 г. была построена деревянная синагога.
В начале 18 в. экономика Станислава пришла в упадок из-за войн и эпидемий, начались конфликты между евреями и христианами (поляками, армянами); в результате еврейская община значительно уменьшилась. Владельцы города, стремившиеся вновь привлечь в него евреев, подтвердили около 1720 г. все привилегии, предоставленные им в 1662 г., и к 1732 г. численность еврейского населения Станислава достигла 1740 человек (44,3% всего населения). В 1745 г. архиепископ Львова разрешил евреям Станислава построить каменную синагогу (не было осуществлено), а в 1761 г. возобновил это разрешение (с некоторыми оговорками); строительство здания было завершено в 1777 г. По переписи 1765 г., в Станиславе жили 925 евреев, однако ее результаты, по всей видимости, недостоверны.
В 1772 г. Станислав перешел под власть Австрии; в конце 18 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города быстро росла: в 1793 г. она составила 404 семьи (около 45% всего населения), в 1801 г. — 2237 человек (41,5%), в 1849 г. — около шести тысяч человек (около 55%), в 1880 г. — 10 023 человека, в 1900 г. — 14 106 человек (46%), в 1910 г. — около 23 тысяч человек (около 42%).
Среди евреев Станислава преобладали коммерсанты (торговавшие в основном сельскохозяйственной продукцией), финансисты и ремесленники, главным образом портные, слесари и столяры.
В 1784 г. раввином Станислава стал Арье-Лейб Горовиц. Этот пост занимали также его потомки — сын Мешуллам-Иссахар, внук Ицхак, правнук Арье-Лейб и другие. В светском руководстве общины с начала 19 в. до 1930-х гг. ведущую роль играли представители семьи Гальперн.
В начале 20 в. в Станиславе выходили еврейские еженедельники «Станиславер нахрихтен», «Идишер векер», «Станиславер глоке» и другие, ежемесячный литературный журнал на иврите «Ха-Ярден».
В годы Первой мировой войны русские войска дважды (в 1914 г. и 1916 г.) захватывали Станислав; город был разрушен, синагога сожжена, и многие евреи бежали в Прагу и Вену.
В декабре 1917 г. Станислав стал временной столицей Западно-Украинской народной республики и местом пребывания Еврейского национального совета Восточной Галиции. В городе действовала еврейская самооборона, ядро которой составляли демобилизованные военнослужащие.
В мае 1919 г. вступившая в Станислав польская армия генерала Ю. Халлера устроила еврейский погром; в июне того же года поляки сместили А. Нимхина с поста бургомистра и уволили всех евреев, работавших в муниципальных учреждениях, на почте и на железной дороге, запретили еврейским учителям преподавать как в государственных, так и в частных школах. В конце августа 1919 г., после того, как Станислав посетила комиссия во главе с Г. Моргентау-старшим, дискриминационные антиеврейские установления были большей частью отменены.
В 1787 г. Н. Х. Хомберг организовал в Станиславе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке (просуществовала до 1806 г.). В 1837 г. в городе открылась еврейская больница, в 1840-х гг. — талмуд-тора, благотворительная кухня и сиротский приют; в 1848 г. начало действовать общество маскилим, в начале 1860-х гг. — еврейская школа с преподаванием на польском языке, в 1899 г. — еврейское училище, созданное фондом Мориса де Гирша (число учащихся достигало 700 человек), в 1906 г. — иешива «Ор хаим», которую основал А. Л. Горовиц, а возглавил известный галахист раввин А. Камелар.
В конце 19 в. – начале 20 в. многие еврейские дети получали образование в польских гимназиях и реальном училище.
В 1860-х гг. в Станиславе возникла реформистская община, в 1894–99 гг. был построен реформистский «Темпель», именовавшийся «синагогой для маскилим»; при его закладке присутствовал раввин Ицхак Горовиц.
В 1898 г. в Станиславе появилась сионистская организация, в первые годы 20 в. — студенческая сионистская ассоциация «Бар-Кохба»; в 1900–1909 гг. проповедником станиславского «Темпеля» был лидер галицийских сионистов М. Брауде.
С 1873 г. евреи составляли почти половину членов муниципалитета города, а пост бургомистра в 1897–1919 гг. занимал доктор А. Нимхин.
|
|
Еврейские издания Станислава |
|
В 1919–39 гг. Станислав — в составе Польши. В 1921 г. в нем проживало 15 860 евреев (30,7% всего населения), в 1931 г. — 24 823 еврея (41,3%), в 1939 г. — около 30 тысяч евреев.
На выборах 1922 г. в польский сейм от Станислава прошли три еврея; в 1923 г. евреи завоевали 13 из 36 мест в муниципальном совете. Для того, чтобы уменьшить влияние евреев в местных органах власти, польская администрация присоединила к городу ряд окрестных деревень, где еврейское население почти или совсем отсутствовало; тем не менее, в 1927 г. лидер станиславских сионистов А. Риттерман стал вице-мэром.
После 1922 г. экономическое положение евреев Станислава (многие из которых работали в красильной и деревообрабатывающей промышленности, на предприятиях, производивших алкогольные напитки и промышленный спирт) постепенно улучшалось. В 1922 г. вновь открылась еврейская больница и была организована школа «Сафа брура» с преподаванием на иврите, в 1924 г. начались занятия в еврейской гимназии (год спустя в ней насчитывалось триста учащихся), религиозной школе для девочек «Бет-Яаков» и иешиве. В межвоенный период в Станиславе выходило свыше 30 еврейских периодических изданий на идиш и польском языке; среди них выделялись сионистский еженедельник «Ди вох» и ежемесячный литературный журнал «Штеген». Действовало 55 синагог и молитвенных домов; в 1920-х гг. в Станиславе поселилось несколько хасидских цаддиков.
|
|
|
|
Клойз р. Хаима Лейфера из Надворной |
Сегодня здесь музыкальная школа (ул. Сечевых Стрельцов) |
Бывший хасидский клойз |
Сейчас это обычный жилой дом (ул. Новгородская) |
В сентябре 1939 г. Станислав вошел в состав Советского Союза. Новые власти ликвидировали все еврейские организации и бросили в тюрьму их лидеров; несколько раз устраивались показательные суды над еврейскими коммерсантами.
2 июля 1941 г., вскоре после начала советско-германской войны, Станислав заняли венгерские войска; местные украинцы начали убивать евреев, грабить их имущество, издеваться над ними. В город было переселено несколько тысяч евреев из Венгрии.
26 июля Станислав перешел под управление германской администрации, которая незамедлительно создала в городе юденрат. В августе 1941 г. нацисты арестовали и убили в пригородном лесу около тысячи представителей еврейской интеллигенции; 12 октября того же года на еврейском кладбище Станислава было убито около десяти тысяч евреев.
В декабре 1941 г. все еврейское население города согнали в гетто; зимой 1941–42 гг. многие его обитатели умерли от голода и болезней.
31 марта 1942 г. все венгерские евреи и около пяти тысяч человек из самого Станислава были отправлены в лагерь смерти Белжец.
В августе 1942 г. нацисты заявили, что еврейский юноша избил украинского полицейского, и потребовали, чтобы юденрат выдал им тысячу евреев; когда его глава М. Гольдштейн отказался сделать это, он и все остальные члены юденрата были повешены, свыше тысячи евреев расстреляны.
В сентябре 1942 г. последовала депортация пяти тысяч евреев в Белжец, многих других убили на месте. Облавы и расстрелы продолжались до 22 февраля 1943 г., когда все евреи, остававшиеся к тому времени в Станиславе, были уничтожены на еврейском кладбище. Лишь около 1500 станиславских евреев пережили Катастрофу; многие из них сражались в партизанских отрядах. Э. Рот, добровольно вступивший в 1941 г. в Красную армию, стал полным кавалером ордена Славы.
Еврейская община города была восстановлена лишь в 1990 г.; власти вернули ей здание реформистской синагоги. В Государстве Израиль и США действуют объединения выходцев из Станислава.
Небольшая прогулка по городу с попыткой поиска каких-нибудь интересностей, еврейских и не только.
|
|
|
|
Вокзал на железной дороге эрцгерцога Альбрехта был построен в 1866 году |
В 1906 г. перестроен и получил современный неорессансный вид |
Недалеко от вокзала |
А вот и первый отголосок еврейского прошлого. Интересно, они хоть понимают, что пицца и цимес несколько эээ... разные блюда? |
|
|
|
|
Верхняя половина тетки держит балкон, а нижняя рекламирует продукцию) Интересно, что в это время делает нижняя часть ее соседа? |
| Совр. улица Б.Лепкого. Чтоб сюда попасть, надо было немного отклониться в другую сторону от центра |
Ее пересекает совр. улица Академика Гнатюка |
Вокзал - улица Грюнвальдская - улица Грушевского и окрестности
Улица Госпитальная - площадь Рынок и окресности
|
|
|
|
От дворца основателя города остались только одни ворота |
Само здание в печальном состоянии и используется военным госпиталем |
Армянская церковь, 18 в. |
|
|
|
|
|
Городская ратуша в экзотическом стиле модерн |
Раньше, естественно, она была совершенно другой |
|
|
|
|
|
|
Коллегиальный костел Св. Девы Марии |
Это самое старое сооружение города - его строительство было начато в 1672 г. и закончено в 1703 |
| Фонтан на площади Шептицкого |
|
|
|
|
Дом на площади Рынок |
Я раньше почему злой был? Потому что у меня велосипеда не было! (с) |
Костел иезуитов, 1753 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оригинальное оформление паба) |
|
|
|
|
|
|
Бывшее здание гимнастического общества "Сокол" |
По традиции, "Сокол" был одним из красивейших домов каждого города, где располагалось его отделение |
|
|
Банковский квартал
«Банковский квартал» - старое название комплекса сооружений в Станиславе, состоящего из четырех Г-образных камяниц, которые, прилегая друг к другу, образуют квадрат. Квартал находится между улицами Независимости, Шашкевича и Грушевского.
|
|
|
|
Квартал начался со здания ресторатора Германа Басса, построенного в 1897 г. После смерти владельца, в 1911 г. дом выкупил у вдовы Басса Ипотечный банк |
Некоторое время в здании размещался книжный магазин польского еврея М. Гасклера - один из старейших книжных магазинов города |
В 1905 году началось сооружение здания для Австро-Венгерского банка, которое примкнуло к дому Басса |
Самое интересное, что и сегодня его занимает австрийский банк - Райффайзен банк Аваль |
|
|
|
|
В этом же 1905 году было построено новое 3-этажное здение Леона Грауера |
В доме были жилые квартиры, а на первом этаже - магазин швейных машинок «Зингер», аптека, магазин фарфора, парикмахерская |
|
|
|
|
|
|
И в том же году было завершено строительство 4-го здания, принадлежавшего врачу А. Ляхавцу. Оно и завершило формирование Банковского квартала |
На старом фото видно вывеску: "Дентистично-техническое ателье". Оно принадлежало еврею Леону Вайнгартену |
|
|
Стометровка
«Стометровка» - это начало улицы Независимости, местный пешеходный проспект. Размеры тут относительные, поскольку реальная длина стометровки - меторв 500 :-) Начало стометровки - фактически второй центр города (первым и историческим центром является площадь Рынок ).
|
|
|
|
Бизнес-центр «Киев» (бывший отель «Унион») - первое пятиэтажное здание города |
Каменица построена в 1912 году Станиславом Хованцем, ее автором был архитектор Ф. Януш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У зданиия одинаковые фасады с ул. Независимости и с Вечевой площади |
Найди 10 отличий) См. фото рядом |
|
|
|
|
|
|
На противоположной стороне улицы - вторая самая высокая каменица в городе, она принадлежала Каролю Гаусвальду |
Здание построено в 1914 году |
При фашистской оккупации здесь работал фешенебельный магазин «Ганза», товары в котором предназначались только для немцев |
|
|
|
|
|
На многих зданиях очень четко проработаны разные мелкие детали |
|
|
|
|
|
|
|
ул. Сапежинська - это совр. ул. Независимости и есть |
|
| Тут нам подвернулся очередной след исчезнувшей еврейской жизни Станислава |
|
|
|
|
Шикарные деревянные двери |
|
| А атлантихи здесь мощные:) |
|
|
|
|
Ул. Собеского, она же Сечевых Стрельцов - одна из красивейших улиц города |
Три дома с этой старой открытки можно увидеть и сегодня |
Первый |
|
|
|
|
|
Второй |
Деревья, правда, мешают его хорошо разглядеть |
| А вот и третий |
|
|
|
|
ул. Голуховского - сейчас Чорновола |
На ней располагался дом Вайнгартена. Вайнгартены были одной из самых состоятельных еврейских семей города |
Трудно сказать, какому из Вайнгартенов принадлежал дом - упоминавшемуся выше Леону, или владельцу спиртзавода Менделю. Фото Википедии |
Плац Франца-Иосифа - это Вечевая площадь |
|
|
|
|
Ул. Липовая (совр. Шевченко) была одним из самых фешенебельных районов города |
Здесь располагались виллы олигархов местного масштаба |
Перепись 1910 года говорит о том, что владельцем этой виллы значился некто Герш Бляйхер |
А некоторое время совладельцем числилась Антонина Вайнгартен. Фото И.Гудзя, report.if.ua |
|
|
|
|
Казимировская - современная улица гетьмана Мазепы |
| Здесь много очень красивой старинной архитектуры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совр. улица Короля Данила. 3-этажное здание построил здесь в 1908 г. еврей Аба Гольдшлаг |
Модерновый дом рядом построил в 1912 г. известный еврейский меценат Гилель Малер |
В 1930-х в здании был приют для бездомных, основанный фондом Малера. Фото report.if.ua |
А вот улица Бельведерская сегодня называется так же само |
|
|
|
|
Улица Галицкая |
|
|
|
|
|
|
|
По дороге к вокзалу мы случайно забрели на улицу Тарнавского |
Здесь тоже сохранилось несколько очень симатичных вилл |
Шикарный особняк |
Домик выглядит не так роскошно, как на предыдущем фото, но узнается без труда |
ул. Сечевых Стрельцов и окрестости - ул. Галицкая - ул. Тарнавского - и снова вокзал
И на прощание вот такая замечательная панорама центра Станислава. Слева - "Сокол", справа - "Темпль"