Городенка
Ивано-Франковская область
Первое летописное упоминание о Городенке датируется 1195 годом. В 15 веке на обрыве над рекой Ямгоров построен замок, и Городенка превратилась в типичную феодальную резиденцию.
В 1668 году Городенка получила Магдебургское право. Тогда город входил в состав Русского воеводства с центром во Львове, но сам не являлся какой-то административной частью, а принадлежал к Коломыйскому староству. Предоставление Городенке самоуправления создало благоприятные условия для развития ремёсел и торговли, что обусловило приток переселенцев — преимущественно армян и евреев.
С 1939 года - районный центр Ивано-Франковской области.
|
|
|
|
На старом еврейском кладбище |
|
|
|
|
|
|
|
Интересно, что мацевы однотипные, но на мужских изображена звезда Давида... |
... а на женских - подсвечник |
Этот старый участок ограждения специально оставил местный житель - сосед |
Памятная стелла на кладбище |
|
|
|
|
Городенка на польских и австрийских открытках |
| Австрийская застройка |
|
|
|
|
|
Здание "Сокола", по-видимому, не сохранилось |
|
|
|
|
|
|
|
Костел Непорочного Зачатия Девы Марии. Возведен по заказу Н.Потоцкого в 1743-69 гг. |
Костел построен самой знаменитой в Украине парочкой - архитектором Бернардом Меретиным и скульптором Иоганном Пинзелем |
Работы Пинзеля, понятно, растащили по музеям, но скульптура перед входом считается оригинальной |
Это сомнительно, конечно - если настоящая работа Пинзеля и сохранилась, то наверняка запрятана подальше |
Впервые евреи поселились в Городенке около середины 17 в. В 1743 г. владелец Городенки даровал им право жить в городе и заниматься ремеслами и торговлей (за исключением мест, расположенных вблизи христианских храмов). Еврейская община получила землю для строительства синагоги и устройства кладбища. Евреи Городенки торговали зерном, лесом, солью, занимались виноделием, пивоварением, содержали корчмы, были арендаторами и управляющими имений. В 1765 г. в Городенке и примыкающих к ней 14 деревнях жило около тысячи евреев.
В середине 18 в. в Городенке появились поздние последователи саббатианства, а затем франкизма.
В 1760-х гг. в Городенке возникла группа сторонников хасидизма. Одним из них был Нахман из Городенки, ближайший ученик основателя движения, Исраеля бен Элиезера Баал Шем Това.
После начала военных действий между Германией и СССР 5 июля 1941 г. Городенка была оккупирована венгерскими войсками; многие евреи пали жертвами погрома, устроенного местным украинским населением; еврейское имущество было разграблено. В Городенку были согнаны евреи из присоединенного к Венгрии Закарпатья.
В сентябре 1941 г. Городенка перешла под германское управление, и положение евреев еще более ухудшилось. В ноябре 1941 г. евреи были заключены в гетто.
5 декабря 1941 г. в Городенке было расстреляно более 2500 евреев, 13 апреля 1942 г. — около ста евреев.
10 сентября 1942 г. гетто было ликвидировано. Евреи были депортированы в лагерь смерти Белжец. В марте 1944 г. Городенку заняли советские войска. К этому времени там оставалось лишь несколько евреев, которые уехали в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., евреи в Городенке не проживали.
|
|
|
Общий вид на центр Городенки |
Площадь Рынок |
Главная улица местечка |
В 19 в. еврейское население Городенки непрерывно росло и к 1900 г. составляло 4255 человек (при общем числе населения в 11 613 человек), евреям принадлежало около половины мест в муниципальном управлении. В Городенке имелось еврейское училище (1898–1914), которое финансировалось фондом барона Мориса де Гирша; в 1907 г. был открыт реформированный хедер, где преподавание велось только на иврите.
Во время Первой мировой войны евреи Городенки пострадали от русской оккупации; еврейские дома были подожжены, девять евреев повешено по обвинению в шпионаже. В 1921 г. еврейское население Городенки насчитывало 3048 человек (из 9907 жителей), многие из них в 1920–30-х гг. эмигрировали в США, Канаду, Южную Америку и Эрец-Исраель.
|
|
|
|
В Городенке сохранилось здание Большой синагоги |
|
|
|
|
|
|
Бывшая еврейская школа |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Захоронения уважаемых раввинов заметно выделяются на фоне общего однообразия |
|
|