Буск
|
|
|
Площадь Рынок |
Площадь сохранила первоначальную планировку и несколько старых домов |
|
|
|
Рынок и костел |
Семейная колбаска |
Львовская область
Первое упоминание о городе, как о уже существовавшем, (Бужск, Бужеск) в летописи «Повесть временных лет» датируется 1097 годом. С этого времени и до конца XII века город находился в руках разных хозяев.
В XIII веку хорошо укреплённый город-крепость Буск сыграл роль форпоста на границе Волынского, а со временем и Галицко-Волынского княжеств. В 1241 году был сожжён во время монголо-татарского нашествия.
В 1411 году Буск одним из первых в Галиции получил магдебургское право.
В 1722 году после первого раздела Польши, Буск оказался под властью Австрии, под которой находился вплоть до распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. С конца XVIII века город переходит в разряд второстепенных провинциальных местечек.
С 1919 года по 1939 год Буск под властью Польши.
В сентябре 1939 года город стал советским районным центром.
В 1963 году Бусский район был ликвидирован, но в конце 1966 восстановлен.
Первые упоминания о евреях Буска датируются началом 16 века. В документе 1510 года, дошедшем до наших дней, определяется размер налога, который евреи должны были платить в казну короля Сигизмунда. Эта сумма составляла 20 флоринов золотом, и должна была попасть в королевскую налоговую инспекцию через Львовский кагал, при котором бускская община была "прикагаликом". В 1518 г. король освободил евреев от налогов на год из-за разорения, причиненного монголо-татарами, а потом вообще изменил систему налогообложения - вместо золота налог принимался в государственных деньгах.
В 1564 году новый король Сигизмунд-Август расширил права евреев: им разрешалось покупать и продавать земельные участки и дома в любой части города, строить новые дома, заниматься любой торговлей и "пользоваться всеми правами и льготами наравне с горожанами в силу того, что несут все государственные и городские повинности и обязанности наравне с последними".
|
|
|
Бывшая синагога, 18 в. Сейчас здесь протестантский молитвенный дом |
...а половину приспособили под жилье |
|
|
|
|
Звезда Давида на филенке |
Интерьер, фото польского сайта www.sztetl.org.pl |
|
|
Памятник на еврейском кладбище |
В Буске сохранилось несколько старинных зданий, в том числе дворец рода Бадени. Его занимает военная часть, и во избежание проникновения зимбабвийских шпионов туда никого не пускают.
|
|
|
Городская ратуша |
Застройка вокруг площади Рынок тоже не сильно изменилась |
|
|
|
|
Ворота усадьбы Бадени |
| Но ворота остановят не всех шпионов. Фото с сайта pizzatravel.com.ua |
|
|
|
|
|
|
Бусское еврейское кладбище уникально тем, что именно здесь находятся самые старые мацевот на территории Украины (не считая крымско-караимских). Надгробия 16 в. легко отличаются визуально - массивные прямоугольники без каких-либо украшений и рисунков
|
|
|
На кладбище пасется полуфабрикат для семейной ковбаски" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А это и есть самое старое в Украине надгробие - 1520 г. |
"Дал украшение вместо праха (Ис. 61:3) Здесь погребен человек честный, р. Йехуда бен р. Яков, прозванный Юда. Скончался во вторник 5 Кислева в год 5281 от Сотворения (23/11/1520). В узле жизни да будет душа [его завязана вместе с душами] Авраама, Исаака, Иакова и всеми [праведниками]" |
|
Буск известен в еврейском мире и другим интересным явлением. Здесь жил уникальный человек, наверное, единственный в мире еврей, который по очереди был адептом трех религий - иудаизма, ислама и католицизма! Речь идет, конечно, о Якове Франке, основателе знаменитой секты франкистов, считавшим себя Машиахом, ни больше, ни меньше.
Франк изначально пытался возглавить осиротевшее саббатианство, для чего и принял ислам. Но отношения с последователями Шабтая Цви не заладились - у тех хоть и были свои заморочки, но в целом они не особо выходили за рамки традиционного иудаизма. Идеи нового мессии оказались куда смелее - для реализации Божественного плана Творения надо в обязательном порядке нарушать все законы Галахи, Иерусалим никакого значения больше иметь никогда не будет и т.д. Франк основывает новое течение и периодически разоблачает масонские заговоры традиционного иудаизма, устраивая публичные диспуты с ортодоксальными раввинами. Диспуты организовывала власть в лице католической церкви, и, как говорил дон Корлеоне, раввинам делали предложение, от которого невозможно отказаться. Арбитром также выступала церковь, и нетрудно догадаться, кого назначали победителем. Один из самых известных таких диспутов состоялся в 1759 году во Львове. Именно из Буска отправился на окончательное заседание Яков Франк, которого город провожал с огромной помпезностью. И после "победы" франкисты торжественно приняли крещение...
А кроме несостоявшегося Машиаха, в городе еще жил... царь Давид! В 1100 году именно этот город сделал своей столицей изгнанный из Владимира князь Давид Игоревич, внук Ярослава Мудрого. А поскольку царь и князь - это, по большому счету, один и тот же титул, то Давид был царем самым что ни есть настоящим...
В 19 в. почти вся торговля, пекарьство и корчмарство в Буске пренадлежали евреям.
В 1884 г. в Буске жили 5 297 человек: 2 001 поляков, римо-католиков (37,8%), 1 640 украинцев, греко-католиков (31,0%), 1 566 евреев (29,6%), 69 протестантов (1,3%), 17 кальвинистов (0,3%).
Почти все евреи Буска были убиты нацистами и полицаями во время оккупации.
В январе 1943 были расстреляны больные тифом.
21 мая 1943 было убито 1200 человек, 31 мая того же года - еще 139.
На нач. 21 в. евреи в Буске не проживают.