Севастополь

Севастополь, 2001, 2013


   На территории Севастополя в разное время водились: киммерийцы, тавры, двутавры (раз уж тавры были. Про племена швеллеров история умалчивает), скифы, сарматы, древние греки (постепенно они эволюционировали в новых русских), генуэзцы, венецианцы, готы (проживали по соседству с эмо), гунны, хазары, татары.

   Древнегреческий город Херсонес (грекам там плохо спалось), находившийся на месте Севастополя, в V в. перешел к Византийской империи.
   В 988-989 гг. Херсонес был взят киевским князем Владимиром, который здесь решил принять христианство.

   После Крымской войны между Россией и Турцией 1768-1774 гг. Крым отошел России. 10 февраля 1783 г. императрица Екатерина II издала указ о строительстве крепости Севастополь.
   В 1921 году Севастополь был включен в состав Крымской АССР, с 1954 г. - в составе УССР.

АР Крым

Графская пристань - одно из первых сооружений Севастополя
Графская пристань - одно из первых сооружений Севастополя
Большая Морская улица и Покровский собор Башня Ветров, построена в 1849 для вентиляции Морской библиотеки, сгоревшей в 1855 г. Пиратская копия Башни Ветров в Афинах, сооруженной из мрамора в I в. до н. э.
Большая Морская улица и Покровский собор Башня Ветров, построена в 1849 для вентиляции Морской библиотеки, сгоревшей в 1855 г. Пиратская копия Башни Ветров в Афинах, сооруженной из мрамора в I в. до н. э.
Адмиралтейский (Владимирский) собор Собор является усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина Местному дятлу надоело жить в дупле, и он решил модернизировать жилье...
Адмиралтейский (Владимирский) собор Собор является усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина Местному дятлу надоело жить в дупле, и он решил модернизировать жилье...
Музей Черноморского флота
Музей Черноморского флота
   Несколько еврейских семей из Галиции поселились в Севастополе вскоре после его основания. В начале 19 в. евреи открыли в Севастополе лавки и ремесленные мастерские, начали поставлять продовольствие и другие товары местному гарнизону.
   Эпидемия чумы, разразившаяся в 1825 г., нанесла общине тяжелый ущерб.
   В 1829 г. император Николай I издал указ, согласно которому евреям, за исключением военнослужащих, предписывалось в течение двух лет покинуть Севастополь, ставший главной военно-морской базой России на Черном море; на караимов это не распространялось. Местные власти пытались добиться отмены императорского указа, утверждая, что высылка евреев повредит экономике Севастополя, в особенности ремесленному производству и торговле; однако неоднократные ходатайства адмирала А.Грейга, военного губернатора Севастополя и Николаева, привели лишь к тому, что срок изгнания был перенесен на 1832 г., затем на 1833 г.; в 1834 г. евреев окончательно выслали из города.

   Евреям, переселявшимся из Севастополя в Бессарабию, правительство предоставило некоторые льготы. В 1837 г. министр внутренних дел и начальник главного морского штаба выступили с предложением разрешить родителям евреев-военнослужащих жить в Севастополе; однако Николай I согласился сделать подобное исключение лишь для вдовых матерей. С 1842 г. срок временного пребывания евреев в Севастополе ограничивался одним месяцем. В 1852 г. правительство не разрешило евреям брать подряды на строительные работы в Севастополе.
   В 1859 г. Государственный совет России предоставил еврейским купцам всех гильдий, а также евреям, имевшим звание личного или потомственного почетного гражданина и занимавшимся торговлей, право постоянного жительства в Севастополе; в городе могли без ограничений селиться также члены их семей и евреи, нанятые ими в качестве конторщиков, приказчиков, слуг. Некоторым категориям евреев разрешалось приезжать в Севастополь на длительный срок. В 1860 г. право постоянного жительства в Севастополе получили отставные солдаты и матросы, в 1861 г. — евреи-ремесленники. Многие ограничения на проживание евреев в Севастополе сохранились до 1917 г., несмотря на то, что Таврическая губерния, к которой принадлежал город, входила в черту оседлости.

   В 1880 г. численность еврейского населения Севастополя превысила 400 человек; в основном это были ремесленники, отставные военнослужащие и члены их семей. В 1874 г. открылся солдатский молитвенный дом, в 1884 г. — синагога. В 1880–90-х гг. евреи-предприниматели основали в Севастополе ряд экспортно-импортных компаний, занимавшихся главным образом торговлей зерном. К 1897 г. в Севастополе жили 3910 евреев-раббанитов (7,4% всего населения), в том числе 70 семей крымчаков, а также около 830 караимов.
Караимская кенасса, 1908 г.
Караимская кенасса, 1908 г.
   Сотни евреев — солдат и матросов — были в числе участников обороны Севастополя в сентябре 1854 г. – августе 1855 г. (в ходе Крымской войны 1853–56 гг.); многие из них погибли в боях. В 1864 г. на Северной стороне города еврейская община поставила монумент с надписью «Памяти еврейских солдат, павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854–1855 гг.» (ныне находится на территории военного завода). В войсках Великобритании и Франции, осаждавших Севастополь, также служили евреи; некоторые из них погребены на английском, французском и так называемом Братском кладбищах Севастополя.

   В Панаиотовой балке имеется уникальный некрополь - единственный на территории бывшей Российской империи - еврейских воинов, защищавших Севастополь в период Крымской войны. По некоторым данным, на нём похоронено 500 воинов-евреев.

   В 1864 году по инициативе севастопольского купца С.С. Шмерлинга на кладбище был сооружён надгробный памятник по проекту Франсуа Вернета (1800-1865 гг.) - одесского скульптора. Представляет собой трёхгранный обелиск из белого мрамора на кубическом постаменте. В центральной части памятника - горельефное изображение орлов с распростёртыми крыльями, между ними - три овальных медальона: медаль «За защиту Севастополя», трубящий ангел на флейте и текст на иврите из книги псалмов: «Идущий от солдата к солдату да увидит знак Божий». На постаменте - мемориальные надписи на русском языке и иврите: «Памяти еврейских воинов, павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг.»

   В 50-е гг. XX в. на кладбище было около десяти надгробий с двуязычным текстом. На одной из сохранившихся плит - эпитафия на иврите: «Погиб честной смертью солдат Дов Бер Брозер»
Братское кладбище, нач. 20 в. Обелиск
Братское кладбище, нач. 20 в. Обелиск
   Большинство памятников и памятных мест города посвящено, конечно же, обороне Севастополя 1854-1855 гг.
Караимское кладбище в Севастополе
Караимское кладбище в Севастополе
   В 1907 г. власти вновь начали изгонять евреев из некоторых районов города; в 1909 г. последовало поголовное выселение евреев, живших на Корабельной стороне, в том числе участников обороны Севастополя. Был закрыт солдатский молитвенный дом. К 1910 г. число евреев, живших в Севастополе, сократилось до 3655 человек. В городе работали талмуд-тора, еврейская женская школа, субботняя школа, еврейская библиотека.

   В годы Первой мировой войны и гражданской войны численность еврейского населения возросла, в основном за счет притока беженцев из западных и центральных районов России, с Украины, из Белоруссии и Прибалтики. В 1926 г. в Севастополе жили 6038 евреев.

   Многие евреи погибли по время осады Севастополя германскими войсками в октябре 1941 г. – июле 1942 г., другие эвакуировались или присоединились к партизанам; оставшиеся были уничтожены нацистами вскоре после падения города. В освобождении Севастополя в мае 1944 г. важную роль сыграла 51-я армия, которой командовал генерал-лейтенант (впоследствии — генерал армии) Я. Г. Крейзер. В боях за город отличился младший лейтенант И. С. Якубовский, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
  
   После окончания войны часть евреев вернулась в Севастополь, была восстановлена община. В 1959 г. в Севастополе жили 3116 евреев, в 1970 г. — 3419, в 1979 г. — 3218.
Еврейское кладбище в Севастополе
Еврейское кладбище в Севастополе
Единственная в Украине панорама - "Оборона Севастополя" Адмирал Нахимов
Единственная в Украине панорама - "Оборона Севастополя" Адмирал Нахимов
Малахов курган
Малахов курган
Русско-французская братская могила Оборонительная башня и батарея на Малаховом кургане
Русско-французская братская могила Оборонительная башня и батарея на Малаховом кургане
Адмирал Корнилов Генерал Тотлебен
Адмирал Корнилов Генерал Тотлебен
Памятник затонувшим кораблям Снятые с кораблей орудия времен Второй мировой
Памятник затонувшим кораблям Снятые с кораблей орудия времен Второй мировой
Константиновская батарея, 1840 г. Расположена на южном берегу Севастопольской бухты Фото Dmitriy Metelkin (panoramio) Михайловская батарея, 1846 г. - на противоположном, северном берегу
Константиновская батарея, 1840 г. Расположена на южном берегу Севастопольской бухты Фото Dmitriy Metelkin (panoramio) Михайловская батарея, 1846 г. - на противоположном, северном берегу
На Приморском бульваре "10 негритят". Но уже где-то середина романа... Как размерчик?
На Приморском бульваре "10 негритят". Но уже где-то середина романа... Как размерчик?
Коллекция якорей на Историческом Бульваре
Коллекция якорей на Историческом Бульваре
Ленин с целой свитой Солдат и матрос Бронепоезд
Ленин с целой свитой Солдат и матрос Бронепоезд
   Ну и еще есть много всего интересного.
   Заповедник "Херсонес-Таврический". Чтобы не покупать карту, можно воспользоваться обратной стороной купюры 1 грн :-)
   Херсонесский колокол, между прочим, некоторое время использовался в знаменитом Нотр-Дам де Пари, куда был увезен в качестве трофея в 1855 г.
Мыльница, пленка, 2001 год) Херсонесский собор св.Владимира, возведен в память о крещении Руси в 988 г.
Мыльница, пленка, 2001 год) Херсонесский собор св.Владимира, возведен в память о крещении Руси в 988 г.
По ком звонит колокол?
По ком звонит колокол?
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект