Ялта
Ялта, 2006
АР Крым
|
|
|
|
Пятиэтажная гостиница «Вилла Елена» в начале 20 в. |
Гостиница Франция и Ялтинская набережная в конце 19 века |
Гостиница «Мариино» на набережной. 1905 год |
Дворец Бухарского эмира Сеида Абдул Ахад Хана |
|
|
|
|
Справа налево: Чехов, непонятная личность, собачка, пол-дамы от собачки |
Три атланта |
Типа "Арго" |
Маяк |
По легенде, Ялта была основана греческими мореплавателями, которые, увидев после долгих скитаний берег (Ялос), так и назвали поселение. В дальнейшем на этом побережье поселились венецианские купцы, затем генуэзские. В документах и на картах ХIV века Ялта именуется Ялитой, Каллитой, Гиалитой и Эталитой. Летом 1475 года территория Крыма, включая Ялту, была захвачена турками-османами. Южный берег вошел непосредственно в состав Османской империи, предгорье и степная часть были закреплены за вассалом Турции — Крымским ханством.
Во второй половине XV века Ялта была разрушена землетрясением. Только 70 лет спустя эту местность вновь заселили греки и армяне. Скорее всего, с той поры за поселением и закрепилось современное название.
Ко времени вхождения Крыма в состав Российской империи в апреле 1783 года, в результате переселения христианского населения Крыма в Приазовье в 1778 году и массовой эмиграции крымских татар в Турцию Ялта практически обезлюдела и представляла собой маленькую рыбацкую деревню.
В 1823 году граф М. С. Воронцов, являясь генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого входил тогда Крым, раздал в Ялте 200 десятин земли с условием строительства на этой земле и разведение садов и виноградников. В 1838 году был образован Ялтинский уезд, Ялта получила статус города.
К концу XIX века Ялта превратилась в достаточно известный курорт. «Престижности» в глазах помещичьей и чиновничьей публики способствовало и то, что, начиная с 1860-х годов, ближайший пригород Ялты — Ливадия становится южной резиденцией царской семьи.
К началу XX века в Ялте и Ялтинском регионе имели дачи и дворцы многие представители российской знати, в том числе члены императорской фамилии и сами монархи. В мае 1893 года Ялта была изъята из черты еврейской оседлости. К 1913 году территория города простиралась от Ливадии до Массандры, а население превысило 30 тыс. человек.
В 1783 г. Ялта в составе Крымского ханства была присоединена к России. В 1791 г. Крым был включен в область, где разрешалось селиться евреям, впоследствии названную чертой оседлости. В конце 18 в. – начале 19 в. в Ялте поселилось небольшое число евреев. В 1847 г. Ялтинское уездное еврейское общество состояло из 86 человек.
В 1837 г. Николай I распорядился о «недозволении евреям» селиться в Ялте, но в 1860 г. по ходатайству новороссийского генерал-губернатора «высочайшее» повеление было отменено, и евреям опять разрешили селиться в городе.
С этого времени численность еврейского населения стала увеличиваться. В 1886 г. в Ялте проживало 790 евреев (общее население Ялты — 4356 человек); в 1881 г. евреям принадлежали 33 дома (15,49% числа всех домов Ялты). Основными занятиями евреев города были торговля и ремесла, им принадлежали пять больших торговых фирм. Крупными землевладельцами Ялтинского уезда были бароны Гинцбурги, им принадлежало имение в деревне Кокноз. В 1881 г. еврейские ученики составляли 24,39% от общего числа учеников в мужских гимназиях и 28,81% учениц в женских гимназиях.
В 1890 г. в Ялте проживало 120 еврейских семей, в основном ремесленников. В городе функционировала синагога.
В 1893 г. был издан закон, согласно которому в Ялте разрешалось жить лишь тем евреям, которые были приписаны к городским обществам или получили право повсеместного жительства. Все прочие евреи были высланы. В законе это объяснялось тем, что в Ялте «в летние месяцы проживает царская семья» и что «... усилившийся за последнее время наплыв и прогрессивное умножение числа евреев в городе в связи с заметным среди них стремлением к приобретению недвижимой собственности грозит этому лечебному центру превратиться в чисто еврейский город». Евреям, не имевшим права жительства по всей империи, было запрещено не только вновь селиться в Ялте, но даже приезжать на лечение. Закон соблюдался неукоснительно: из города высылали даже жен евреев с высшим образованием, приехавших отдыхать без мужей.
Согласно переписи населения 1897 г., в Ялтинском уезде проживало 1178 евреев, из них в Ялте — 1025. В начале 20 в. евреи города принимали участие в сионистском и революционном движении. 26 февраля 1905 г. в Ялте была проведена Конференция еврейской учащейся молодежи, принявшая решение об организации городского отделения Еврейского товарищеского союза. В 1906 г. в Ялте выходил ежеквартальный журнал «Молодая Иудея», в 1906–1907 гг. издавалась газета сионистского направления «Молот» (оба издания — органы Поалей Цион). В 1910 г. в городе действовали талмуд-тора, мужское и женское частные еврейские училища. В 1916 г. в Ялте было организовано отделение ОЗЕ, а в поселке Алушта Ялтинского уезда открыт туберкулезный санаторий ОЗЕ.
Благодаря отмене февральской революцией 1917 г. всех ограничений по национальному и религиозному признакам еврейское население Ялты стало быстро увеличиваться, к тому же в Крыму по сравнению с остальной территорией страны положение евреев было сравнительно благоприятным. В Ялту многие приезжали как в портовый город, откуда можно быстро уехать за границу при приближении Красной армии. Большинство евреев города были настроены просионистски: выборы в совет еврейской общины и в городскую Думу принесли победу сионистам.
В 1917–19 гг. в Ялте жил врач и публицист Д. Пасманик, он был председателем Союза еврейских общин Крыма и редактором газеты «Ялтинский голос». В 1919 г. в Ялте была открыта библиотека городского сионистского комитета. В том же году в Ялте несколько месяцев (май–август) находился И. Трумпельдор; он способствовал созданию хахшарот и был одним из организаторов алии местных халуцим, с небольшой группой которых он на пароходе прибыл из Ялты в Стамбул, а затем — в Эрец-Исраэль.
В Ялте действовали отделение общества Тарбут, которое открыло школу; в 1920 г. — отделение общества «Маккаби» и еврейские кооперативные общества. Многие евреи покинули Ялту вместе с армией генерала П.Врангеля в ноябре 1920 г.
В 1926 г. в Ялте проживало 2353 еврея (6,2% от всего населения).
Немецкие войска заняли Ялту 8 ноября 1941 г. К этому времени многие евреи успели эвакуироваться. В начале декабря 1941 г. оставшиеся евреи были заключены в гетто, 18 декабря гетто было ликвидировано: около полутора тысяч человек были расстреляны.
По переписи 1989 г., еврейское население Ялты составляло тысячу человек. В конце 1990-х гг. несколько сотен евреев Ялты уехали в Израиль и другие страны. В Ялте функционирует Общество еврейской культуры, проводятся занятия в еврейской воскресной школе.
В 1996 году была воссоздана еврейская религиозная община.
Гетто было устроено в 2 зданиях пищевой фабрики в Массандре, которые изначально строились как казармы караимского полка особого назначения. Звезды Давина на внутренней и внешней поверхностях ограды остались еще с тех времен. Фото naftul.cc.ua
Памятник на месте расстрела
|
|
|
|
Знаменитый ресторан "Ласточкино гнездо" |
Находится оно на мысе Ай-Тодор |
|
|
|
|
|
|
Птичка |
|
|
|
|
|
|
|
Скала "Парус" возле Гаспры |
|
|
|
|
|
|
Старый дворец в Ливадии до разрушения |
Новый дворец |
Именно в нем состоялась знаменитая Ялтинская конференция в 1945 г. |
Кроме собственно Ялты, тут есть еще так называемая Большая Ялта, объединившая более 30 населенных пунктов: Гурзуф, Никиту, Массандру, Ялту, Ливадию, Гаспру, Кореиз, Мисхор, Алупку, Симеиз, Форос и др.