Критика "Документальной теории"
Современные версии происхождения библейского текста
Документальная теория, объясняющая происхождение Торы как слияние нескольких источников (J, E, D, P), долгое время была основной моделью библейских исследований. Однако с конца XIX века она подвергается критике со стороны учёных, ставящих под сомнение её методологию, допущения и выводы. Эти исследователи предлагают альтернативные версии, включая теорию единого документа, согласно которой Тора была написана как цельное произведение, а её структура и стиль отражают литературные и теологические намерения единого автора или группы авторов.
Основные направления критики документальной теории
Методологическая критика
- Субъективность критериев. Критики утверждают, что разделение текста на источники J, E, D и P слишком субъективно. Учёные часто опираются на стилистические и лексические особенности, но такие различия могут быть вызваны жанровыми или тематическими особенностями, а не разными авторами.
- Фрагментарность анализа. Разделение текста на отдельные источники иногда приводит к разрушению целостности повествования, игнорируя литературные приёмы, такие как повторение и параллелизм, характерные для древневосточной литературы.
Историческая критика
- Отсутствие археологических подтверждений. Документальная теория базируется на предположениях о политической и религиозной истории Древнего Израиля, таких как существование двух отдельных царств (Иудеи и Израиля) и их конкуренции. Однако археологические данные зачастую не подтверждают эти предположения.
- Недостаток доказательств существования ранних текстов. Нет конкретных свидетельств существования источников J, E или P как независимых документов. Все известные нам тексты Торы представляют собой единое целое.
Литературная критика
- Целостность текста. Многие современные исследователи отмечают, что Тора обладает внутренней литературной и тематической связностью, что трудно объяснить, если предположить, что она была составлена из разрозненных источников. Например, взаимосвязь между рассказами о патриархах, исходе из Египта и Законе предполагает единый замысел.
- Сложность древневосточной литературы. Древние тексты, включая Тору, часто включали стилистическое разнообразие и повторения, которые современная теория ошибочно интерпретирует как свидетельства разных авторов.
Теория единого документа
Критики документальной теории предлагают альтернативное объяснение происхождения Торы, согласно которому она была написана как единый текст. Основные идеи этой теории включают:
1. Единое авторство или редакция. Тора могла быть написана единственным автором или группой авторов в рамках определённой религиозной или литературной традиции. Этот автор, вероятно, использовал устные или письменные источники, но стремился создать цельное произведение, отражающее теологическую концепцию Израиля.
2. Центральная редакция в послепленную эпоху. Некоторые исследователи, например, Джон Ван Сетерс, считают, что Тора была написана в период после Вавилонского плена (VI–V вв. до н.э.), когда еврейская община стремилась к созданию национальной идентичности и восстановлению традиций.
3. Литературная структура. Теория единого документа подчеркивает риторическую и литературную целостность Торы. Например, книги Торы содержат связные нарративы и законы, которые логически вписываются в общий замысел текста.
Семюэль Сэндмел (1911–1979), американский раввин и библеист, был известен своими исследованиями взаимосвязей между иудаизмом и христианством, а также своими взглядами на происхождение библейских текстов.
Основные положения теории Сэндмела:
Тора как литературное целое
Сэндмел утверждал, что Тора – это не просто компиляция разрозненных текстов, а единый литературный документ, созданный в результате сложного процесса редактирования.
Многоуровневый процесс авторства
По мнению Сэндмела, текст Торы создавался на протяжении веков, но не обязательно в форме отдельных источников, как предполагает документальная теория. Скорее, он представлял собой постепенную эволюцию, в ходе которой ранние традиции редактировались и адаптировались для новых поколений.
Роль устной традиции
Сэндмел подчеркивал важность устной традиции в формировании текста. Он считал, что письменная Тора возникла из устных преданий, которые были записаны с целью сохранить их после разрушения Храма и утраты автономии Израиля.
Историческая обусловленность текста
Сэндмел признавал историческое влияние на содержание Торы, но считал, что её основной замысел был сохранён благодаря единой религиозной традиции.
Сэндмел ставил под сомнение разделение текста на источники (J, E, D, P) и предлагал учитывать целостность повествования. По его мнению, текст Торы лучше объясняется как результат непрерывной и единой работы иудейской общины, а не индивидуальных авторов.