Римские, провансальские, романиоты

Три еврейских европейских субэтноса, которые возникли в эпоху распада Римской империи

Автор:
Николай Буланый, 2019
В эпоху галута евреи расселились по миру и создали уникальные культурные общности, которые включили в себя особенности окружающих их народов. Кроме обычаев и традиций еврейские общины использовали своеобразные термины и словосочетания, позаимствованные у других народов. Так возникли не только новые языки – ла’аз, идиш, ладино, джуури и многие другие, но и полноценные культуры на них. Продолжая знакомиться с еврейскими субэтносами Европы, рассмотрим 3 из них, которые оформились в эпоху распада Римской империи.

Ромим – римские евреи

Как известно, Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византия), и евреи остались жить в обеих ее частях – и среди римлян, и среди греков. В западной части их называли ромим, поскольку их центром была римская община, которая до сих пор остается одной из старейших еврейских общин Европы.

Первые евреи прибыли в Вечный город в качестве послов Иегуды Маккавея во II в. до н. э. С тех пор евреи жили в Риме в районе Трастевере, и создали благодаря латинскому языку собственный язык – ла’аз. Они были свидетелями падения императорского Рима и превращения его в Папское государство.

Первые римские папы не притесняли евреев, хотя со времен папы Григория Великого (VI в.) обращенным в христианство давались различные льготы. Относительное спокойствие римских евреев еще более усилилось, когда Рим вошел в состав империи Карла Великого, который способствовал деятельности евреев в сфере международной торговли.

При распаде Франкского государства благосостояние евреев стало в полной степени зависеть от феодалов в регионах, в местах их проживания. В Риме к еврейской общине относились терпимо. Единственным запретом было держать в доме христианскую прислугу, чтобы слуги не переходили в иудаизм. Возглавляли общину парнесы, которые были ответственны перед папой за подати. Впоследствии на папском престоле даже был потомок римских евреев – папа Анаклет ІІ, с которым связывают предание о «еврейском папе» Эльханане.

Духовенство использовало знания и умения евреев. Так, папа Николай IV под влиянием медика Ицхака бен Мордехая разрешил изучать труды Маймонида и защищал евреев от произвола духовенства. А папа Бонифаций ХI дал своим медикам Мануэлло и Анжело освобождение от податей за бесплатное лечение больных.

Помимо медицины, евреи участвовали и в других сферах деятельности. Среди поэтов в Средние века особенно выделяется Иммануил Римский, близкий друг Данте.

Несмотря на поощрение папами перехода евреев в христианство, до середины ХVI в. община находилась в более благоприятной ситуации по сравнению с другими общинами Италии и Европы. Притеснения носили волнообразный характер. В ХIII в. евреям обязаны были носить отличительный знак, но, лишь век спустя статуты предписали всем мужчинам носить их в обязательном порядке. Неоднократно происходили обыски в еврейских домах и сожжение Талмуда. Но потом общине было разрешено печатать Талмуд под надзором цензора.

В дальнейшем отношение к евреям заметно ухудшилось с начала Контрреформации, и папская политика наложения ограничений на евреев продолжалась в период 1555-1870 гг., который римская община была вынуждена провести в гетто. В 1555 г. папской буллой был введен запрет приобретать недвижимость. Разрешалось евреям заниматься только мелкой торговлей (в основном старыми вещами) и ремеслами (особенно, портняжничеством). Евреям разрешалось покидать пределы гетто в дневное время. Евреи обязаны были носить желтые шапки – барреты, цвет которых потом заменили на оранжевый и красный. Возмущенное духовенство, во избежание сходства с кардинальскими шапками, впоследствии снова вернуло желтый цвет уборов.

Когда Рим вошел в состав Французской империи, римские евреи получили права французских граждан и разрешение держать гетто открытым. Но после падения Наполеона гетто опять закрыли, вернулась инквизиция; торговые привилегии евреев были ограничены.

Ситуация изменилась лишь в начале ХХ в., когда мэром Рима стал Э. Натан. При Бенито Муссолини положение общины оставалось прежним. В Риме стали располагаться офисы главных организаций евреев Италии. Даже принятые в 1937-1938 гг. антисемитские законы поначалу соблюдались не строго. Лишь в 1943 г., когда Рим захватил вермахт, начались депортации в концлагеря. Папа Пий XII отказался открыто осудить преследования евреев, однако приказал предоставить им убежище в монастырях. Число уничтоженных римских евреев составляет более 2 тыс. человек. Тем не менее, после войны еврейское население Рима насчитывало примерно 11 тыс. человек.

К началу ХХІ в. в Риме функционирует 10 синагог и живет около 15 тыс. евреев. Любопытно, что данные генетики показывают, что бо́льшая часть современных ашкеназов происходит от тех римских евреев, которые мигрировали на протяжении эпохи Средних веков в различные государства Европы.

Контаденские евреи Прованса

Любопытную судьбу имеют еврейские общины провинций Западной Римской империи. Так, в провинции Галлия евреи пользовались правами римских граждан и проживали в крупнейших городах. Распространение христианства среди варваров способствовало лояльному отношению к еврейским общинам, так как короли не видели особой разницы между двумя авраамическими религиями. Это приводило к бракам с варварами, что, безусловно, раздражало местных епископов. Особенной группой евреев в Средние века считались евреи Прованса, или как их называли контаденскими евреями, а позже – евреями папы.

Евреи в Провансе на тот момент были тесно связаны с арабской Испанией. Из их среды выделялись мудрецы и особенно медики. Ученые семьи Тиббонидов переводили с арабского философские тексты Иегуды Галеви, Маймонида и др. А семья контаденских евреев Кимхидов разрабатывала грамматику и писала комментарии к Торе. Такие семьи были носителями культуры на языке шуадит, который известен с XI в. и является смесью языка ла’аз, окситанского (прованского) диалекта и еврейско-французского (царфатского) языка Нарбоннской школы.

Проживали они в основном в графстве Конта-Венессен, которое входило в состав Франкского государства, затем принадлежало графам Тулузским, а с конца ХІІІ в. от короля Филиппа III перешло папе Григорию Х. В период папского владычества графство управлялось регентом в городе Карпантра, который также стал центром контаденских евреев.

Евреи в Провансе на тот момент были тесно связаны с арабской Испанией. Из их среды выделялись мудрецы и особенно медики. Ученые семьи Тиббонидов переводили с арабского философские тексты Иегуды Галеви, Маймонида и др. А семья контаденских евреев Кимхидов разрабатывала грамматику и писала комментарии к Торе. Такие семьи были носителями культуры на языке шуадит, который известен с XI в. и является смесью языка ла’аз, окситанского (прованского) диалекта и еврейско-французского (царфатского) языка Нарбоннской школы.

В XIII в. прованское графство стало одним из убежищ для гонимых Филиппом IV Красивым евреев Франции. Несмотря на лояльность римской курии к евреям, с началом альбигойских войн папа Иннокентий ІІІ объявил крестовый поход против еретиков и виновников ереси, которыми считал евреев.

В 1367 г. в Карпантре строится синагога, которая является старейшей из ныне действующих во Франции.

В конце XV века евреи окончательно были изгнаны из южной Франции. И вновь графство Конта-Венессен становится единственным местом в королевстве, где евреи могут жить в относительной безопасности. Среди котадентских евреев некоторые занимались в это время даже сельским хозяйством. Проживали они в специально отгороженных кварталах городов (carrières), которые они не могли покидать днем без отличительных знаков. В таких кварталах еврейские дома могли достигать семи или восьми этажей и считались по тем временам небоскребами.
Контаденские евреи в синагоге (нач. ХХ в.) – Musée Jouve & Juif Comtadin
Контаденские евреи в синагоге (нач. ХХ в.) – Musйe Jouve & Juif Comtadin
Неоднократные попытки французских королей присоединить графство оставались тщетными. Вплоть до 1791 г. это была единственная область Франции, где можно было жить евреям. Лишь в период Великой французской революции евреям было разрешено жить легально в любом месте Франции в качестве полноправных граждан. Однако из-за этого статус языка шуадит начал быстро падать, началась массовая ассимиляция контаденских евреев.

В течение полутора веков общины Прованса пришли в упадок. Обрели они новую жизнь лишь после 1962 г., когда сюда были переселены евреи из Алжира. И тем не менее, язык шуадит существовал, о чем свидетельствует сборник религиозных стихов бразильского императора Педро II (1891).

Окончательное вымирание языка шуадит было отмечено в 1977 г., после смерти его последнего известного носителя – писателя А. Люнеля.

Романиоты Византии

Гораздо худшим было положение евреев в Византийской империи, где их называли романиотами (от названия империи – Базилея Романион). Жили они здесь с ІV-ІІІ в. до н.э. Разговаривали на еврейско-греческом языке яванике и проживали в крупних центрах империи – Константинополе, Никополе, Афинах, Салониках.

Со времен императора Юстиниана романиотов начали стеснять в правах. В VІІ в. императору Ираклию передрекли астрологи, что Византия будет опустошена «обрезанным народом». Полагая, что это евреи, он насильно насаждал християнство и советовал то же делать франкскому королю Дагоберту. «Обрезанный народ» действительно напал на Византию, только это были арабы-мусульмане.

Император Лев Исавр в указе о насильном крещении всех романиотов уже стал угрожать серьезными наказаниями. Многие приняли тогда крещение, некоторые же переселились в Северное Причерноморье. В дальнейшем, при Василии Македонянине, началось уничтожение общин, не принявших християнства. Лишь 5 общин уцелело благодаря заступничеству еврейского поэта Шефатии, который вылечил больную дочь императора.

Тем не менее, столь жестокие гонения были редки, поскольку романиоты играли важную роль в торговле и ремеслах. Наиболее распространенными были шелководство и красильное ремесло. Уникальная методика создания пурпурних тканей благодаря «еврейской краске» ценилась по всей Европе.

Наибольшей общиной романиотов длительное время оставался Константинополь, где романиоты жили в квартале Пера. Управлялись общины старшинами-эфорами. После 4 крестового похода и разграбления Константинополя основным центром романиотов стала Греция.

С падением Византии и созданием Османской империи жизнь романиотов не особо изменилась. Лишь в начале XVI в. под давлением еврейской иммиграции из Европы романиотские общины сократились. Но романиоты продолжили участвовать в жизни империи в качестве советников, медиков и др. Именно евреи познакомили турков с порохом и пушками.

К началу XX в. язык романиотов сохранялся в общинах Янины, Арты, Превезы и Халкиды. Однако ритуалы романиотов соблюдались лишь в отдельных общинах, например, на острове Корфу и в Салониках. Основными центрами романиотов оставались Афины, Салоники и Янина.

После Второй мировой войны из 77 тыс. греческих евреев выжило 10 тыс. человек. Во всем мире существует только 3 романиотских синагоги: в Афинах, в Чайна-тауне Нью-Йорка и в Янине. Сейчас в общей сложности на яванике разговаривают около 50 человек.

История еврейских общин в различных странах, позволяет узнать, какими были особенности становления и развития культур той или иной общности. Развитие местных языков же свидетельствует об уровне и силе таких общин. Некоторые из них исчезли, некоторые наоборот, пытаются сохранить свою индивидуальность даже в современном мире. Изучая наследие разных еврейских общин Европы, мы не только возобновляем память о тех деятелях, которые стремились развивать и прославлять свои общины, но и сохраняем то единение среди евреев всего мира, которое позволило на протяжении тысячелетий сохранить евреев как народ и дать ему развиваться в дальнейшем.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine