Мизрахи: евреи Ливана
Одно из древнейших государств Востока
Автор:
Адель Кернес, 2021
В период существования Израильского царства части современного Ливана контролировались Иерусалимом. Евреи же обосновались в районе Ваал-Хермон на склонах горы Хермон.
В Торе упоминается, что израильские колена Ашера и Нафтали располагались на территории, которая включала современный Ливан.
Известно, что после восстания Бар-Кохбы против римлян в 132 году н. э. в Ливане было создано несколько еврейских общин. Так, Халиф Муавия основал еврейскую общину в Триполи. Еще одна община появилась в 922 году в Сидоне, а в 1071 году была создана иешива в Тире.
Бейрутская еврейская община резко увеличилась до 5 тыс. человек в 1911 году, когда туда массово переехали евреи из Италии, Греции, Сирии, Ирака, Турции, Египта и Ирана.
Благодаря принятой в 1926 году Конституции Ливана еврейская община получила право на свободу вероисповедания, которого не было у других еврейских общин в регионе. Французский мандат в Великом Ливане позволил еврейской общине процветать, а также оказывать существенное влияние на весь Ливан и за его пределами. Ливан стал независимым государством не в последнюю очередь благодаря усилиям местных евреев.
В Ливане действовали две еврейские газеты, одна из которых издавалась на арабском языке «Аль-Алам аль-Исраили» (Израильский мир), а вторая – на французском Le Commerce du Levant. Причем последняя издается до сих пор, хотя она уже давно как не принадлежит евреям.
Крупнейшая ливанская еврейская община, расположенная в Бейруте, развивалась в три этапа. До 1908 года бейрутская община росла, в основном, за счет миграции из сирийского региона и из других османских городов, таких как Измир, Салоники, Стамбул и Багдад. Еврейских мигрантов привлекали коммерческий рост (Бейрут- портовый город), консульская защита, относительная безопасность и стабильность. За XIX век еврейская община Бейрута возросла с нескольких сотен до 2,5 тыс. человек, а перед Первой мировой еврейское население города насчитывало 3,5 тыс. человек.
Несмотря на то, что бейрутская еврейская община была многочисленной, она не отличалась организованностью: в ней отсутствовали некоторые фундаментальные институты, такие как коммунальные уставы, избранный совет, механизмы обеспечения и налогообложения. Самым организованным еврейским заведением того периода была школа-интернат Тиферет Израиль, основанная Заки Коэном в 1874 году. В ней учились студенты из обеспеченных семей. Заки Коэн стремился создать современную, но еврейскую школу. Он ввел изучение как светских, так и сугубо еврейских предметов, а также изучение семи языков. В начале XX века школу пришлось закрыть по причине финансовых трудностей.
Спустя шесть лет после революции младотурок (1908) бейрутские евреи наконец созвали общее собрание, на кортом был избран общинный Совет из двенадцати членов, подготовлен общинный устав, назначивший главного раввина, и создавший комитеты для администрирования налогообложения и образования.
Третий этап развития еврейской общины Бейрута включает открытие двух основных институтов: синагоги Маген Авраам (1925) и общественной школы изучения Торы (Талмуд-Тора) Селим Тарраб (1927). За счет взносов обеспеченных членов общины, бейрутские евреи могли себе позволить работу общественных благотворительных организаций Бикур-холим, Озер-Далим и Матан-бассетер, а также проведение еврейских праздников и торжеств. В целом бейрутская еврейская община была финансово независимой и не рассчитывала на благотворительность европейского еврейства.
Еврейские лидеры Бейрута в период развития еврейского ишува в Палестине также стали активно поддерживать идеи сионизма. Еврейское руководство в Бейруте в это время даже идеологически объединилась с базирующейся в США организацией Бней Брит и создало свою локальную ложу, в которую входили лидеры местных общин.
Бейрутская ложа Бней Брит оказывала большое влияние на еврейскую общину. Она стремилась расширить возможности как отдельного человека, и общины в целом, тогда как Альянс, в основном, стремился к расширению возможностей отдельных евреев через получение ими современного образования. Между муниципальным советом и ложей сформировалась тесная связь за счет того, что большинство из членов совета были также членами Бней Брит. В условиях отсутствия какой-либо еврейской средней школы в Бейруте, еврейским детям приходилось учиться в школах других религий (в основном в христианских), либо светских школах.
Так как еврейская община в Ливане была самой немногочисленной среди религиозных общин, ей нее предоставлялось право на гарантированное представительство в парламенте. На этом фоне еврейские лидеры делали все, чтобы улучшить общественный статус сообщества путем консолидации и развития общины в целом. Тем не менее период французского мандата для еврейской общины был периодом роста, развития и стабильности.
Ливанская еврейская община в XX веке сторонилась политики, а также не участвовала в распрях крупных религиозных групп в стране.
Еврейское население по большей части не поддерживало ливанский национализм и было солидарно с французскими властями, которые негативно относились ко всем выражениям сионизма. Несколько еврейских лидеров все же поддерживали сионистское движение, но массовой популярности в Ливане оно не достигло. Так, Сионистское Еврейское агентство сетовало на отсутствие национального чувства среди ливанских евреев.
Зато организация Маккаби, официально зарегистрированная ливанскими властями, стала активным центром еврейской культурной жизни в Бейруте и Сидоне. Эта организация обучала ивриту и еврейской истории, и была в центре внимания небольшого сионистского движения в стране. Были также просионистские элементы в маронитской общине Ливана.
Великий муфтий Иерусалима, будучи изгнанным из Иерусалима в 1929 году во время тамошних беспорядков, поселился в Ливане и продолжил оттуда выступать против британцев и сионистов. Мусульманские националисты и редакторы основной греко-православной газеты пытались и в Ливане организовать еврейские погромы. Тогда же еврейский лидер Иосиф Фархи поднял вопрос о получении мест в недавно расширенном ливанском парламенте, на что получил уклончивый ответ.
В 1947-1948 гг. в Ливане начались антисионистские демонстрации, которые поначалу не вредили еврейской общине, но усиление арабо-израильского конфликта отразилось и на проявившейся враждебности среди мусульманского населения по отношению к евреям. В начале 1950-х террористы взорвали главную синагогу в Бейруте, а ливанская палата депутатов приняла единогласное решение об отставке и исключении еврейских офицеров из ливанской армии.
Хотя к тому времени большинство евреев Ливана хорошо относились к созданию государства Израиль, они отстранились от политики и не обсуждали вопросы, связанные с Израилем, опасаясь обвинений в измене со стороны арабских соседей.
К началу первой гражданской войны в Ливане (1958г) в стране проживало почти 9 тыс. евреев. Ливан был единственной из арабских стран, где еврейское население возросло после 1948 года.
Политические дрязги в Ливане спровоцировали массовый исход евреев из страны после 1958 года. Большинство из них уехали в США и Европу и несколько сотен – в Израиль.
До Шестидневной войны еврейское население Ливана насчитывало порядка 5-6 тыс. человек, но после войны поток эмигрантов усилился, и община сократилась примерно наполовину. Тогда ливанские евреи проживали преимущественно в Бейруте и только несколько семей – в Сидоне. Действовали два еврейских банка в Ливане, Сафра банк и Société Bancaire (ранее Zilkhah банк).
Последствием Шестидневной войны стало то, что ливанским евреям запретили работать без получения на то разрешения от властей. По этой причине евреи и стали массово покидать страну. Но была и другая причина – это частичный паралич ливанской экономики, особенно в сфере туризма, так как христианские паломники больше не нуждались в проезде через Ливан для того, чтобы посетить Старый город Иерусалима и Вифлеем. Некоторая часть еврейской ливанской молодежи эмигрировала в Израиль.
В начале 1970-х годов в бейрутской и сидонской еврейских общинах функционировали синагоги и другие общинные институты, а также еврейские школы. Многие еврейские дети учились в христианских учебных заведениях, так как еврейские школы не давали полноценного среднего образования, а также потому, что евреи предпочитали учиться на французском языке. Даже в еврейских школах акцент был сделан на изучении французского языка. Арабский изучался в меньшей степени, а иврит ещё меньше, хотя изучение иврита не было ограничено со стороны властей.
Хотя еврейские и христианские школы успешно боролась с неграмотностью среди молодёжи, мало кто из них продолжал учебы в вузах, выбирая вместо этого заниматься бизнесом. В 1970 году еврейская община сократилась до около 1000-1800 человек.
Основная часть евреев эмигрировала из Ливана вначале второй гражданской войны, особенно после израильского вторжения в июне 1982 года. Оставшиеся евреи сильно пострадали в охваченном войной Бейруте, когда ужесточилась борьба между шиитскими вооружёнными группировками и израильской армией на юге Ливана.
В начале 1990-х в Ливане проживало всего лишь около ста евреев. Еще 67 евреев переехали в Израиль в период 1990—2001 годов.
Старую синагогу в Бейруте принялись восстанавливать в 2010 году. Синагога находилась в ужасном состоянии: разрушенная крыша, деревья, растущие под зданием, стены в антисемитских граффити. Ливанские политические деятели, решившие выделить средства на реконструкцию синагоги, полагали, что таким образом Ливан покажет себя открытым обществом, терпимым к иудаизму. Однако ни евреи, ни строители, участвующие в проекте, не согласились быть идентифицированными. Мало кто верит, что эта синагога когда-либо обретет своих прихожан.