Мизрахи: евреи Ирака (Вавилонии)
Еврейское присутствие в колыбели цивилизации
Автор:
Адель Кернес, 2021
Навуходоносор II, который покорил Иудею и разрушил Храм, увел за собой тысячи евреев в Вавилонию. Так и появилась первая еврейская диаспора в Вавилонии, потомками которой являются современные иракские евреи.
Оказавшись в рабстве, иудеи сохранили верность своей религии и обычаям. Постепенно к вавилонским евреям присоединились другие евреи с соседних областей. Вавилонский правитель не угнетал евреев, а наоборот, дал им полную свободу в религии, судопроизводстве и других областях внутренней жизни, взамен потребовав лояльного отношения к себе и государству, а также отказ от попыток восстать и восстановить своё государство. У многих изгнанников в собственности находилась земля, которую они обрабатывали, а некоторые занимались ремесленничеством.
В 538 году до н. э. евреи радостно восприняли переход власти в Вавилонии к персидскому царю Киру. В благодарность за преданность тот разрешил всем евреям вернуться на родину и даже выделил средства из государственной казны на восстановление Храма. Несмотря на предоставленную возможность, не все евреи покинули Вавилон.
При правлении Александра Македонского вавилонские евреи сохранили свои прежние права и получили новые. Так, еврейские солдаты из армии Македонского были освобождены от работ в субботу. Когда Александр умер, Вавилония перешла под власть его военачальника Селевка, при котором евреи продолжали процветать.
Периодические гонения на евреев начались с началом правления в Вавилонии династии Сасанидов. Так, при правителе Каваде I евреи активно преследовались, их дети отдавались на воспитание зороастрийским жрецам, синагоги сносились, а изучение Торы оказалось под запретом.
Устав от религиозных гонений, вавилонские евреи оказали активную поддержку арабским завоевателям в VII веке, за что халиф Омар ибн ал-Хаттаб даровал им новые права.
В 658 году глава местной ешивы рабби Ицхак был объявлен халифом Али ибн Аби Талибом духовным вождём евреев Вавилонии и получил право издавать религиозные постановления по упорядочению еврейской общинной жизни.
Ешивы Суры и Пумбедиты стали основными духовными центрами еврейской диаспоры Востока, Северной Африки и даже Испании, с которой поддерживалась связь. Главы ешив с конца 6 в. носили титул гаонов. Этот период считается золотым веком еврейской учености в Вавилонии.
Во времена правления династии Аббасидов главным центром еврейского образования и книжности стал Багдад, столица халифата. В Багдаде находилась резиденция эксиларха – главы еврейского народа.
Однако с приходом к власти исламизированных монголов жизнь евреев резко ухудшилась. Монголы уничтожали синагоги, еврейских детей насильно отдавали в мусульманские семьи, а всех евреев обязали носить особый знак отличия.
Изучение Торы вновь вернулось в жизнь евреев при османах, которые разрешили молиться в синагогах, а также даровали им некоторые другие свободы, благодаря чему и экономическое состояние иудеев улучшилось.
Багдадская еврейская община к 1910 году считалась второй по величине и благосостоянию во всей Турции после евреев Салонников. Тогда же несколько евреев стали депутатами парламента от территории, которая теперь носит название Ирак.
Когда в 1921 году Ирак был объявлен королевством, король Фейсал I провозгласил для всех граждан полную свободу в вере, образовании и занятиях. Это также позволило евреям выступать делегатами в парламенте. Со временем евреи стали составлять значительную часть всех служащих государственного аппарата.
Сионистские организации появились в Ираке в 1918 году. Они свободно открыто пропагандировали свои идеи, обучали ивриту, организовывали молодёжные кружки и объединения.
Вражда и притеснения евреев начались в 1929 году. Евреев увольняли с государственных постов, вытесняли из торговли и культуры. И хотя сионистские организации начали работать подпольно, в это время их деятельность стала давать первые плоды: небольшие группы иракских евреев начали переезжать в Палестину.
Несколько десятков тысяч евреев в 1948 году покинули Ирак и через соседний Иран совершили алию. Иракские власти тут же запретили евреям выезжать из Ирака, но как только было создано государство Израиль, еврейская миграция только увеличилась. Только во время операции «Эзра и Нехемия» от Сохнута в 1950 году Ирак покинули 110 тыс. евреев.