Хутс

Группа евреев, эмигрировавших из Нидерландов в Англию в XIX веке

Автор:
Анатолий Кержнер, 2018
Как-то все привыкли к тому утверждению, что большинство евреев Европы – это ашкеназы. Ну, кое-где в Европе жили и сефарды, хорошо. Но уж совсем мало из нас слышали о таких самобытных группах внутри европейских евреев, как римские евреи, прованс, романиоты, хутс. Себя они считали отличными от остальных ашкеназов, и всегда пытались сохранить свою самобытность.

Итак, сегодня у нас интересная группа, уверен, ранее вы о таких не слышали – хутс. Попросту говоря, это голландские евреи, эмигрировавшие во второй половине XIX века в Англию из Нидерландов и жившие преимущественно в Лондоне. Они, как правило, прибыли из Амстердама, и занимались своими обычными профессиями и промыслами, как и на старой родине – сигареты, шляпы, домашняя обувь. В Лондоне они поселились компактно в районе Спиталфилдс, который долгое время оставался анклавом, где эти голландские эмигранты жили отдельной сплоченной общиной.

В конце XIX в. районы Лондона наводнило много беженцев (в том числе и евреев) из Восточной Европы. Технический прогресс и успешное внедрение машинного оборудования в производство сигарет в конечном итоге привело к краху сигаретной промышленности, от которого зависела община хутс. Многие из них вернулись в Амстердам, некоторые эмигрировали еще дальше, в такие места, как Австралия и США, некоторые ассимилировались с другими евреями – ашкеназами или сефардами, а некоторые, увы, в конечном итоге совершенно потеряли свою еврейскую идентичность.

Между хутс и более поздними еврейскими эмигрантами наблюдалось явное соперничество, не в последнюю очередь потому, что хутс прибыли ранее, уже более-менее знали английский и владели навыками промышленного производства, тогда как более поздние эмигранты были, в основном, неграмотными бедными ремесленниками и должны были учиться овладевать новыми профессиями в условиях пресловутой потогонной системы. Прибыв без гроша в кармане и в большом количестве, они обратили внимание чиновников на проблему иммиграции, ситуация с которой привела к «Закону об иностранцах» 1905 года («Aliens Act» 1905 г. запрещал въезд в страну больным вообще и, в частности, душевнобольным, причем от иммигрантов, относительно которых существует опасение, что они явятся бременем для общественной благотворительности, требовалось предъявление известной суммы денег).

Кроме того, хутс были подозрительны в глазах других евреев, т.к. у них были свои давние особые обычаи и ритуальные практики (нечто смешанное сефардско-ашкеназское) – многие из их семей жили в Амстердаме еще со времен, когда там были созданы первые синагоги в начале XVII века. Уникальная ситуация Амстердама заключалась в том, что ашкеназим (т.наз. «немецкие евреи») и сефарды (т.наз. «испанские евреи») жили в тесной близости на протяжении веков, в результате чего образовался феномен смешанной культуры обоих групп, аналогичной которой не было в других местах. Имея разные культурные традиции, общины, в основном, были отделены друг от друга, но в результате их географического соседства появились межкультурные влияния, не возникавшие в других городах и странах. Для английских евреев особенно странным было то, что эти «голландцы», прекрасно свыкшиеся с морем, ели морепродукты, которые другие еврейские общины считали некошерными.

Происхождение названия «хутс» до конца не определено. Одна из популярных версий – слово происходит от голландского слова «goed» (произносится [хут] и означает «хорошо»; голландское «g» произносится аналогично восьмой букве еврейского алфавита, гортанной «хэт») и является подражанием речи на иностранном языке, который слышали другие. Вторая версия – происхождение от древнееврейского слова «хуц» («снаружи» или «на улице»). Оно могло быть применено к голландским евреям Лондона либо потому, что они были социально изолированы, либо потому, что многие из них были уличными торговцами. Другая возможность толкования заключается в том, что слово «хуц» все чаще появлялось в архивных записях синагоги в Амстердаме, члены которой все больше и больше уезжали в Лондон, «уходили прочь» (т. е. эмигрировали).

Современные справочники утверждают, что это сообщество почти полностью потерялось в истории.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine