Фалаша и фалашмура
Загадочные евреи Эфиопии - одно из потерянных колен Израиля?
Автор:
Адель Кернес, 2019
Общину «Бета Исраэль», существовавшую до начала второй половины ХХ века в Эфиопии и название которой означает «Дом Израиля», составляли эфиопские евреи. Их религия базировалась на Письменной Торе и собственных традициях. В Израиле им разрешили пройти облегченный гиюр, чтобы стать настоящими евреями. В русскоязычной среде самым известным эфиопским евреем считается прадед Александра Сергеевича Пушкина, Абрам Ганнибал.
Основная часть эфиопских евреев проживала в северной и северо-западной Эфиопии: в 5 сотнях своих селениях, а также в городе Гондэр и Аддис-Абебе. В начале 80-х годов XX века численность общины «Бета Исраэль» достигала почти 45 тыс. человек. Они, в основном, занимались земледелием и ремеслами, а в городах – строительством.
Эфиопских евреев местные назвали «фалаша», что в переводе с древнеэфиопского языка геэз означает «пришельцы, выходцы». Причем сами фалаши не знакомы были с ивритом, а их Тора была написана на геэзском языке (западная ветвь семитских языков). На этом же языке написан текст Библии у эфиопских христиан. Фалаши между собой общались на тех же диалектах, что и местное население.
Фалашам была знакома также одна из книг Пророков, книга Йеошуа. Устная Тора им была не знакома, ее заменили различные собственные толкования на Пятикнижие, в том числе различные легенды, книги о святости Субботы, о жизни Моше, Аарона и других наших праотцов и т.п.
В общине «Бета Исраэль» строго соблюдались как законы субботы, так и законы семейной чистоты. Также они частично соблюдали кашрут, делали обрезание (причем мальчикам и девочкам) и совершали жертвоприношения.
В начале XX века у фалашей духовными лидерами стали священнослужители, которые не только проводили религиозные обряды, но и управляли жизнью общины в целом.
Литургическая служба общины проводилась, как правило, в небольших круглых домах, состоящих из концентрических комнат. Форма этих молитвенных домов походила на некоторые эфиопские церкви.
Эфиопских христиан и евреев объединяет одна легенда, согласно которой царь царей Менелик I, сын царя Шломо и царицы Савской, основал «Соломонову династию» в Эфиопии. После помазания на царство в Иерусалимском Храме Менелик отправился на родину, вместе с ним поехали Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин с семьями. Так вот эфиопские евреи причисляют себя к потомкам этих уважаемых людей Иерусалима.
Главные иудейские праздники, хоть и назывались у эфиопских евреев по-своему, имели то же значение и отмечались в то же время. Так, Рош а-Шана у фалашей известен как Берхан Сарака, Йом-Киппур – Астасрейо; Суккот – Ба‘ала Масалат, а Песах – Фасика. В праздник Песах в общине приносили ритуальную жертву и ели хлеб наподобие мацы, который выпекался из неквасного теста. Фалаши не отмечали такие праздники, как Пурим, Ханука и Симхат-Тора.
Некоторые праздники общины «Бета Исраэль» заимствованы из культуры эфиопских христиан. Так, праздник Сегед, преобразовавшийся впоследствии в праздник Синайского откровения и грядущего возвращения эфиопских евреев на родину в Эрец-Исраэль, отмечается сейчас среди эфиопских евреев в Израиле ежегодно.
Все рукописи фалашей начинаются словами: «Благословен Господь, повелитель Израиля, повелитель всего духа и всей плоти».
Еврейские рабы из Эфиопии нередко оказывались в Египте. Раби Овадья бар Авраам Бартанура, лидер евреев в Эрец Исраэль в конце XV века написал про таких рабов следующее:
«…И я видел двух из них в Египте, они немного черные, но не как кушим (африканцы), и нельзя было понять, соблюдают ли они караимскую или рабанитскую Тору. Некоторые вещи, как огонь в жилище в Шабат, они делают как караимы, а некоторые – как раввинисты. Они говорят, что происходят от колена Дана. Я видел их своими глазами и слышал своими ушами, хотя эти люди и не знают святого языка, да и по-арабски едва говорят, так что местные жители с трудом их понимают».
Другой известный рабби Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (Радбаз) спустя почти сотню лет также описывал эфиопских (абиссинских) евреев в различных респонсах:
«Если кто-то купил раба-абиссинца, то после того, как выяснилось, что он еврей, — это вовсе не покупка раба, а выкуп пленного, и на каждом еврее лежит заповедь выкупа пленных, чтобы он не перемешался с другими народами.
Могло бы возникнуть другое сомнение, так как все эти абиссинцы, живущие в земле Куш (в Африке), ведут себя как караимы, последователи Цадока и Боэтуса, и мы не обязаны выкупать их или поддерживать. Мне, однако же, кажется, что эти слова [то, что не должны поддерживать караимов] относятся к тем, кто живет среди раввинистов и насмехается над словами мудрецов. Что же касается тех, кто пришел из земли Куш, то они, несомненно, происходят из колена Дана, и из-за того, что не было среди них мудрецов-хранителей традиции, поняли они слова писания по простому смыслу. И, если бы их научили, они не стали бы бунтовать против слов мудрецов. Поэтому они — как ребенок, оказавшийся в плену у неевреев. И знай, что Цадок и Боэтус жили во времена Второго Храма, а колено Дана оказалось в изгнании раньше, и, даже если есть сомнение, обязаны мы их выкупать.
Однако касательно родословной, я опасаюсь, что их браки недействительны, а разводы сделаны не по правилам наших мудрецов, так как они вообще не понимают ничего в законах браков и разводов».
Отсюда следует, что ни раби Бартанура ни Радбаз не относят абиссинских евреев к «кушим», иначе говоря, потомкам Хама.
Согласно комментарию Виленского Гаона на трактат Негаим, весь обитаемый мир был поделен между детьми Ноаха. Хаму досталась южная часть мира, поэтому все его потомки чернокоже. Самая южная часть оказалась под владением одного из детей Хама, Куша, цвет кожи которого самый темный среди чернокожих.
В книге Шофтим упоминаются периодические нападения филистимлян на Страну Израиля. Победа переходила от евреев к филистимлянам и обратно. Однажды после очередной такой войны в X веке до н.э. евреи проиграли, и колено Дана разделилось – один ушли на север, а другие – на юг. Как раз вторая часть и могла обосноваться в Африке.
Фалаша были официально признаны евреями в конце XIX века, после нескольких этнографических экспедиций в Эфиопию. В то время страной правил император Теодрос II, который яро боролся с различными проявлениями сектантства, а заодно с иудаизмом и исламом. По некоторым данным, императору приходилось применять свое войско во время массовых крещений эфиопских евреев.
Постоянные преследования со стороны властей, а также голод в 1888-1892 гг. в Эфиопии существенно ослабили общину «Бета Исраэль», а также способствовало переходу некоторых ее членов в христианство.
Первым, кто начал бороться за приближение фалашей к иудаизму, стал Яаков Файтлович, который прибыл с экспедиций в Эфиопию в 1904 году. Он считал общину «Бета Исраэль» обособленной группой этнических евреев, проживающей среди примитивного африканского населения, оказывающего на нее влияние.
У общины еще оставались надежды на эфиопскую революцию, произошедшую в 1974 году. Однако после нее положение эфиопских евреев стало еще более невыносимым, поэтому они поставили себе цель – как можно скорее переселиться в Израиль.
Главный сефардский раввин Израиля Рав Овадия Йосеф в 1973 году признал фалашей полноценными евреями, являющимися потомками колена Дана. Благодаря этому всем фалашам было дано право на репатриацию в Израиль.
Однако мнение других раввинов отличалось от мнения рава Овадии, поэтому в 1984 году вышло постановление Главного раввината Израиля о том, что все эфиопские евреи обязаны пройти хотя бы гиюр ле-хумра. Этот облегченный вид гиюра можно проводить человеку, чей статус еврея хоть и не доказан, но существуют большая вероятность, что он на самом деле еврей.
Многие фалаши поддались на уговоры со стороны некоторых антирелигиозных организаций, которые призывали не проходить гиюр, считая его чем-то унизительным. В итоге только около 10% от всех эфиопских иммигрантов прошла гиюр.
Между тем ситуация в Эфиопии была катастрофическая. Только от голода в 1984 году погиб почти один миллион человек. При этом власти запретили всем покидать страну – евреи не исключение. В этом же году спецслужбы Эфиопии начали без разбора убивать фалашей, считая их виновными в своих поражениях и приписывая им сотрудничество с эритрейскими сепаратистами. Некоторые фалаши спасались бегством, но лишь «счастливчикам» удалось достичь Судана, где им приходилось жить в ужасных условиях.
Израиль решил провести спасательную операцию под названием «Моше», за выполнение которой отвечал глава Моссада. План предусматривал эвакуацию эфиопских евреев, в ходе которого не менее 14 тыс. человек были вывезены по морю и по воздуху в Израиль.
Через год, в 1985 году израильтяне при поддержке США осуществили еще одну небольшую операцию, благодаря которой 800 фалашей были вывезены из Судана.
Еще одна операция («Шломо») проводилась в 1991 году. 20 тыс. членов общины «Бета Исраэль» эфиопские власти согласились обменять на $40 млн. Всего за двое суток Израиль перевез всех фалашей из Аддис-Абебы в Тель-Авив.
И хотя Израилю удалось перевезти в страну 35 тыс. «Бета Исраэль», примерно 4 тыс. фалашей погибли, кто от рук военных, кто от голода и болезней, кто при попытке самостоятельного бегства в Израиль. Так или иначе, но община «Бета Исраэль» прекратила свое существование в Эфиопии.
Фалашмура
Когда же все эфиопские евреи перебрались в Израиль, еще одна эфиопская община – фалашмура – также предъявила претензии на репатриацию в Израиль. Фалашмура – это те фалаши, которые из-за гонений приняли христианство. За примерно 1,5 века гонений фалашмура практически полностью отошли от религии фалашей и вступали в смешанные браки. Однако, когда фалаши перебрались в Израиль, фалашмура также захотели стать евреями.
В 1994 году лишь ограниченная группа фалашмура получила разрешение на въезд в Израиль. Им можно было переселиться по Закону об эмиграции в Израиль (хок а-книса) и в рамках воссоединения семей, но не по Закону о возвращении. Еще примерно 3 тыс. фалашмура поселились в Израиле в 2010 году.
Власти Израиля не готовы разрешить всем фалашмура въезд в страну, так как опасаются, что это спровоцирует массовый и неуправляемый поток всех их родственников в Израиль. Однако относительно недавно израильское правительство одобрило переезд еще одной тысячи фалашмура с детьми.
В результате в Израиле сформировались несколько различных прослоек населения – африканских иммигрантов. Так, есть бывшие фалаши, прошедшие гиюр и ставшие полноценными евреями; есть фалаши, которые не прошли гиюр, поэтому их статус спорный; есть фалашмура – потомки фалашей, принявших христианство; есть еще кушим – африканские беженцы, по цвету кожи и по чертам лица отличающиеся от эфиопских евреев.
Со второй половины 2000-х годов появился официальный термин «нелегальная иммиграция из Африки в Израиль». Именно тогда, около 10 лет назад в Израиль хлынул поток нелегальных иммигрантов из Африки, которые, как правило, попадали в страну через египетскую границу. В основном, иммигрантами были жители Эритреи и Судана, Сомали, Кении, Кот-д-Ивуара, Нигерии и Чада. Помогали им нелегально пересечь границу контрабандисты-бедуины.
Только в 2012 году, когда в страну уже нелегально переселились примерно 40 тыс. человек, возвели забор на границе между Израилем и Египтом.
Большое количество нелегалов стараются получить статус беженца, но на него могут претендовать только некоторые из таких переселенцев. Депортировать их также невозможно. В частности, ООН против депортации граждан Эритреи, а граждан Судана не отправляют обратно на родину из гуманитарных соображений, потому как там уже 6 лет идет гражданская война.
По данным за 2018 год, число африканских нелегалов в Израиле составляет 65 тыс. человек. К сожалению, и преступность среди иммигрантов из Африки выросла на 68% с 2006г. по 2010 г.
Израильское правительство разработало специальную программу абсорбции, предназначенную для эфиопских и суданских репатриантов. Первые мигранты из Эфиопии достаточно быстро интегрировались в израильскую жизнь.
В современной многочисленной эфиопской общине (более 144 тыс. человек) существует ряд проблем: низкий средний доход на одного человека, болезни, алкоголизм и наркомания, преступность, суицид.
Всем жителям Израиля приходится непросто в связи с тем, что в стране проживают люди из абсолютно разных культур. К сожалению, израильское общество не всегда проходит это испытание с честью.