Ашкеназы и сефарды
Две самые крупные еврейские субэтнические группы
Автор:
Анатолий Кержнер, 2018
Один мой старый израильский знакомый однажды рассказал мне историю, как, репатриировавшись в Израиль в 1972 г. из одной из прибалтийских стран, его мама увидела на улице, впервые в жизни, чернокожих тейманим, и удивленно спросила: «А это что, тоже евреи?..». Этот же вопрос могут задать многие из нас, впервые приехав в Землю Обетованную, и видя огромное разнообразие еврейских типов – и белые европейцы, и смуглые арабы, и чернокожие эфиопы, кого только нет, – и все евреи.
Да, значит, евреи бываю разные – решите вы и будете абсолютно правы. Евреи бывают совершенно разные во всем их многообразии во внешности, культуре, ментальности во всех концах света… Раньше всех их можно было увидеть, будь вы средневековым путешественником, как Петахия из Регенсбурга или Биньямин из Туделы, обошедшие весь мир и описавшие еврейские общины в разных странах. Мы же предлагаем нашим читателям узнать обо всех, никуда не уезжая, прочитав нашу серию статей о разных евреях мира.
На протяжении многих столетий в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, каждая со своими культурными и языковыми особенностями. Две основные на сегодняшний момент субэтнические группы евреев – это ашкеназы и сефарды.
Ашкеназы (так мы говорим на русском языке, на иврите же – ашкенази, ашкеназим) – потомки еврейского населения германских земель средних веков. Проще говоря, это большинство евреев Западной и Восточной Европы. В нынешнем понимании этот термин охватывает всю часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу – в противовес термину сефарды (о них – ниже).
Евреи пришли в Европу из Палестины через Италию. Известно, что еврейские общины в Европе существовали уже в римских колониях, еще до того, как варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию. Еврейская община в Кельне, например, известна с 321 г. – еще до появления тут христианской общины. Однако до XI в. историческая роль этих еврейских общин была весьма незначительна.
Со времен средневековья Германия (а точнее, Юго-Запад Германии и Север Франции) носит название Ашкеназ – отсюда и ашкеназим.
По поводу самого этого слова ученые спорят очень давно. Впервые оно встречается в Торе в т.наз. «таблице народов» (Берешит 10:1-3). Ашкеназ – один из правнуков Ноаха (Ноя), внук Яфета. Ашкеназ по библейской традиции получил для себя и своих потомков земли для расселения где-то на Севере. Где находились эти земли? Общепризнано мнение, что это были земли Европы, то ли ее север, то ли восточные и юго-восточные берега Черного моря. Некоторые полагают, что топоним Ашкеназ дал основу для названия Скандинавия (от ошибочной идентификации Ашкеназа с «Ас-Скандз» – арабским названием Скандинавии и всех стран Северной Европы в целом), а потом «спустился» южнее и стал обозначать область расселения древних германских племен, включая и пределы нынешней. Иное мнение – имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским клинописным и греческим источникам – они же скифы, известные также и нам из школьного курса истории Украины.
Трудно определить, когда термин Ашкеназ был впервые применен именно к Германии. Вероятно, после 1000 г., когда существование особой группы евреев, живущих к северу от Альп и Пиренеев и имеющих собственные обычаи и ритуалы, стало уже свершившимся фактом.
Постепенно ашкеназская община сформировала собственную религиозную школу. Здесь не было того общекультурного блеска, характерного для испанской общины, но была глубокая проработка Галахи, Талмуда и Писания. Именно ашкеназы дали миру такого авторитета, как Раши, и авторов Тосафот – глубочайших комментаторов Талмуда. Сефарды же уделяли больше внимания систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.
Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. наиболее ярким представителем этих общин был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор а-Гола («светоч диаспоры»; 960-1028 гг.), который выработал новые общинные установления – таканот – в них, среди прочего, запрещалось многоженство.
С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и в шрифте.
В последующие века происходила миграция евреев дальше на восток – в Богемию, Моравию, Польшу, Украину. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.
Ашкеназы пережили в своей истории множество катаклизмов, погромов и войн. Но именно они составляют сейчас большинство (около 80 процентов) среди всех евреев мире.
Сефарды (ивр. «сфарадим» от слова «Сфарад», что со времен средневековья означало «Испания») – субэтническая группа евреев, выходцев из Испании и Португалии, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. В 1240 г. они были изгнаны и расселились по странам северного и южного Средиземноморья: Италия, Греция, Балканы, Северная Африка, Турция; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины.
Топоним Сфарад упоминается у пророка Овадии (1:20) и отождествляется в Таргуме Ионатана с Испанией. Ученые предполагают, что первоначально термин «Сфарад» служил ивритским названием города Сарды – столицы Лидии, где был легендарный царь Крез (в западной части Малой Азии, к северо-востоку от Измира).
Испанские евреи считали, что из Иерусалима в Сфарад они попали давным-давно, ещё после разрушения Первого Храма, в эпоху «вавилонского пленения», в VI в. до н. э., однако историки утверждают, что еврейские общины начали возникать здесь не позднее I в. н. э. Сведения о них крайне скудны, но всё-же имеются, а вот субэтнос «сефарды» сформировался скорее всего уже в эпоху средневековья.
Отождествление Сфарада с Испанией встречается уже в сочинениях гаонов (кон.VI – сер. XI в.).
Опираясь на непрерывную цепь традиции, идущей из античной Римской империи, евреи Эрец Ашкеназ поддерживали прочные контакты с сохранившимися итальянскими и, косвенным образом, также палестинскими центрами римской цивилизации. Сефарды, со своей стороны, долго были частью глобальной мусульманской цивилизации, центр которой, как всеобщий, так и еврейский, находился в Вавилонии, поэтому они стали наследниками вавилонской традиции и мировоззрения и были духовно были под их большим влиянием. Разделение между ашкеназскими евреями и их южными соседями продолжает, таким образом, на новом уровне древнюю дихотомию между Палестиной и Вавилонией.
Пиренейский полуостров является уникальным примером т.наз. феномена «пограничных культур». Совместное проживание на ограниченной территории в течение долгого времени мусульман, иудеев и христиан создало значительные возможности для контактов и заимствований. Сефарды активно участвовали в общественной и культурной жизни страны, занимали высокое положение при дворе правителей. При дворе кордовских халифов придворным врачем, руководителем дипломатии и, наконец, просто главным советником был еврей Хасдай ибн Шапрут. С X века Пиренейский полуостров становится важнейшим центром еврейской учености и культуры. Крупнейшими поэтами еврейской Испании были Шломо ибн Гевироль и Иегуда Галеви (XI в.), великими законоучителями, комментаторами Писания являются Маймонид и Авраам ибн-Эзра. С трудами Аристотеля христианская Европа в Средние века знакомилась в основном по латинским переводам с арабского, сделанным испанскими евреями в XIII в.
31 марта 1492 г. испанские монархи Фердинанд и Изабелла издали указ об изгнании евреев со всех подвластных им территорий, включавших почти весь Пиренейский полуостров, или креститься и остаться. Часть испанского еврейства приняла крещение, но тайно исповедовали заветы Торы – так появились марраны, однако большинство евреев предпочло покинуть страну, но сохранить веру.
Общее число испано-португальских изгнанников составляло около 300 тыс. человек. Некоторые из них переселились в Нидерланды, Италию, Марокко, но большая часть - в Османскую Турцию, где во все века существования этой империи в отношении евреев проявлялась терпимость. Уже в течение всего XV в. туда шла активная иммиграция испанских евреев, среди которых было множество искусных ремесленников и оружейников; именно они впервые привезли в Турцию порох и искусство литья пушек. Турецкий султан Баязет после изгнания евреев из Испании сказал: «Вы считаете Фердинанда умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». В XVI в. в руках евреев была практически вся дипломатия Османской империи.
В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы, и не только Европы, испанские евреи часто имели хорошее светское образование, высокие государственные посты, были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости.
После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды и ашкеназы во многих европейских государствах оказывались бок о бок, и где бы это ни происходило – в Амстердаме или в Гамбурге, в Лондоне или в Бордо – две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.
При том, что суть иудаизма одинакова для всех евреев, существуют некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов.
Например:
1. Разница в произношении некоторых букв и звуков в молитвах (шабос – шабат; талес – талит и т.п.).
2. Забой скота (шхита) у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить это сможет лишь специалист по Галахе.
3. Разный набор кулинарных предпочтений и блюд (гефилте фиш, кишке, локшн-кугл, бульон с кнейдлех, цимес – все это ашкеназская кухня, у сефардов же традиционными будут, например, бурекас, шакшука (жареные яйца в томатном соусе), «финидьо» — слоёный пирог с творогом, «пастеликос» — сладости и др. Ашкеназы в субботу днем едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин и добавляют в него много пряностей, специй).
4. Разные бытовые языки – всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино или арабском. Испано-еврейский язык, ладино, который со временем перестал быть разговорным, законсервировался и превратился в литературный язык, на который сначала переводили каноническую литературу с иврита, а затем появился довольно большой корпус переводов европейской классики (Шекспира, Мольера, Дюма) и самостоятельной литературы на ладино. В устной же речи восточные сефарды использовали разговорный вариант ладино – джудезмо.
5. У ашкеназов свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением; у сефардов свитки помещены в жесткие деревянные или металлические цилиндры, которые открываются для чтения.
6. В Песах ашкеназы не едят «китнийот» – бобовые, рис, кукурузу; на большинство же сефардов не распространяется это устрожение.
7. У ашкеназов слихот (покаянные молитвы) – с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана; у сефардов – начиная с 1-го Элула, за 40 дней до Йом Кипур. Есть такой анекдот, что сефарды читают слихот больше месяца «в наказание» за то, они едят китнийот в Песах. Конечно, это шутка.
8. Есть разница в литургии, порядке и составе текстов молитв.
9. Типичная ашкеназская синагога – это ряды скамеек, обращенных к передней части, где находится шкаф со свитком Торы. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме (однако при чтении молитвы Амида все поворачиваются в сторону Иерусалима).
Принципиально отметить, что ашкеназская и сефардская общины выработали принципиально разные школы в подходе к разработке галахи. Например, один из ярчайших представителей сефардской галахической мысли Риф (р. Ицхак Яаков hа-Коhен аль-Фаси 1013-1103) в своей книге сокращает Талмуд, убирая из него все сложные дискуссии, сводя каждый отрывок к постановке вопроса, двум-трем основным мнениям и ответу. В отличие от него «ашкеназ» Рош (аббревиатура Ашер бен-Иехиэль, 1250-1328) «расширяет» Талмуд: добавляет мнения позднейших законоучителей, комментирует текст и т.д. и лишь в конце дает ответ.
Еще одно различие в подходах сефардского и ашкеназского методов – в принципах «Галаха по большинству» и «Галаха по последнему». Сефардская галахическая школа основывается прежде всего на первом принципе, ашкеназская – на втором (это различие между сефардской и ашкеназской религиозными культурами сохраняется до сего дня). При этом, когда основное место занимает принцип «галаха по большинству», то, для выяснения «большинства», мнения всех высказавшихся по этому вопросу законоучителей как бы «взвешиваются» – конечно, в соответствии с «удельным весом» каждого, но безотносительно ко времени, когда каждый из них жил. Создается как бы «вневременный бейт-дин (суд)» из книг учителей, и этот суд выносит решение. При этом принципиально не учитывается изменение эпохи и ситуации в целом, изменений в быте, обычаях общества и ментальности и т.д. Мир полагается постоянным, и Тора в нем неизменна.
Иной подход – «Галаха по последнему» – придает больший вес тем законоучителям, которые ближе к нашему времени: во-первых, потому, что если уж эти «последние», которые, конечно же, видели и изучали мнения великих предшествующих авторитетов, все же решили по-иному – то, значит, есть на это причины, и нам тоже следует об этом задуматься; и, во-вторых, потому, что эти «последние» ближе к нам по всему стилю жизни, и, следовательно, их решения более адекватны для нас. При этом подходе также большое внимание уделяется живым действующим обычаям, даже если они не зафиксированы в авторитетных книгах прошлого.
Кроме того, ашкеназы и сефарды следуют разным религиозным авторитетам по многим религиозным вопросам. Например, кодификатор Йосеф Каро в своем кодексе «Шулхан арух» чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов Галахи). Иссерлес пополнил «Шулхан арух» глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.
В настоящее время сефардами нередко называют (особенно в Государстве Израиль) всех евреев-неашкеназов. Обычно это все восточные евреи, выходцы из Азии и Африки, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – «эдот а-Мизрах» (общины Востока).
Настоящие сефарды нередко определяют себя как «сат» или «самех-тет» – по первым буквам от «сфаради тагор» – «чистый сефард», и весьма гордятся своим происхождением – через своих славных предков, живших в Испании, они считали себя потомками иерусалимской аристократии и иудейских царей. Рассказывают, что у некоторых даже есть ключи от фамильных домов в родной Барселоне или Толедо. Но таких «самех-тетников» мало, около 10 процентов от всех, кого сейчас мы именуем сефардами.