Евреи Афганистана
Как два последних еврея страны решали споры через Талибан
Автор:
Адель Кернес, 2021
Согласно историческим сведеньям, евреи проживали в Афганистане на протяжении полутора тысяч лет. Их называют афганскими евреями. Сейчас же эта этнолингвистическая группа евреев проживает в Израиле и США.
Первые внятные свидетельства пребывания евреев в Афганистане относятся к VII веку. В то время евреи делились на три сообщества: торговцев кожей и овцами каракульской породы, а также на обычных бедняков и евреев, занимавшихся ростовщичеством. Наибольшее число крупных еврейских семей проживало в приграничном городе Герат. Главы этих семей занимались торговлей, а их торговые пути проходили по маршруту древнего Шёлкового пути среди величественных гор Афганистана. Доказательством этого служат надписи-молитвы на иврите, высеченные на камнях этих гор.
Афганистан в средние века нередко служил местом ссылки или добровольного изгнания для лиц, нежелательных для еврейской общины Месопотамии
Крупнейшим центром еврейской жизни Афганистана того времени считают Балх, но в Кандагаре и Кабуле, по данным арабских географов также находились еврейские общины.
К сожалению, существует очень мало фактов из истории евреев Афганистана в XV—XVIII вв.
Известно, что после массового насильственного обращения евреев в ислам в Мешхеда (Хорасан) многие из них бежали в Афганистан. За счет беженцев еврейское население Афганистана в 1839 году достигала 40 тыс. человек.
В Палестину первые афганские евреи перебрались в конце XIX века.
В 1933 оставшиеся евреи могли жить в только в таких афганских городах, как Герат, Кабул, Балха. При этом евреи не имели право покидать места своего проживания без особого разрешения. Евреи селились в отдельных кварталах, а в Балхе ворота еврейского квартала закрывались на ночь. Евреев было запрещено брать на государственную службу, они не могли заниматься некоторыми видами профессий, а еврейские дети не имел права учиться в государственных школах. В итоге большая часть афганских евреев была беднота, которая существовала за счет портняжного и сапожного ремесла.
К 1948 году в Афганистане проживали только 5 тыс. евреев. Несмотря на запрет выезда 459 евреям все же удалось приехать в Израиль через Иран и Индию. После того как в 1951 году евреям разрешили эмигрировать, к 1967 году число афганских евреев в Израиле достигло около 4 тыс. Причем ни в одной мусульманской стране, кроме Афганистана, еврейским семьям не разрешалось эмигрировать без предварительной аннуляции гражданства.
Помимо Израиля, в качестве новой родины афганские евреи выбирали США. Основным мотивом переезда – был поиск лучшей жизни, а не побег от религиозных гонений.
С 1969 по 1979 год в Афганистане насчитывалось не более 300 евреев, но после прихода туда советских войск практические все они покинули страну.
В Израиле проживает примерно 10 тыс. афганских евреев и еще почти 200 семей в США.
На нью-йоркской театральной сцене драматург Джош Гринфилд в 2002 году поставил пьесу «Два последних еврея в Кабуле». Она написана по мотивам реальной истории про двух последних афганских евреях: Заблоне Симинтове и Исааке Леви. Если Леви был обычным бедняком, то у Симинтова был свой магазин, в котором он продавал ковры и ювелирные украшения. Они оба жили в Кабуле в разных углах полуразрушенной синагоги и претендовали на управление ею и владение Торой. Они постоянно обвиняли друг друга в воровстве и обмане, писали доносы сначала в Талибан (талибы их обоих арестовали, по вскоре выгнали из тюрьмы), затем – американцам. Эта история разнеслась не только местными, но и международными СМИ.
После кончины Исаака Леви в 2005 году Заблон Симинтов остался единственным евреем в Афганистане. Несмотря на то, что его жена и дочери проживали в Израиле, сам он не спешил туда переезжать – не видел смысла. И только после повторного прихода к власти Талибана он все же покинул Афганистан.