Великий еврейский комбинатор из Киева

Об аферах Александра Ставиского сложены легенды и сняты кинофильмы

Автор:

Евгений Шнайдер, 2018

В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. "Дядя! – весело кричал он. – Дай десять копеек!"

Конечно же, все помнят первую встречу с Великим Комбинатором. Обаятельный, находчивый, никогда не унывающий и крайне невезучий сын турецкоподданого очень быстро стал одним из самых любимых героев советского приключенческого жанра. А по интересному стечению обстоятельств, практически параллельно со временем работы Ильфа и Петрова над "12 стульями", в далекой Франции развернул активную деятельность человек, о масштабах афер которого Остап даже не мог мечтать...

Александр Ставиский родился в 1886 году в Саперной Слободке под Киевом - сегодня территория этого поселка является одним из районов столицы (а его центральная улица носит название Саперно-Слободская). Его отец Эмануэль был обладателем классической еврейской профессии дантиста, и видел в сыне продолжателя своей почтенной деятельности. Но юному Саше куда больше нравилось проводить время с дедом Авраамом - бывшим импресарио, фокусником и карточным шулером. Именно старик Ставиский и научил внука, как "правильно" жить.

В 1899 году Ставиские эмигрируют во Францию. Некоторое время Александр пытался жить, не нарушая законов новой родины - работал кассиром, певцом в ночном клубе, рабочим на заводе. Но довольно быстро размеренная и не очень богатая жизнь ему надоела.

В 1912 году дед и внук Ставиские открывают театральный бизнес. Александр к тому времени работал менеджером в летнем театре "Фоль Мариньи", и компаньонам без труда удалось найти инвесторов для своего проекта, предусматривающего открытие кафе и предоставления других околотеатральных услуг. Деньги, однако, были потрачены на развлечения. Обманутые вкладчики подали в суд, но адвокат Александра сумел выиграть процесс, и его подопечный отделался 15-ю сутками заключения.

К своему следующему предприятию Ставиский подходит уже куда более серьезно. Он основывает финансовую контору, занимающуюся торговлей ценными бумагами. За короткое время контора сумела продать акции различных предприятий на сотни тысяч франков. Вот только стоимость этих акций оказалась не выше стоимости бумаги, на которой они были напечатаны - предприятия, якобы их выпускавшие, реально существовали, но были давно объявлены банкротами.

Афера вскрылась. Ставиский, к тому времени широко известный в узких кругах под именем "Красавчик Саша", делает выигрышный ход - нанимает самого успешного парижского адвоката Альберта Клемансо, брата бывшего премьер-министра Франции, популярного политика Жоржа Клемансо (после Первой мировой Жорж Клемансо вновь возглавит Кабинет министров и получит прозвище "Отец победы"). Адвокат и в этом деле подтверждает свою репутацию, и Красавчик Саша вновь выходит сухим из воды.

Вскоре началась Первая мировая. Война - это всегда благодатное время для торговцев, особенно для торговцев оружием. Саша не упустил случая провернуть очередной гешефт, и продал союзной итальянской армии авиабомбы на пол миллиона франков.

Главным поражающим фактором сашиных бомб был испуг, который охватывал австрийских солдат при налете итальянских бомбардировщиков. Этот же фактор был единственным, поскольку взрывались старые бомбы довольно редко. Впрочем, боевые действия на итало-австрийском участке фронта были скорее имитацией, чем войной, и скандала не последовало...
Александр Ставиский, 1926 г.
После войны Красавчик Саша занялся любимым делом - спекуляцией, подделкой документов и драгоценностей, не брезговал приторговывать наркотиками. Его обаянием восхищались, безупречные манеры вызывали восторг у поклонниц, устраиваемые Стависким роскошные приемы посещали самые известные люди Франции.

Саша становится владельцем кабаре (по совместительству - борделем), нескольких ночных клубов, и даже газет. Среди его друзей - полицейские, чиновники министерств, политики; все они получали от Красавчика существенную прибавку к жалованью.

В это же время Ставиский был завербован сотрудниками французской секретной полиции Сюрте Женераль, что также позволяло ему не бояться уголовного преследования, если не сильно наглеть. По иронии судьбы, службу Сюрте когда-то основал другой выдающийся мошенник и авантюрист Эжен Франсуа Видок, известный у нас по одноименному мистическому кинофильму с Жераром Депардье в главной роли.

Одной из самых шикарных афер Ставиского стало основание через подставных лиц компании "Phebor", специализирующейся на выпуске... деревянных холодильников! Революционное изобретение было предназначено для экспорта в страны Африканского континента.

Главная особенность деревянного холодильника заключалась в том, что он не нуждался в электропитании и был невероятно экономным и легким.

Была у девайса и еще одна особенность - он не холодил. Но на роскошной презентации, устроенной в самом знаменитом ресторане Парижа "Максим", об этом несущественном нюансе Красавчик Саша, естественно, не упомянул.

В президиуме компании заседали достойные люди, патент и сертификаты были скреплены печатями уважаемых организаций. Когда из Африки пришли возмущенные отзывы, фирмы "Phebor" уже не существовало, а достойные люди сокрушенно признались, что в технике не разбираются и поверили красочным сертификатам. В результате деньги покупателям вернуть не удалось, а деревянные холодильники порадовали разве что владельцев бюро ритуальных услуг в каком-нибудь Алжире...

В 1925 году Красавчик таки зарвался. Банку не понравилось, что в чеке на 6 000 долларов ушлый жулик перед цифрой "6" нагло пририсовал еще четверку. Адвокатам вновь пришлось демонстрировать свою профпригодность: слушание дела откладывалось 19 (!!!) раз, и в итоге Ставиского отпустили после предоставления им фальшивой справки о скверном состоянии здоровья.

Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Спустя год Саша продал на Лондонской бирже краденные ценные бумаги, что не прошло незамеченным мимо английских правоохранительных органов. В этот раз адвокаты и взятки не помогли, и Ставиский загремел за решетку. Почтенный дантист Эмануэль, не выдержав семейного позора, застрелился в своем кабинете...

После первого в жизни серьезного провала наш аферист решает сменить имидж. В тюрьму сел брутальный и обаятельный Красавчик Саша, а спустя год и 4 месяца из нее вышел утонченный аристократ, светский лев Серж Александр Ставиский, русский дворянин.

Смена имиджа, однако, не повлекла изменений в привычках и виде деятельности. Серж Александр продолжал вести роскошный образ жизни, владел дорогой недвижимостью и автомобилями, устраивал пышные приемы для высокопоставленных и известных лиц. Женился на топ-модели дома "Коко Шанель" красавице Арлетт Симон. И, конечно же, занимался тем единственным, что хорошо умел - финансовыми махинациями.
Жан-Поль Бельмондо в роли Александра в фильме "Ставиский", 1974 г.
В 1929 году Ставиский организовал крупнейшую аферу в своей жизни, а, возможно, во всей истории Франции. Но стала она для великого авантюриста последней.

Еще при Людовике XVI во Франции была основана сеть банков-ломбардов "Credit Municipal". Это была практически государственная организация, пользовавшаяся высоким доверием у всех слоев населения. Кредиты здесь выдавались под символический процент; многие граждане использовали ломбард просто для временного хранения своих драгоценностей.

Одной из особенностей популярной сети было то, что открыть филиал "Credit Municipal" мог практически любой человек, предоставивший определенные гарантии. А вторая особенность - под заложенное имущество ломбард имел право выпускать облигации - боны.  Александр Ставиский открывает такой филиал в городе Байонна, и, заручившись поддержкой мэра, начинает выпуск бонов под залог фальшивых бриллиантов.

Многолетняя безупречная репутация "Credit Municipal" и поддержка городских властей сделали свое дело - банк процветал. Купленные Александром газеты вещали о его надежности, проплаченные чиновники рекомендовали покупку облигаций.

Клиентами "Credit Municipal" становились не только частники, но и государственные страховые компании. Если в начале деятельности боны выпускались под залог фальшивых драгоценностей, то впоследствии Серж Александр отказался даже от этого, и печатал облигации просто так. Всего было продано "ценных бумаг" на фантастическую сумму - 25 миллионов франков.

В 1934 году одна из страховых компаний предъявила для погашения боны на сумму в один миллион франков. Денег у Александра не оказалось. Обратившись в контролирующие финансовые органы, представители компании с удивлением узнали, что бонов с такими номерами в природе не существует.

Ставиский попытался скрыться, но был обнаружен на вилле в Швейцарии. Окруженный полицией, Серж Александр повторяет путь отца - пускает пулю себе в висок.

Но далеко не все поверили этой, официальной версии. Очень уж много компромата было собрано Александром на известных людей, в том числе и на высокое полицейское начальство. И вряд ли мы когда-нибудь узнаем, чья рука на самом деле держала револьвер, пуля из которого оборвала жизнь самого выдающегося авантюриста Франции...

Началось расследование, сопровождавшееся громкими скандалами, арестами, увольнениями и самоубийствами. Сел в тюрьму мэр Байонны, был уволен начальник департамента полиции, покончили с собой главный прокурор республики, один из заместителей министра, ведущий парижский ювелир.

Со второго раза утопился в Сене юрист Ставиского - первый раз его выловили, но удержать не смогли.

Спустя некоторое время расследовавшего дело главу финансового отдела парижской прокуратуры Альберта Пренса обнаружили без головы и с пустым портфелем для документов.

В полном составе ушло в отставку правительство, но это не помогло - обманутых оказалось слишком много.

Еще свежо было в памяти дело Дрейфуса, и Ставискому припомнили его еврейское происхождение. Произошла очередная вспышка антисемитизма; с большим трудом удалось избежать погромов в еврейском квартале Марэ.

Разгоревшиеся демонстрации переросли в попытку захвата власти фашистскими партиями, с обеих сторон применялось оружие. Подавив бунт, новое правительство республики вышло в отставку спустя неделю после своего избрания.

Расследование аферы Ставиского длилось около года. Интересно, что редакция газеты "Paris Soir" попыталась привлечь к следствию Жоржа Сименона, прославленного автора детективов. Комиссар Мегрэ, однако, с расследованиями справлялся куда лучше, чем его создатель, и из затеи ничего не вышло. Возможно, в помощники к Сименону пригласили бы кого-нибудь еще, но Конан-Дойль к тому моменту уже умер, а Донцова еще не родилась...

В 1974 году во Франции вышел художественный фильм "Ставиский". Обаятельный Жаль-Поль Бельмондо как никто другой подходил для роли знаменитого авантюриста. А в 2015 режиссер Клод-Мишель Ром снимает новую ленту о приключениях Александра - "Ставиский, мошенник века". Главную роль в ней сыграл еврейский актер Томер Сислей.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine