Орфистка из Одессы Соня Делоне
Еврейская художница удостоилась персональной выставки в Лувре
Автор:
Адель Кернес, 2021
Известная на весь мир художница Соня Делоне родилась в 1885 году в Одессе (по другой версии – в городке Градижск Полтавской губернии). Правда, изначально ее звали Сарой Штерн. Девочка родилась в еврейской семье управляющего на гвоздильном заводе Эли и его жены Ханы Штерн (в девичестве Терк).
Девочка рано осиротела – когда ей было пять лет, родители умерли, но благодаря дяде по материнской линии Генриху Терку (позже она возьмет его фамилию) она не была брошена на произвол судьбы и не чувствовала себя несчастной. Генрих Терх был довольно успешным адвокатом в Петербурге, и мог позволить дать своей племяннице хорошее образование и воспитание. Кроме того, Генрих отправлял Сару на время каникул в путешествия по Европе. Она побывала в крупнейших музеях Франции, Германии и Италии, что помогло ей определиться со своим призванием в жизни. Сара Терк с самого детства проявила талант к живописи, который был замечен ее учителем рисования и черчения. Этот учитель и посоветовал Саре получить образование в Академии изящных искусств в Карлсруэ, куда ее и отправил дядя, когда девушке было восемнадцать лет.
Однако спустя два года под впечатлением от книги Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг» начинающая художница решила перебраться в Париж, где поступила в Академию Ла Палетт. Академическое преподавание не слишком нравилось Саре, поэтому она старалась как можно больше времени проводить в художественных галереях и студиях. Она также вошла в круг радикальной французской молодежи и познакомилась с местными коллекционерами. Больше всего ее впечатляли работы Ван Гога, Гогена и фовистов.
Приемные родители Сони очень хотели, чтобы она вернулась в Петербург и «устроила свою личную жизнь». Но саму Соню такая перспектива не радовала, поэтому она решилась на брак по расчету с немецким критиком, коллекционером и галеристом Вильгельмом Уде. Соня выигрывала в том, что у нее появилось тесное знакомство с владельцем галереи, а Вильгельм смог развеять слухи о своей нетрадиционной ориентации. Свадебное торжество было грандиозным и происходило в Лондоне. Однако брак продержался всего год, после чего Сара оставила мужа ради начинающего абстракциониста Робера Делоне. Так Соня Терк стала Соней Делоне.
Через год, в 1911 году у пары родился сын Шарль – будущий выдающийся историк джаза. Стоит отметить, что бывший муж Сары сохранил с ней хорошие отношения: он организовывал выставки супругов Делоне и покупал их полотна.
Союз Сары и Робера оказался успешным не только в личном плане, но и в профессиональном. Они, что называется, были на одной волне, помогали и поддерживали друг друга. Как сказала однажды Сара про Робера: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Соня и Робер Делоне
С 1911 года еврейская художница отошла в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции. Так постепенно она с мужем пришли к созданию новой версии кубизма – симультанизма (совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении). Чета Делоне трактовала симультанизм как изображение движения цвета в свете. В своих картинах они рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, что создавало ощущение динамики. Впервые картины в этом стиле были представлены в 1913 году. Тогда же известный художественный критик Гийом Аполлинер назвал стиль супругов Делоне «орфизмом», сравнивая их работы с очаровывающей музыкой древнегреческого Орфея.
Работы Сони и Робера в стиле симультанизма выставлялись на многих выставках Парижа, Праги, Берлина, Будапешта, Варшавы и Америки. Соня вообще обладала способностью вращаться в нужных кругах. Она легко входила в различные компании и знакомилась с полезными людьми. Но так как в отличие от многих она была еще и талантливым художником, наличие связей лишь ускорили ее заслуженный успех.
Свой талант Соня Делоне проявила не только в художественном искусстве, но и в моде. Впервые она сшила одеяльце в стиле пэчворк для своего маленького сына. Теперь это одеяльце можно увидеть в Музее современного искусства в Париже. В 1913 году она надела на богемную вечеринку платье, дизайн которого придумала сама. Платье было скроено в «симультном» стиле, что вызвало сенсацию в то время. Соня также ввела в моду «платье-поэму», когда на платье изображалось стихотворение вместе с симультанными образами.
Соня Делоне и ее работа «Электрические призмы»
Когда началась Первая мировая война Соня и Робер Делоне покинули Париж и переехали в Испанию, а еще позднее в Португалию. За шесть лет, прожитых в Испании, чета Делоне познакомилась и сдружилась с местными художниками. Именно в Испании Соня познакомилась с И.Ф. Стравинским, С.П. Дягилевым, В.Ф. Нижинским. Соня стала автором эскизов костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А.С. Аренского (Мадрид, Барселона, 1918) и даже оформила открытие казино в Мадриде. В Мадриде, благодаря Дягилеву, Соня Делоне открыла и свой собственный Дом моды Casa Sonia.
Через год после возвращения в Париж в 1921 году еврейская художница открыла и свой парижский Дом моды Delaunay.
В 1925 году произошло событие, которое сделало Соню Делоне поистине знаменитой. Соня приняла участие в парижской Выставке декоративных искусств, где представила разнообразный ассортимент своих изделий, среди которых были сверхпопулярные «симультанистские» шарфы, самотканые ковры и даже оформленные автомобили. Делоне признали ведущей представительницей ар-деко, которая сумела органично соединить модерн и авангард. После этой выставки «оптическое» платье Сони Делоне оказалось на обложке всемирно известного журнала Vogue. Многие театры и киностудии забрасывали художницу предложениями о пошиве костюмов, а Сорбонна пригласила Соню читать лекции по истории искусств.
Обложка журнала Vogue, 1925
Последствия американского кризиса 1929 года отразились и на европейских странах. В 1931 году Соня Делоне была вынуждена закрыть свой парижский Дом моды и снова сконцентрироваться на живописи. Она организовала салон «Абстракция – Созидание», а в 1939 году – авангардистский салон «Новая реальность». Помимо художественных картин, Соня работала над созданием эскизов для мозаик и витражей, занималась керамикой и текстильным дизайном.
В 1941 году ушел из жизни муж и самый близкий человек Сони – Робер Делоне. Заглушить боль утраты Соне помогла лишь ее работа, в которую она погрузилась полностью. Художница написала мемуары о своем муже, а с его картинами приняла участие практически во всех значимых выставках абстрактного искусства в Европе.
В 1963 году Соня Делоне принимает решение передать в дар Франции 117 своих и ее мужа работ. Через год в Лувре устраивается торжественная презентация дара и одновременно Соня становится первой женщиной художницей, чья персональная выставка состоялась в таком знаменитом музее, да еще и при жизни. Она тут же получает признание от государства, а именно становится Кавалером искусств и литературы. В девяностолетнем возрасте еврейской художнице присудили наивысшую награду Франции – орден Почетного Легиона.
Соня Делоне прожила долгую и очень яркую жизнь, наполненную самыми интересными событиями, встречами и знакомствами. Она вошла в историю как одна из первых художниц, кто сумел объединить искусство и одежду. Соня скончалась 5 декабря 1979 года в возрасте 94 лет.
Работы Сони Делоне можно увидеть во многих крупнейших мировых музеях, кроме, к огромному сожалению, ее родины – Украины, где она провела все свое детство. В своей книге воспоминаний Соня писала: «Яркие краски я люблю. Это краски моего детства, краски Украины».