Прибыла в Одессу банда из Амура
Одесский криминал и его легенды
Автор:
Анатолий Кержнер, 2018
В рамках данной темы как уж не вспомнить об Одессе! Ведь «одессоведы» утверждают, что именно в Одессе в тюрьме была придумана азбука перестукивания, заложены азы блатного жаргона («фени»), зародились такие понятия как «рэкет» и «крыша».
У нового города Одессы было три особенности, имеющие отношение к нашей теме. Во-первых, сюда устремились «беглые люди»; во-вторых, в надежде на новую жизнь сюда съехались из местечек евреи; и в-третьих, портовый город, как и все подобные города, развивался параллельно с подпольными притонами, публичными домами и целой индустрией древнейшей на земле профессии.
Как так случалось, что воспитанные на моральных заповедях Торы, запуганные и забитые в черте оседлости евреи стали на скользкий путь? Из-за бедности? Потеря моральных устоев? Вольные нравы города? Что породило феномен массовой еврейской преступности в этом городе?
Историки считают, что на это их толкали и бедность, и любовь к острым ощущениям. Известный одесский вор Лев Беркович был сыном богатого купца. А у единственного еврея-декабриста Григория Переца, получившего высочайшим приказом дворянское звание, сын Петр был вором-домушником, уголовным «авторитетом», который был убит в 1859 году, при попытке к побегу.
В городе «работал» скупщик краденного «по-крупному» и вор по совместительству Исаак Перельман. Один из его сыновей пошел по стопам отца, а два других... учились в Сорбонне (Франция). Промышляли в Одессе вор-карманник международного масштаба М.Розенберг, аферист Гофман и «пальтовый» вор Розенфельд, «работавший» по ресторанам и кафе города, а также «на выезде» — в Москве, Петербурге, во Франции и Скандинавии. Так что, по-разному случалось…
В Одессе сформировался новый (со времен Маккавеев и Бар Кохбы) тип еврея — «с кулаками». Во время погромов одесские бандиты участвовали в отрядах еврейской самообороны. Одна из составляющих мифа об одесских робин гудах — борьба «за справедливость». В свой новый «бизнес» одесские евреи привнесли элемент «творческого подхода», еврейского юмора и «форса». Прибавьте к этому галантные манеры (правда ведь, приятно, когда вас грабят интеллигентно?), обаяние одесского языка и блатного жаргона, в немалой степени построенного на основе идиш, и одесские песни. Какой мальчишка после этого не захочет податься в бандиты?!
Но оговоримся сразу — грабили и убивали! — и никакие мифы здесь – не оправдание.
С криминальной Одессой связаны еще два очень известных имени. О Мишке Япончике можно прочитать в отдельной статье этой рубрики. А другим героем, точнее, героиней одесского (и не только одесского) преступного мира была Сура-Шейндля Лейбовна Соломаниак (Блювштейн), известная воровка и авантюристка, получившая прозвище Сонька Золотая Ручка (1846-1902). Сура родилась в Польше в небольшом городке Повонзки Варшавской губернии, в небогатой еврейской семье. Впрочем, точных данных о её жизни нет, так как архивные и судебные документы не сохранились.
Сура была человек, несомненно, незаурядный, знала несколько иностранных языков, обладала удивительным даром перевоплощения и можно предположить, что сложись жизнь иначе, она могла бы стать известной артисткой. Но, к сожалению, жизнь не знает сослагательного наклонения.
Сонька занималась крупными кражами, но поймать её было не просто, так как она постоянно меняла свой облик, место жительства, фамилии (Розебад, Бриннер, Школьник и др.), а также мужей. Выдающаяся аферистка было четыре раза замужем. Последним её мужем стал известный карточный шулер Михаил (Михель) Яковлевич Блювштейн.
Постепенно масштабы деятельности Соньки Золотая Ручка всё более расширяются. Ей уже тесно не только в Одессе, где она живёт большую часть времени, иногда выезжая «на гастроли» в Москву и Петербург, но и в России. Сонька организует ряд крупных краж в Варшаве, Париже, некоторых других крупных городах. Полиция неоднократно её задерживает, но благодаря её удивительному дару перевоплощения и магического воздействия на людей, всё обходится без серьёзных последствий.
Однако, ясно, что ниточка вольной жизни Золотой Ручки, постоянно балансирующей на острие ножа, не могла виться бесконечно. Рано или поздно она должна была оборваться. Впервые это происходит в Одессе в 1880 году. Соньку Золотую ручку арестовывают и ссылают на три года на поселение в глухую деревню Лужки Иркутской области.
Но укротить могучий дух великой авантюристки невозможно и конец её жизни состоит из бесконечных арестов и побегов. После побега из деревни Сонька продолжает свою воровскую деятельность. После второго ареста в Смоленске в 1885 году её приговаривают к 8 годам ссылки и 50 ударам плетьми, но менее чем через год Сонька снова бежит при помощи влюбленного в неё тюремного надзирателя. Ещё четыре месяца на свободе.
Заковывание Соньки Золотой Ручки в кандалы. Фотограф И. Павловский, 1898
На этот раз после очередного ареста Золотую Ручку ссылают на Сахалин в пост Александровский. Отсюда бежать, практически, невозможно, но смириться Сонька не может. Она пытается бежать с сахалинской каторги три (!) раза. Причём третий раз в кандалах, в которые её заковывают после второго побега.
Софья Блювштейн умерла от простуды в 1902 году и была похоронена на местном кладбище в посту Александровском. Однако, убеждение в сверхъестественной, магической силе великой авантюристки было так велико, что и после её смерти ещё долгое время ходили слухи, что Соньку видели то в Москве, то в Одессе.