Как строили сукку в штетлах Подолии
В еврейских местечках Подолья сукка могла быть частью дома
Автор:
Анна Соколова // «100 еврейских местечек Украины: Исторический путеводитель. Вып. 2. Подолия», под редакцией В.Лукина. СПб., издатель А. Гершт, 2000
Фото:
Евгений Шнайдер
Томашполь, лоджия на фронтоне, в которой праздновали Суккот, 2013
В Подолии сложился оригинальный обычай, существовавший до начала XX века: возводить специальные пристройки к домам — небольшие остеклённые веранды, предназначенные для праздника Суккот.
Следует отметить, что традиция устраивать сукку на чердаке дома была широко распространена у ашкеназов. О праздновании Суккота в лоджиях, расположенных на фронтонах домов с двускатными крышами, известно из интервью с жительницей Томашполя, где сохранились традиционные еврейские дома.
Происхождение веранды-сукки связано как с повышенной плотностью рядовой застройки, так и с появлением в XIX в. «моды» на остеклённые веранды. На главных улицах штетла было, по-видимому, не просто найти вблизи дома свободное место, пригодное для возведения на восемь дней праздника отдельно стоящей постройки из камыша. Сукка обычно возводилась из года в год на одном и том же месте, у самой стены дома. Во второй половине XIX века вместо временных построек из камыша к дому стали пристраивать остеклённые веранды.
Черневцы, справа - пристроенная к дому остекленная веранда, 2012
При очередной реконструкции дома такая пристройка вполне могла быть включена в основной объём здания и превратиться в комнату-сукку. «Комнату- кущу», — особое помещение, встречающееся «у богатых евреев, в самых жилищах» — упоминает М. Берлин. Особое устройство потолка — люк со съёмным щитом — в таком помещении привлекало к себе внимание исследователей. Попытки его интерпретации иногда приводили к курьезам: например, съёмные щиты потолка принимали за «увеличившиеся в размерах дымники». (О такой сукке в доме киевского купца Симхи Либермана можно прочитать здесь – ред.)
Веранды, предназначенные для праздника Суккот, обладают выразительной архитектурной формой. Они служили важным элементом композиции фасада, особенно когда располагались на галерее-балконе, т. к. обычно имели собственную двускатную крышу, что подчёркивало самостоятельность этого сооружения.
Шаргород, веранда с собственной крышей на балконе еврейского дома, 2012