Социальная структура еврейского местечка

Жители штетла разделялись на 4 "сословные" группы

Автор:
Валерий Дымшиц. Материалы курса Центра Сэфер
Специфика этнической и социальной культуры евреев Восточной Европы заключается в том, что они, как и во всех остиальный частях земного шара, были безусловно меньшинством. Но меньшинством очень крупным, составляя приблизительно от 5 до 25% от общего процента населения той или иной провинции и гораздо больший процент в городском населении. Те самые местечки представляли собой если не моноэтнические населенные пункты, то очень близкие к этому. И ещё, редкий случай, евреи представляли собой локальное большинство. Это и обуславливает некоторую исключительность восточно-европейского еврейства на фоне всех остальных диаспорных групп. Только евреи Восточной Европы смогли сформировать свою достаточно самобытную художественную, литературную, фольклорную культуру, в том числе и социальную структуру.

С конца XIII - начала XIV вв. началась постепенная инфильтрация евреев-ашкенази, то есть евреев, изъясняющихся на германском наречии, в славянские земли королевства Польского и Великого княжества Литовского. Причинами этих миграций вовсе не были какие-то однократные насильственные эксцессы. Речь идёт о непрерывном иммиграционном потоке, который вливался в Восточную Европу из германских земель, и длился примерно до XVII столетия. И это не было специальной политикой добродушных князей литовских или благородных польских королей. Местные князья были в этом заинтересованы, поскольку это им гарантировало развитие сети дорог и городов, ведь во всём мире королевская власть более или менее пытается «опереться» на города. В восточных землях плотность населения была низкой, городов особенно не было, а те, что были, погромили татары столетием раньше.

Совершенно очевидно, что евреи-мигранты проигрывали конкурентное состязание с мигрантами других национальностей. И не по причине того, что местное население восточных земель отличалось нетерпимостью по отношению к евреям, наоборот – было толерантно, но приоритет был у христианских мигрантов. Люблинская уния 1569 года передала польской короне огромные земли на территории современной Украины и Беларуси. И появилась необходимость возделывать, охранять, «поднимать» эти потенциально богатые ресурсами земли. Это привело к возвышению шляхты и землевладельцев-магнатов, они стали получать земельные угодья в этой местности.

Для того, чтобы помещик мог лучше управлять вверенным ему земельным участком, он получил право возводить города, которые находились не в подчинении короны, а в полном распоряжении землевладельца. Так появилось понятие «частновладельческий город», это минимальное определение общего понятия «местечко». И с самого начала значительная часть населения таких городов – евреи. Однако сам землевладелец мог и не появляться в своём владении, тем более, что их могло быть несколько в разных местах. Соответственно, у него был управляющий, который распоряжался собственностью, извлекал из всего, что можно, выгоду. В девяти случаях из десяти таким управляющим был еврей. Принцип этой работы заключался в том, что управляющий давал откуп, то есть арендовал землевладение. Интерес помещика был очевиден, так как он получал большую сумму за один раз, а арендатор пользовался правом эксплуатации ресурсов землевладения, в свою очередь также передавая его мелким арендаторам.

При Александре I предпринимаются непоследовательные попытки изгнания еврейского населения из сельской местности в города, в связи с чем процент еврейского населения в местечках начал расти. Классический образ еврейского местечка сложился именно так. На уровне терминов понятие «местечко» - это административная граница, а понятие «штетл» обозначает торгово-ремесленный центр вокруг базарной площади, населённой практически на 100 % еврейским населением.

В городах и местечках западного нееврейское население было группой, которую другие люди называли «мещане».  В Украине нееврейские мещане, горожане, христиане, и составляли большую долю. Эти люди из поколения в поколение существовали в тесном симбиозе со своими еврейскими соседями, зачастую хорошо знали идиш.

До раздела Польши еврейское население представляло собой не только этно-конфессиональную группу, но прежде всего самоуправляемое сословие, имевшее свою собственную магистратскую структуру. И когда еврейское население в результате 2-го раздела Польши в 1793 году оказалось русскими подданными, Екатерина II провела чрезвычайно радикальную либеральную реформу, записав евреев в русское сословие. Соответственно, большая часть еврейского населения оказалась, формально говоря, «приписана» к мещанскому сословию. Но и по собственному желанию богатые евреи могли быть записаны в русские купеческие гильдии.

Попробуем схематично построить социальную пирамиду, социальную вертикаль, которая была характерна для еврейского общества XVIII-XIX вв. в малых городах и местечках. Но следует отметить, что эта информация на основе очень больших обобщений.  Итак, основные четыре сословные группы:

1. Гвирим (богачи). Гвирим представляли собой очень узкий слой финансовой аристократии, которые и являлись теми самыми крупными арендаторами землевладений. Это могла быть аренда какого-либо предприятия или заведения – мельницы, корчмы и т.д., или полностью всего хозяйства и земли. Зачастую сюда входила также и земля принадлежащих магнату окружающих деревень, которые вместе с местечком составляли т.н. «ключ». Такой гвир, как правило, был один, хотя могло быть и больше. Право аренды передавалось из поколения в поколение, если, конечно, магната устраивал этот арендатор.

2. Балобатим, или балабос (букв. «владелец дома») – благородное сословие или аналогичное значение. Русский термин – «обыватель», человек, у которого была во владении недвижимость. Балобатим занимались торговлей, арендой и прочим бизнесом. Эти люди считали себя элитой и много времени проводили в бейт-мидрашах, домах учения, что в еврейском мире всегда было признаком уважаемого человека. В бейт-мидрашах решались самые разные вопросы, они становились своеобразными клубами по интересам для балобатим. Балобатим составляли основную массу традиционного местечка, принадлежность к этому сословию передавалась от отца к сыну, от деда к внуку.

3. Мелохес (ремесленники). Мелохес – это люди, которые имели квалифицированное образование и занимались самыми разными ремеслами, кроме кожевенного и гончарного дела. В отличие от балобатим, у ремесленников не было много свободного времени, которое можно было бы проводить в бейт-мидрашах.

4. Капцоним (бедняки). Это были люди, не имеющие квалификации – извозчики, грузчики, водовозы и т.д. К этому же сословию обычно принадлежали меламеды – учителя хедеров. Как правило, в меламеды шли люди, которые потерпели неудачу в какой-либо другой деятельности, хотя бывали и исключения.

Кроме «вертикальной», была и своеобразная «горизонтальная» социальная структура. Существовало значительное количество различных благотворительных братств, товариществ. Играли они существенную роль во внутренней политике еврейской общины и в социальной жизни, выступая компенсаторными механизмами по отношению к той очень жёсткой вертикали власти, обеспечивали социальную гармонию, снимали социальные напряжения, которые возникали в этом обществе. Братства были разные: корпорации, ремесленнические цеха, то есть профессиональные объединения.  Основными задачами такого цеха были: проверка качества продукции, обеспечение своих членов взаимопомощью, регулирование количества подмастерьев и орудия труда. И в каждом городе был Хевра Кадиша – братство людей, которые занимались организацией и помощью похорон. Бедных они хоронили бесплатно или за очень маленькие деньги, а с богатых брали довольно существенные суммы.

В середине второй половины XIX века появляется специализация – одно общество собирает деньги для бесприданниц, другое обеспечивает питание и уход за больными, третье общество собирает деньги на общественный хедер, четвёртое собирает деньги на то, чтобы у бедных были припасы и обнова для детей на Песах. А также братства, которые имели чисто религиозные цели – чтение мишны, псалмов и так далее. Ешивой заведовал городской раввин, также у него были помощники: магид (городской проповедник), приходящий, приезжий или действующий на постоянной основе; хазан, кантор в синагоге; шамес – служка; и в конце этой иерархии стоял банщик – человек, который отвечал за городскую баню и микву. В то время миква и баня были чем-то единым. Все эти люди получали жалованье от города.

Статус человека, который был не хозяином, а работал за заработную плату, в этом обществе был всегда очень низким, и положение такого человека было шатким и ненадежным. Ещё один важный «механизм», который управлял этим обществом – происхождение, родовитость. Идеальный герой должен был обладать тремя качествами: деньгами, образованностью, и длинной чередой известных предков. Но на деле не всегда это так, у одного может быть больше денег, у другого больше уважаемых предков или образованности. Универсальным критерием для определения «стоимости» каждого человека в этом социальном обществе являлся рынок. В данном случае настройкой и перенастройкой этой социальной структуры был брачный рынок. В то время люди создавали браки для того, чтобы выяснить или определить своё место на этой шаткой социальной лестнице. В этом помогал шадхен (профессиональный сват), который за определённые проценты устраивал свадьбы. Когда две семьи признают друг друга – это и является эквивалентностью.

Поразительно, что социальная структура еврейских местечек, очень жесткая и неподвижная, существовавшая длительное время, начала разваливаться в эпоху великих реформ в 60-е годы XIX столетия. Отмена крепостного права привела к переформатированию рынка, к которому старая элита была не готова. Особенно сокрушительный удар по традиционной еврейской жизни нанесло поражение польского восстания 1863-1864 гг. и последующие за ним санкции. Многие магнаты были убиты, сосланы или вынуждены были бежать. Статус частновладельческих местечек был отменен. Арендаторы постепенно беднели, ремесленники теряли рынки сбыта. Система разваливалась, но еще долгое время она продолжала влиять на восприятие евреем окружающей действительности и на восприятие самого себя в этом мире.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine