Девушка с 20-шекелевой купюры
Рахель Блувштейн отправилась в Святую Землю рейсом знаменитого парахода Руслан из Одессы
Рахель Блувштейн родилась в Саратове, жила в Полтаве, Киеве, Кинерете, училась во Франции и Италии, закончила свою драматическую жизнь в Тель-Авиве. Эта девушка с тяжелой судьбой стала в каком-то смысле символом ХХ века для еврейского народа. Ее песня “Кинерет шели” до сих пор является одной из самых известных лирических песен Израиля.
В сентябре 1890 года в семье бывшего солдата, а ныне купца Иссер-Лейба Блювштейн и представительницы одной из самых интеллигентных семей Российской Империи Софии Мандельштам, появился одиннадцатый ребенок - дочь Рахель (Рая на славянский манер). По совместительству Рахель Блювштейн стала еще одной внучкой раввина еврейской общины в Киеве.
Когда Рахель была еще совсем маленькой, родители перевезли всю семью в Полтаву. Там же Рахель пошла в еврейскую русскоязычную школу, где начала интересоваться больше иудейской культурой, а также увлеклась идеями сионизма. Первые стихи были написаны, когда девочке исполнилось 15 лет, а уже в 17 лет Рахель переехала в Киев, чтобы изучать живопись и историю искусства.
Рахель Блувштейн
В это же время Рахель постепенно приходит осознание, что ее место не в Российской Империи, а на еврейской земле. В возрасте 19 лет, в 1909 году, Рахель садится на пароход из Одессы до Яффо. К ней присоединились две ее сестры - Шошанна и Бат-Шева.
Изначально поездка сестер планировалась в Италию в образовательных целях - они хотели изучать философию и искусство. Но пароход зашёл в Яффо, и сестры там и остались.
Сестры Блувштейн изучали и совершенствовали иврит, работая в детском саду, слушая разговоры детей. Изначально они поселились недалеко от Тель-Авива, в городе Реховот. Чуть позже Рахель перебралась в Квутзат Киннерет - поближе к Галилейскому морю. В кибуце Рахель Блувштейн проходила обучение и одновременно работала в специализированной сельскохозяйственной женской школе.
В Квутзат Киннерет Рахель познакомилась с лидером сионистов Давидом Аароном Гордоном. Впоследствии именно Гордону Рахель посвятила свое первое стихотворение о еврейской жизни.
Следуя совету Гордона, через 2 года после их знакомства, в 1913 году Рахель отправилась во Францию, город Тулуза, для того, чтобы изучать искусство и познавать секреты агрономии. После того, как началась Первая мировая война, Рахель пыталась вернуться в Палестину, но ей это не удалось. Она была вынуждена вернуться в Россию, где занималась обучением детей еврейских беженцев.
Суровый климат России, где Рахель тяжело трудилась, повлиял на её здоровье и возобновил хронические детские проблемы, в частности - болезнь лёгких. Считается, что именно во время пребывания в России она и заболела туберкулезом.
Вернуться в Палестину Рахель удалось только в 1919 году, после окончания войны. Корабль, на борту которого она пребывала, назывался “Руслан” - это был первый корабль, который вышел из России в Палестину.
На еврейской земле она присоединилась к сельскохозяйственному кибуцу Дегани - это поселение, которое было совсем недалеко от её родного кибуца в Кинерете. По приезду в кибуц ей диагностировали туберкулез, который в то время считался неизлечимой болезнью. Она уже не могла работать с детьми, поскольку существовала вероятность передать заболевание им. Вскоре её изгнали из кибуца Дегани.
Спустя 6 лет жизни и скитаний в Палестине, в 1925 году, она ненадолго поселилась в доме Уильяма Холмена в Иерусалиме. Остаток жизни Рахель провела в Тель-Авиве - там она жила и в свободное время путешествовала по стране. Рахель зарабатывала на жизнь, давая частные уроки французского и иврита. Позже она поселилась в санатории для больных туберкулезом в Гедере.
Рахель ушла из жизни в апреле 1931 года в Тель-Авиве. Она похоронена на кладбище в Кинерете, возле Галилейского моря, которое она так любила. Это было её желание, которое Рахель выразила в стихотворении “Если судьба решает”… Рядом с ней на кладбище похоронены многие идеологи и пионеры второй и третьей волн эмиграции.
Купюра в 20 шекелей с портретом Рахель
Несмотря на все препятствия на жизненном пути, Рахель Блувштейн до сих пор остается одной из самых известных и самых цитируемых поэтесс Израиля. Её литературная карьера началась со знакомства с Залманом Рубашовым (позже Залман Шахар стал третьим президентом Израиля). Именно он призвал её собрать все стихотворения в сборник и опубликовать его. Ранние её работы в большинстве своем были на русском языке, но позже, пребывая в Палестине, на еврейской земле, она перешла на иврит. Больше всего стихов были написаны с 1925 по 1931 год - в последние шесть лет ее жизни. Она писала стихи в виде небольших заметок для её знакомых, друзей или кумиров.
Первая поэма “Настроение” вышла в 1920 году. Она была опубликована в газете “Давар”. Позже большинство её стихотворенией публиковались в этом же издании каждую неделю, после чего быстро стали популярными среди еврейской общины, а затем и непосредственно во всем Государстве Израиль.
Отличительной особенностью стихотворений Рахель был лирический стиль, краткость и революционный разговорный тон предложений, который прослеживается во всех строках. Действия многих её произведений происходят на израильской земле. Некоторые стихотворения являются интимной лирикой и отображают её тоску, потерю и грусть от невозможности и неспособности реализовать собственные стремление в жизни из-за войны, болезни, бедности и голода. Также несколько её произведений посвящены оплакиванию невозможности иметь ребенка. Её язык написания чрезвычайно легок и прост в понимании, и в то же время заставляет слова коснуться самого сердца, не оставляя никого из читателей в равнодушии.
Произведения о любви также не лишены чувства одиночества, грусти и тоски. В частности, она грустит из-за потери связи со своими сестрами и родными, со своей общиной, с которой она была так близка и которой так дорожила. Невероятно сильное влияние на поэзию Рахель оказала поэтесса Анна Ахматова и амеисты. В целом её стихотворения отображают стремление к лаконичности и точности, к концентрации всех чувств и использовании как можно меньшего количества слов.
Израиль до сих пор любит и чтит Рахель Блувштейн. В ноябре 2017 года ее портрет и отрывок стихотворения поместили на купюру в 20 шекелей.
Автор:
Дария Клименко, 2020