Завещание Соломона

Как легендарный царь подчинил всех демонов, но пал жертвой любви

Источники:

Testament of Solomon
Завещание Соломона — псевдоэпиграфический текст, приписываемый царю Соломону, но не считающийся каноническим писанием ни в иудаизме, ни в христианстве. Текст написан на древнегреческом языке и основывается на традициях, уходящих к началу I тысячелетия н.э., но, вероятно, завершён в том виде, в каком он дошёл до нас, только в Средние века. В наиболее известных версиях текст описывает, как Соломон смог построить Храм, подчиняя демонов с помощью магического кольца, переданного ему архангелом Михаэлем.

Датировка и авторство

Мнения учёных о времени написания Завещания Соломона сильно разнятся. Предполагаемые даты создания варьируются от конца I века н.э. до периода Высокого Средневековья. Также обсуждается, принадлежит ли текст к еврейской или христианской традиции. По мнению исследователей середины XX века, большая часть содержания текста "отражает иудаизм I века в Израиле" и включает материалы, появившиеся задолго до написания самого текста. Однако из-за разнообразных форм текста, создававшихся на протяжении столетий разными писцами, автор или авторы остаются неизвестны.

Текст был изначально написан на греческом языке и содержит теологические и магические темы, варьирующиеся от христианства и иудаизма до греческой мифологии и астрологии. Это может указывать на христианского автора с греческими культурными корнями.

Содержание

Когда демон по имени Орниас преследует юношу, любимого Соломоном, похищая половину его заработка и высасывая жизненную силу через большой палец правой руки, Соломон молится в храме и получает от архангела Михаэля магическое кольцо с печатью Б-га (в форме пентаграммы). Это кольцо позволяет подчинять демонов. Соломон приказывает юноше бросить кольцо в Орниаса, помечая его печатью и делая подконтрольным. Затем Соломон велит Орниасу принести кольцо и подчинить князя демонов Веельзевула.

С подчинением Веельзевула Соломон получает власть над всеми демонами для строительства Храма. Веельзевул признаётся, что раньше был высшим ангелом на небесах.

В 18-й главе появляются демоны 36 деканов, чьи имена иногда являются искажениями традиционных названий деканов. Эти демоны, как правило, вызывают болезни и страдания, а также сообщают магические формулы для своего изгнания. Например, демон Рикс Ахонеот вызывает ангину и тонзиллит и может быть изгнан, если написать слово "Ликург" на листьях плюща и собрать их в кучу.

В последнем эпизоде Соломон посылает мальчика с кольцом захватить демона ветра, терроризирующего земли Аравии. Демон, пойманный в бурдюк, представляется как Ефиппас. С его помощью Соломон поднимает массивный краеугольный камень, а также получает от демонов Ефиппаса и Абизитибо колонну, вынесенную из Красного моря. Абизитибо утверждает, что он тот самый демон, который помогал египетским магам против Моисея и ожесточал сердце фараона.

Текст завершается тем, что Соломон влюбляется в сунамитянку, ради которой соглашается поклоняться Ремфану и Молоху в обмен на любовь. Когда он приносит в жертву только пять саранчей, раздавливая их в руке, дух Господа покидает его, делая Соломона глупцом и посмешищем для людей и демонов. Соломон завершает текст предупреждением: не отказывайтесь от своих убеждений ради удовольствий, как это сделал он.

Космология

В Завещании Соломона описывается трёхуровневая структура небес, а демоны изображаются способными подниматься выше этих уровней, чтобы подслушивать решения Бога.

Христианские темы

Наиболее заметной христианской темой является пророчество демона Ефиппаса. На вопрос Соломона о том, какой ангел может победить его, демон отвечает, что его силу может разрушить только человек, который родится от девы и будет распят евреями на кресте.

Греческое влияние

Явным влиянием греческой мифологии являются семь сестёр-демонов, ассоциирующих себя с созвездием Плеяд и горой Олимп. Также упоминается демон Овизуф, который напоминает Медузу или горгону из греческих мифов. Ещё один демон, Энепсиго, утверждает, что может принимать три облика, один из которых — греческий титан Кронос.

Связь с еврейской традицией

В Вавилонском Талмуде (Гиттин 68) упоминается подобная история, в которой Соломон порабощает демона Ашмедая для строительства Храма.

Демоны

Среди демонов, с которыми сталкивается Соломон, присутствуют фигуры из греческой, египетской, еврейской, христианской и арабской традиций. Большая часть текста посвящена интервью Соломона с демонами. Некоторые из них изображены в гротескной форме, например, демон без головы. Также присутствуют демоны, связанные с сексуальностью, такие как Асмодей из Книги Товита и Овизуф, напоминающая Лилит.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine