1 Книга Еноха (Ханоха)
Ученые считают, что существовал "енохический" иудаизм
Книга Еноха (также 1 Енох; на иврите: סֵפֶר חֲנוֹךְ, Сефер Ханох; на геэз: መጽሐፈ ሄኖክ, Мацхафа Хенок), или «Эфиопская книга Еноха» - древний еврейский апокалиптический текст, традиционно приписываемый патриарху Еноху, отцу Мафусала и прадеду Ноя.
Полный текст Книги Еноха сохранился только в переводе на геэз (эфиопский язык).
Книга Еноха содержит уникальные материалы о происхождении демонов и нефилимов, падении некоторых ангелов с небес, объясняет, почему Потоп, описанный в книге Бытие, был морально необходим, а также содержит пророчество о тысячелетнем правлении Мессии.
Традиционно Еноху приписывают три книги, включая отдельные произведения 2 Енох («Славянская» или «Книга тайн») и 3 Енох («Книга небесных Дворцов»).. Ни одна из трёх книг не считается канонической в иудаизме и христианстве.
Старейшие части 1 Еноха датируются примерно 300–200 гг. до н. э., а самая поздняя часть (Книга притч) вероятно, создана около 100 г. до н. э.
Исследователи считают, что Енох был изначально написан на арамейском или иврите, языках, используемых для еврейских текстов. Эфраим Исаак предполагает, что Книга Еноха, подобно книге Даниила, была частично написана на арамейском, а частично на иврите. Не сохранилось известных экземпляров на иврите.
Ранние части 1 Еноха были найдены среди свитков Мёртвого моря в пещерах Кумрана.
Каноничность
Отрывки из 1 Еноха встречались в разных текстах II - VIII веков н.э. и в разных переводах. Весь текст целиком в Европе считался утраченным до конца XVIII века, когда он был обнаружен в составе эфиопской Библии путешественником Джеймсом Брюсом.
Книга Еноха (часть I, «Книга стражей») была третьей по популярности книгой Библии среди Кумранских рукописей, и она представлена 25 свитками. На основании такого количества копий, исследователи предполагают, что Книга Еноха много читалась в период Второго Храма.
Сегодня эфиопская община евреев Бета-Исраель из племени Хайманот является единственной еврейской группой, которая принимает Книгу Еноха как каноническую. Книга до сих пор сохраняет ее на своем литургическом языке Геэз, где она играет центральную роль в богослужении. Помимо этой общины, Книга Еноха была исключена как из канона Танаха, так и из Септуагинты и, следовательно, из всех христианских канонов.
Основной причиной отказа иудаизма от Книги Еноха является её несоответствие учению Торы. С точки зрения раввинистического иудаизма, книга считается еретической. Например, в 1 Еноха 40:1–10 ангел Фануил управляет теми, кто раскаялся в своих грехах и удостоился вечной жизни.
Ещё одной причиной исключения книги мог стать её текстуальный характер, поскольку некоторые ранние части содержат материалы, взятые из Торы. Например, 1 Енох 1:9 является вариантом мидраша на Второзаконие 33.
Содержание книги, особенно детализированные описания падших ангелов, также могло стать причиной её исключения из еврейского канона в тот период. Это видно из замечаний Трифона Иудея в споре с Юстином Мучеником по этому вопросу: "Изречения Бога святы, но ваши толкования - лишь выдумки, как ясно из того, что было вами объяснено; более того, это даже богохульства, ибо вы утверждаете, что ангелы согрешили и восстали против Бога".
Состав и содержание
Книга состоит из пяти довольно различных крупных разделов:
1. Книга Стражей
2. Книга Притч Еноха (также называемая "Подобиями Еноха")
3. Астрономическая книга (также известная как "Книга Небесных Светил")
4. Книга Видений во сне (также называемая "Книгой Снов")
5. Послание Еноха
Большинство ученых считают, что эти пять разделов изначально были независимыми произведениями (с разными датами написания), и сами по себе являются продуктом значительной редакторской работы. Позже были объединены в то, что сейчас называется 1 Книга Еноха.
Первая часть "Книги Еноха" описывает падение Стражей — ангелов, которые породили гибридов ангелов и людей, называемых нефилимами. Остальная часть книги описывает откровения Еноха и его посещения небес в виде путешествий, видений и снов.
Авторство и датировка
Эфраим Айзек, редактор и переводчик "Книги Еноха" в сборнике "Апокрифы Ветхого Завета", пишет, что "1 Енох явно является композитным произведением, представляющим разные периоды и авторов". Он также указывает, что датировка различных частей охватывает период от до-маккавейской эпохи (около 200 г. до н.э.) до 160 г. н.э. Джордж У. Э. Никельсбург отмечает, что "1 Енох — это сборник еврейских апокалиптических традиций, которые относятся к последним трем векам до нашей эры".
Палеографический анализ фрагментов "Книги Еноха", найденных в пещерах Кумрана, относит самые древние фрагменты "Книги Стражей" к 200–150 годам до н.э. Поскольку это произведение демонстрирует признаки многослойной композиции, вероятно, что оно существовало уже в III веке до н.э. То же можно сказать и о "Астрономической книге".
"Енохический" иудаизм
Из-за этих находок стало невозможно утверждать, что ядро "Книги Еноха" было написано в ответ на восстание Маккавеев как реакция на эллинизацию. Ученым пришлось искать истоки кумранских фрагментов 1 Еноха в предыдущие исторические периоды, и сравнительный анализ с традиционными материалами того времени показал, что эти разделы не основываются исключительно на категориях и идеях, присущих Еврейской Библии. Дэвид Джексон даже говорит о "енохическом иудаизме", от которого произошли писатели кумранских свитков. Маргарет Баркер утверждает: "Енох - это произведение очень консервативной группы, корни которой уходят в период Первого храма".
Основные особенности этого енохического иудаизма включают:
- Идея о том, что зло и нечистота на Земле возникли в результате того, что ангелы вступили в связь с человеческими женщинами и были изгнаны из небес;
- Отсутствие упоминаний условий Моисеева завета (таких как соблюдение шаббата или обрезание), как это содержится в Торе;
- Концепция "конца времен" как времени последнего суда, который заменяет обещанные земные награды;
- Отвержение жертвоприношений Второго храма как нечистых: согласно 1 Еноху 89:73, евреи, вернувшись из плена, "воздвигли эту башню (храм), и они снова начали ставить стол перед башней, но весь хлеб на нем был осквернен и не был чистым";
- Представление о небесах в 1 Еноха 1–36 не в терминах Иерусалимского храма и его священников, а в модели двора Бога и его ангелов, с царем и придворными;
- Солнечный календарь в противоположность лунному календарю, используемому во Втором храме (очень важный аспект для определения дат религиозных праздников);
- Интерес к ангельскому миру, включающий жизнь после смерти.
Большинство кумранских фрагментов являются достаточно ранними, и нет ни одного, написанного в последний период кумранской общины. Таким образом, вероятно, что кумранская община постепенно потеряла интерес к "Книге Еноха".
Связь между 1 Енохом и ессеями была отмечена еще до открытия Свитков Мертвого моря. Хотя существует консенсус относительно того, что фрагменты "Книги Еноха", найденные в Кумране, использовались ессеями, но части книги Еноха в Кумране не были обнаружены (в основном "Книги притч"). Было предложено считать эти части выражением основного, но не кумранского, ессейского движения. Основные особенности некумранских частей 1 Еноха включают:
- Мессия, называемый "Сыном Человеческим", с божественными атрибутами, созданный до сотворения мира, который будет действовать непосредственно в последнем суде и сидеть на троне славы;
- Грешники обычно представлены как богатые, а праведники как угнетенные (эта тема также встречается в "Псалмах Соломона").
Влияние 1 Книги Еноха на другие постбиблейские тексты
Классическая раввинистическая литература практически не упоминает Еноха. Возможно, что полемика раввинов против енохических текстов и традиций привела к тому, что эти книги перестали использоваться в раввинистическом иудаизме.
Однако "Книга Еноха" играет важную роль в истории еврейского мистицизма. Учёный Гершом Шолем писал: "Основные темы более позднего мистицизма Меркавы уже занимают центральное место в более древней эзотерической литературе, лучше всего представленной "Книгой Еноха". Особое внимание уделяется подробному описанию престола Бога, включённому в 14 главу 1 Еноха.