Маркиза Паива: от жены сапожника до принцессы

Куртизанка, шпионка, топ-менеджер - все это об еврейке из Москвы Эсфирь Лахман

Автор:

Адель Кернес, 2020

Одна из самых известных куртизанок Франции XIX века маркиза Паива родилась в еврейском квартале Москвы 7 мая 1819 года. Ее настоящим именем было Эсфирь (Эстер) Борисовна Лахман. Родители Эсфирь оказались в Москве, переехав из польской Силезии. Борис Лахман был портным, но дела его шли плохо, поэтому семья жила очень-очень скромно.

Будущее девочки было практически предрешено. Когда Эсфирь было 16 лет, отец выдал ее замуж за человека из их круга – Антуана Вильюэна. Двадцатишестилетний Антуан имел французское происхождение и также занимался портняжничеством. Он был болен туберкулезом, поэтому Эсфирь через три года совместной жизни сбежала в Париж от перспективы жить с умирающим человеком, оставив ему годовалого сына.

Все, что на тот момент было у этой молодой еврейской девушки – это французская фамилия, доставшаяся от мужа. Париж просто покорил Эсфирь своей изысканностью и роскошью. Оказавшись во французской столице без всяких средств к существованию, она представлялась всем Терезой Вильюэн и рассказывала выдуманную легенду о том, что она недавно стала вдовой. Она понимала, что спасти от нищеты ее сможет только удачное замужество.

Так как жить на что-то нужно было, Эсфирь занялась проституцией – на то время вполне легальной работой. Она поселилась в парижском публичном доме в одном из самых бедных городских кварталов. Девушка была очень экономной, в отличие от своих «коллег». Она откладывала заработанные деньги, чтобы вложить их в себя и привлечь богатого жениха.
Эсфирь Лахман, 1850-е гг
В 1841 году, когда у Эсфирь накопилась достаточная сумма, она поехала в немецкий курортный город Эмс. Там она познакомилась с известным ловеласом, австрийским пианистом и композитором, тридцативосьмилетним Анри Герцем. Он был просто очарован Терезой Вильюэн. И не удивительно! Бывшая куртизанка Эсфирь была красиво одета, сверкала фальшивыми бриллиантами, а ее отточенные манеры и речь не могли ни привлекать внимание мужчин. Очень быстро Анри стал ее любовником и помог ей войти в высший свет Парижа. Благодаря композитору Тереза познакомилась с Вагнером, Жирарденом, Листом и Готье.

Анри оказался довольно щедрым – он подарил Терезе жилье, не скупился на драгоценности и другие ценные подарки, тем самым сильно ухудшив свое финансовое состояние. Будучи еще замужней женщиной (брак с портным Антуаном так и не был расторгнут), Эсфирь не стеснялась называть себя мадам Герц, что никем не воспринималось всерьез.

Тем временем родня Герца открыто ненавидела Терезу, даже несмотря на то, что она успела родить от Анри дочь. Не было и дня, чтобы родители Анри не мечтали избавиться от «ненасытной гулящей девки». Когда в 1848 году Герц уехал на гастроли в Америку, они выставили Эсфирь из дому. Так она и ушла вместе с подаренными Герцем бриллиантами, оставив свою дочь на дедушку и бабушку.

После разрыва с Анри Герцем Эсфирь часто болела, поэтому средства от проданных бриллиантов быстро расходовались. Предприимчивой еврейке ничего не оставалось, как снова вернуться в свою «профессию» куртизанки, но она этого очень боялась, потому что за годы жизни с Герцем она превратилась из нищенки в уважаемую и одну из самых элегантных женщин Парижа.
В итоге, воспользовавшись советом своей модистки, Эсфирь решает переехать в Лондон, где «богатые мужчины платят красивым женщинам по 40–50 тысяч фунтов в год».

Прибыв в Лондон, девушка первым делом узнала, где чаще всего можно встретить английских богачей. Она надела свое самое нарядное платье и направилась в Королевский театр Ковент-Гарден.

Первым на нее «клюнул» лорд Эдвард Стенли – крупный политический деятель (трижды избирался премьер-министром Британской империи) с огромным финансовым состоянием. Хотя Стенли и был покорен красотой и манерами Эсфирь, он не осмелился оставить жену ради французской куртизанки. Осознав, что связь с этим видным аристократом не принесет ей нового статуса, Эсфирь переключилась на других представителей лондонского высшего света, но вскоре она снова вернулась в Париж.
«Вечер у Паивы», художник Адольф Монтичелли
Эсфирь Вильюэн мечтала избавиться от ранга простолюдинки и поэтому всеми силами пыталась обзавестись дворянским титулом. Наконец в конце 40-х годов, отдыхая на курорте в Бадене, она встретила молодого, довольно состоятельного португальского маркиза Альбино Араужу де Паива. И если в его титуле можно было сомневаться, то в финансовой обеспеченности – отнюдь. Отец Альбино сколотил свой капитал на торговле опиумом – у него было несколько опиумных складов в Макао. Эсфирь представилась маркизу как Полин Вийо и, используя свои женские чары, быстро влюбила его в себя.

Вскоре пара обвенчалась в парижской церкви Сен-Поль-Сен-Луи, таким образом, в 32 года Эсфирь законно получила такой желанный титул маркизы. Однако буквально на следующий день после свадьбы молодая жена бросила своего супруга. Она оставила Альбино прощальное письмо, в котором честно призналась: «Вы хотели меня – и вы меня получили, а я, в свою очередь, обрела новое имя. Мы в расчете. Я выполнила свою роль добросовестно и обрела положение, к которому стремилась, а что касается вас, мой дорогой, то вы взяли в жены женщину, которую даже стыдно представить обществу. Предлагаю расстаться: вы вернетесь в свою страну, а я и мое новое имя останемся здесь».

Де Паива отказался давать жене развод, но это не очень ее беспокоило, так как она оставалась маркизой и могла продолжить поиски более подходящей кандидатуры в мужья.

Маркиза де Паива активно вращалась среди высшего света Парижа, меняя любовников одного за другим. Среди них был даже сам принц Наполеон III, но он довольно быстро потерял интерес к маркизе, что, возможно, она так и не смогла ему простить.

В 1852 году на званном вечере Эсфирь впервые встретила своего будущего третьего мужа. Это был прусский граф, крупный землевладелец и промышленник, Гвидо Хенкель фон Доннерсмарк. Он был молод (всего 22 года) и очень хорош собой. Де Паива следовала за графом по всей Европе, якобы случайно оказываясь рядом с ним. В итоге маркизе удалось влюбить в себя графа, и он предложил стать его женой.

Помимо руки и сердца молодого человека Эсфирь получила его огромное состояние. Ее радости не было пердела, ведь теперь все ее мечты – еврейской девочки из бедной семьи – стали реальностью.

Только после смерти Альбино де Паивы в 1871 году, Эсфирь смогла получить развод и выйти замуж за графа Доннерсмарка. В качестве свадебного подарка новоиспеченный супруг подарил Эсфирь драгоценное ожерелье, которое ранее принадлежало императрице Франции Евгении. Уже в браке Гвидо купил для жены загородную усадьбу Поншартрен, а также построил большой особняк на Елисейских полях.

Как стало известно позднее, у графа Доннерсмарка во Франции была важная миссия – он вел разведку. Благодаря своей жене, известной куртизанке, ему не составляло особого труда находить людей, обладающих ценными сведениями. Эсфирь, которая часто бывала в обществе издателей газет и журналистов, подслушивала их разговоры, а полученную информацию передавала мужу.

На протяжении шести лет супруги Доннерсмарк передали в Пруссию массу ценной информации. Но в 1877 году их разоблачили, им пришлось бежать в Силезию и поселится в родовом поместье Доннерсмарков.
Графиня Доннерсмарк, 1860-е гг
Несмотря на богатство графа, его родовые владения были запущены. И здесь на помощь графу пришла его жена. Она быстро разобралась в причинах, приведших хозяйство в упадок, и начала действовать. Под чутким руководством Эсфирь Гвидо фон Доннерсмарк взял кредиты во французских и немецких банках, и за эти деньги приобрел много различных предприятий - в том числе угольные шахты, рудники, хозяйственные комплексы. Он основал акционерное общество, объединив свой металлургический завод с государственным конкурентом, что принесло Доннерсмаркам крупное состояние.

Имея огромные богатства и дворянский титул, Эсфирь перестала появляться в высшем свете. Она вела замкнутый образ жизни в замке Нойдек.

Эсфирь фон Доннерсмарк скончалась в 1884 году от сердечного приступа. Через 17 лет после ее смерти граф Доннерсмарк был удостоен титула фюрста, что являлось высшим аристократическим титулом Священной Римской империи. Таким образом, жена графа, хоть и посмертно, смогла стать принцессой…

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine