Французское кино, Пиаф и еврей из Рогатина

Композитор Норберт Гланцберг написал самые известные хиты для Эдит Пиаф

Автор:

Николай Буланый, 2020

ХХ век полон удивительных по своему масштабу скитаний людей, семей и даже целых народов по миру. Так, родившиеся в глубинках Российской империи, могли кочевать из Германии во Францию, а оттуда в Англию, США или Южную Америку. Одним из подобных «кочевников ХХ века» можно считать Норберта (Натана) Гланцберга.

Натан родился 12 октября 1910 г. в галицийском штетле Рогатин, в то время находившийся под властью Австро-Венгрии. Вскоре после рождения Натана торговец Шмуэль Гланцберг со всей семьей переезжает в Баварию и оседает в городе Вюрцбург. Именно там, с 1911 г. Натан превращается в Норберта и с этим именем ему суждено было пройти до конца своей жизни.
Примечательно, что интерес к музыке маленькому Норберту привила семья выходцев из Восточной Европы Ойстрах, подарившая ребенку губную гармошку. Спустя годы, оказалось, что соседи Ойстрахи из Вюрцбурга были близкими родственниками другого знаменитого музыканта – скрипача Д. Ойстраха.

Начало было положено и уже в скором времени в еврейской общине Вюрцбурга говорили о таланте «маленького Моцарта». К 1914 г. семью Гланцбергов ожидали серьезные изменения: родилась дочь Лизель, отца забрали на фронт санитаром, а Норберту было куплено настоящее пианино. Мать Норберта отдала его помимо школы в местную консерваторию, желая развить талант сына. Гланцберга там считали очень талантливым и подающим надежды музыкантом.

Норберт в 17 лет бросает школу для работы в театре. Вскоре его взяли концертмейстером в местный театр, где он дирижировал в ряде оперных спектаклей и руководил постановкой недавно вышедшей пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера». С наступлением мирового кризиса 1929 г. Норберту пришлось переехать в Аахен, где ему довелось работать концертмейстером. Воля случая свела молодого музыканта с актрисой И. Керн, предложившей аккомпанировать в новой постановке «Королевы чардаша». Самым неожиданным для Норберта стало появление в театре «Адмиралпаласт» автора оперетты И. Кальмана, который пригласил талантливого юношу в Берлин.

Вскоре Гланцберг вошел в богемный мир немецкой столицы. А знакомство с звездами немого кино помогли Гланцбергу познакомиться с режиссером Билли Уайлдером, тоже евреем из Галиции, который предложил земляку написать песню к фильму «Фальшивый супруг». Популярность фильма вызвала одобрение отца Гланцберга, переставшего осуждать легкомысленный выбор профессии сына. Так Норберт стал кино-композитором.

Ситуация обострилась к 1932 г., когда на «засилье евреев в кино» обратил внимание журнал «Немецкий фильм». Ситуацию для Гланцберга усугубило также упоминание лично о нем гауляйтера Берлина Й. Геббельса, подчеркнувшем его особое положение среди композиторов. Лишь чудом Норберту удалось не попасться в руки гестапо и бежать в Париж.

Несмотря на уговоры Уайлдера переехать в США, Гланцберг устроился во Франции торговцем канцелярией, но по наследству от отца этот талант ему не передался. В этот период он перепробовал многие профессии – уличного аккордеониста, пианиста в еврейском театре, руководителя ансамблем, в который входил джазмен Д. Рейнхардт, и др. В один из вечеров ансамбль Гланцберга аккомпанировал в кафе еще никому не известной Эдит Пиаф, в скором времени изменившей судьбу композитора.

С началом войны Гланцберг, как и многие, бежал на Юг Франции – в Марсель. В местных кафе он встретил старых друзей и познакомился с актерами и певцами, такими как М. Шевалье, Фернандель и др. В одном из кафе осенью 1941 г. Гланцберг снова встретил Пиаф. Теперь она была знаменитой и нуждалась в пианисте для своего турне. Совместные концерты сдружили «парижского воробушка» с рогатинским евреем на многие годы.

Но война продолжалась, и к 1943 г. Гланцберг вынужден был укрываться при постоянной помощи Пиаф на Ривьере. 2 мая того же года композитора схватили в отеле и лишь благодаря заступничеству графини Л. Пастре, Тино Росси, М. Бель и Пиаф спасся – его вывезли в машине префекта как раз перед отправкой в концлагерь. Положение усугублялось, и Пиаф спрятала Гланцберга у бабушки личного секретаря. Композитор не мог выступать. Благодаря своей популярности певица сумела добиться нового убежища у графини Пастре в замке Монредон, где та укрывала таких деятелей искусства, как К. Хаскил, Б. Кохно,  К. Берар и М. Розенталь. В дальнейшем Гланцберг скрывался у композитора Ж. Орика, поэта Р. Лапорта и др.

С освобождением Франции в 1944 г. композитор выступал в качестве защитника в комитетах, разбиравших деятельность актеров и певцов во время оккупации. Гланцбергу удалось помочь Пиаф, Шевалье и другим.

Ему так и не удалось получить гражданство Франции, а принимать польское или немецкое Норберт не стал. Это обстоятельство не помешало в дальнейшем продолжить свою профессиональную деятельность. Так, он гастролировал с Ч. Трене и Тино Росси по Америке. Именно в международном турне ему удалось встретиться со своей семьей, успевшей эмигрировать из Германии.
Эдит Пиаф и Норберт Гланцберг с друзьями на Ривьере, 1940
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Гланцберг пишет хиты для Пиаф («Падам… Падам…», «Моя поездка» и др.) и Ива Монтана («Большие бульвары»). Помимо этого, он снова пишет музыку для кино. Одними из самых популярных стали его партитуры к фильмам «Колдунья» и «Невеста слишком хороша», во время работы над которыми знакомится с актрисами Мариной Влади и Бриджит Бардо.

В начале 1950-х гг. помимо профессиональной, налаживается и личная жизнь Гланцберга. Он знакомится с молодой француженкой польского происхождения М. Мазурек. Имея много общего, пара заключает брак 15 января 1952 г., и спустя несколько лет у них рождается сын Серж. Не оставляет он дружбу с Эдит Пиаф, в переписке с которой он фигурировал как «мой Ноно», а она сама подписывалась как «твоя Фифи». Эта дружба продлилась до самой смерти певицы в 1963 г. Композитор никогда не забывал о Пиаф, но шла уже друга эпоха, и он уже писал мелодии для П. Кларк, Далиды, Мирей Матье…

Спокойная семейная жизнь Гланцберга завершилась в 1976 году: от него ушла жена, а сын уехал в Англию обучаться звукозаписи. Для композитора началась тихая и одинокая жизнь в пригороде Парижа, с посещением спектаклей, концертов и опер. В 1980 г., борясь с одиночеством, Гланцберг открывает для коротания досуга библиотеку Института Гете, где снова стал читать по-немецки. Именно чтение в библиотеке подтолкнуло его к созданию на основе стихов заключенных концлагерей, евреев и борцов Сопротивления, вокального цикла под названием «Песни Холокоста». Обратившись к еврейской тематике, композитор также создает благодаря воспоминаниям из детства и книгам И. Башевиса Зингера «Еврейскую сюиту» для симфонического оркестра.

В 1996 г. умирает жена Гланцберга, что нанесло очередной удар по композитору. В этот период о нем вспоминают на его родине в Вюрцбурге, куда вместе с дирижером Ф. Шазленом он оправляется в 1998 г. с концертом. Там за вклад в развитие музыки композитора наградили премией в области культуры. Уже через год Гланцберг записал концерт рождественских песен в соборе Вюрцбурга. Вскоре руководитель Моцартовского фестиваля Д. Кляйнер сделал оркестровое переложение фортепьянной партии «Песен Холокоста», но Норберт Гланцберг так и не успел услышать обработку своего цикла – он умер 25 февраля 2001 г.

Так завершился жизненный путь еврейского мальчика из Рогатина, который сумел благодаря своему таланту выжить в жестокий ХХ век, исколесив полмира. Ему удалось создать уникальные произведения для эстрады и кино, ставшие символами эпохи.


Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine