Книги Пророков
Вторая часть Письменной Торы - ТаНаХа
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Книги Пророков (נְבִיאִים; Невиим) - второй раздел еврейской канонической Библии (наряду с Пятикнижием и Писаниями).
Включает повествовательные исторические книги (так называемые Ранние пророки) — Иегошуа бин Нуна, Книгу Судей Израилевых, I и II книги Шмуэля (Самуила) и I и II книги Царей, где деятельность отдельных пророков лишь упоминается;
собственно пророческие книги, так называемые Поздние пророки: Исайя, Иеремия, Иехезкель;
и двенадцать малых пророков — Гошеа, Иоэль, Амос, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хаваккук, Цфания, Хаггай, Зхария и Мал’ахи.
Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители Талмуда называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого храма (Сота 9:12; Та‘ан. 4:2 и др.), а поздними — пророков, живших после возвращения из пленения вавилонского (Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б).
По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Малахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в эсхатологическом будущем.
Канонизация Пятикнижия (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела Пророки завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга Даниэля была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророков включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте.
Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем Пятикнижие, так как только оно читалось перед народом во времена Эзры и Нехемии; Священное Писание самаритян, отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книг Пророков.
Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророков представлен в талмудическом трактате Бава Батра (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророков таков: Иегошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...».
Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки.
Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам).
Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования.