Книги Пророков. Иона

Одна из самых необычных книг ТаНаХа

Источники:

- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Черным шрифтом приведены примечания редактора
Иона (יוֹנָה), пророк, по имени которого названа пятая книга малых пророков Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге Иона уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

В первой части повествования (главы 1–2) рассказывается о том, что Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, отправиться в столицу Ассирии Ниневию и возгласить погрязшим в грехах и нечестии жителям города скорую кару. Пытаясь уклониться от возложенной на него миссии, Иона сел на корабль, плывший в противоположном направлении. Бог наслал на море великую бурю, и брошенный моряками жребий указал на Иону как на виновника Божьего гнева. Буря не утихала до тех пор, пока Иона не был выброшен в море по совету самого пророка, сознавшегося в том, что он бежит от Бога, и лишь после того, как моряки напрасно пытались вернуться на сушу. Однако Иона, не выполнивший еще возложенную на него миссию, не погиб в пучине: огромная рыба проглотила пророка, который, пробыв три дня в ее чреве и вознеся оттуда благодарственную молитву Богу за чудесное спасение (2:3–10), был извергнут ею на сушу.

Во 2-й части (глава 3) повествуется о том, как Иона был вторично призван Богом к выполнению возложенной на него миссии. Прибыв в Ниневию, он провозглашает, что через 40 дней Бог разрушит город за грехи его жителей. Жители Ниневии во главе с царем, уверовав в Бога, объявляют пост и всенародное покаяние, вследствие чего Бог решает помиловать их.

В последней части (глава 4) раздосадованный Иона обращается к Богу с жалобой, объясняет свое первоначальное нежелание выполнить свою миссию уверенностью, что милосердие побудит Бога простить жителей Ниневии, и просит ниспослать ему смерть. В ответ Бог предуготовляет ушедшему из города Ионе куст, который дает пророку защиту от палящих лучей солнца. Однако посланный Богом червь источает куст, и, когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (4:10–11). Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Иона, и читатель, а не составитель книги, должен дать на него ответ и сделать соответствующие морально-религиозные выводы.

Вопрос о том, что собой представляет Книга пророка Ионы, в экзегетической литературе решается по-разному. Самое древнее мнение, опирающееся на прямое свидетельство библейского текста, считает Книгу пророка Ионы историческим повествованием о действительных событиях и лицах. Согласно другому мнению, которое широко представлено в критической литературе, Книга пророка Ионы не является подлинной историей, потому что многое в ней представляется необычайным, непонятным и невероятным. Защитники второго мнения считают Книгу пророка Ионы в той или иной мере вымышленным произведением — одни видят в ней рассказ о видении, явившемся пророку, другие считают её апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью, третьи принимают её за легенду, в которой простой и естественный факт был украшен чудесными и невероятными подробностями. Все эти попытки вытекают из мысли о невозможности представить рассказанное в Книге как действительно произошедшее событие.

В пользу версии о притче говорит тот факт, что события книги не имеют отношения к евреям или Израильскому царству, что являлось обязательным для остальных пророческих книг.

Сторонники "историчности" пытаются подвести логику под действия Ионы. Пророк якобы не хотел исполнить волю Б-га исходя из следующих гипотетических причин:
1) Слово Б-га непоколебимо; если Он через пророка пообещел разрушить Ниневию, но не сделал этого, значит, пророк ложный и подлежит смерти (Втор. 18:20). Иона испугался за свою жизнь.
2) Если Б-г пообещал и не исполнил, это дискредитирует слово Б-га в глазах общества, и Иона хотел этого избежать.

Обе причины опровергаются в других книгах Пророков. Что касается первой, то Б-г говорит аналогичные слова пророку Иеремии (Ирмиягу) - если человек отвернется от зла, Б-г его пожалеет, даже если ранее принял другое решение (Иер. 18:7-11).
Что касается второй причины, Б-г говорит пророку Исайе, что любое Его слово уже изменяет реальность, то есть оно сказано не впустую, поскольку привело к раскаянию (Ис. 55:7-11).
Все это может говорить, что события Книги Ионы никогда не происходили на самом деле и являются притчей, цель которой - художественным примером проиллюстрировать милосердие Всевышнего. (Примечания - Е.Ш.)


Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера Книги пророка Ионы можно найти в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов повествования, наиболее встречающих возражение: пребывания пророка во чреве кита (3Макк. 6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов. 14:8). Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание Книги, считает его подлинной историей — иначе еврейские законоучители не стали бы включать её в ветхозаветный канон священных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением.

Исследователи расходятся во мнениях относительно времени ее создания. Наиболее вероятно, что эта книга возникла в эпоху персидского владычества: составитель книги относится к Ниневии не как к реальной столице воинственной Ассирии, а как к полумифическому «большому городу». Ссылки на пророчества Ионы в Товита книге (4 в. до н. э) позволяют датировать книгу Ионы не позднее 5 в. до н. э.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine