Книга Гошеа
Первая книга малых пророков
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Книга Хошеа, или Гошеа (הוֹשֵׁעַ; в греческой традиции Осия), первая из двенадцати книг Пророков малых.
Очевидно, книга была составлена в Северном (Израильском) царстве; отредактирована была после падения Израильского царства в Иудее. Стиль и метафорика книги Хошеа оказали глубокое влияние на более поздних письменных пророков.
Три первые главы книги содержат два пророческих повествования — от третьего (Хош. 1) и от первого (Хош. 3) лица. В первом повествовании Бог повелевает пророку взять в жены блудницу, «ибо сильно блудодействует земля сия, отступившись от Господа» (Хош. 1:2). Следуя этому повелению, пророк берет в жены Гомер. Родившегося от нее сына Бог повелевает наречь Изреэль в знак того, что вскоре Он «сокрушит лук Израилев в Изреельской долине» (Хош. 1:5), рожденную вслед за этим дочь — Лорухамой (Непомилованной) в знак того, что Он «не будет более миловать дома Израилева, чтобы прощать им» (Хош. 1:6), а младшего сына — Лоамми (Не Мой народ; «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом», Хош. 1:9).
За этим — до конца второй главы — следует речь Бога, в которой Он грозит карой осрамившей себя блуднице-Израилю («за дни служения ваалам, когда она кадила им и, украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала»), но в то же время обещает «говорить к сердцу ее»: «... и обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии... и помилую Непомилованную, и скажу Не Моему народу: “Ты — Мой народ”, — а он скажет: “Ты — мой Бог”».
Впервые появляющийся в книге Хошеа мотив заключения Богом нового завета с Израилем — на этот раз навечно — использован впоследствии Иеремией (Иер. 31:30–33), откуда его затем заимствовал Иехезкель (Иех. 11:19, 20; 36:26–28).
Второе пророчество (Хош. 3) — на этот раз от первого лица — содержит то же послание, что и первое. В нем звучит та же тема неверности Израиля («долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя... и без жертвы»); как и в первом пророчестве, есть образы пророка и женщины, однако слова пророчества о последующем раскаянии Израиля и возвращении Божьей милости (Хош. 3:5) утрачивают аллегорическую форму и выражены прямо.
Остальные главы книги Хошеа (4–14) можно подразделить на три части.
Основной мотив первой части (Хош. 4–7) — обвинение народа в преступлениях: убийстве, воровстве, прелюбодеянии, клятвопреступлении и т. п. За эти грехи Эфраим (так обозначено в этой части книги Хошеа население Израильского царства) был наказан тем, что он стал слабым и униженным. Воспользовавшись его слабостью, «вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» (Хош. 5:10). Эфраим обратился за помощью к Ассирии, но тщетно — только Бог, который наказал Эфраима, сможет исцелить его. В скорби своей Эфраим будет искать Бога, но его благочестие преходяще — Бог ожидает от Эфраима соблюдения завета (хесед), познания Бога, а не жертв (Хош. 6:6). За то, что народ Израиля не взывает к Богу «сердцем своим», а, продолжая грешить, взывает к египтянам и ассирийцам, он будет наказан.
В следующей части (Хош. 8–13) на первый план выступает грех идолопоклонства: «Оставил тебя телец твой, Самария» (Хош. 8:5), — «ибо много жертвенников настроил Эфраим... ко греху послужили ему эти жертвенники» (Хош. 8:11). Бог накажет израильтян изгнанием, «и будут [они] скитальцами между народами» (Хош. 9:17). В этой связи Бог напоминает Эфраиму о проступках Иакова, за которые он был наказан изгнанием (Хош. 12:2–12).
В последней части (Хош. 14) пророк наставляет Израиль, как вернуться к своему Богу: воззвать к Его милосердию и прекратить уповать на помощь идолов, египтян и ассирийцев. За это Бог возлюбит Израиль по Своему благоволению и отвратит от него Свой гнев. Когда Эфраим скажет: «Что мне за дело до идолов?» — Бог услышит его и поможет ему (Хош. 14:9).
Пророческая концепция книги Хошеа представляет интерес не только потому, что Хошеа — один из первых письменных пророков, но и потому, что книга отражает все стороны жизни народа в эпоху Первого храма. Три основные мотива пророчества — грех народа, призыв к раскаянию и связь между народом Израиля и его Богом.
Датировка книги Хошеа проблематична. Согласно редакторскому введению (Хош. 1:1), содержащиеся в ней пророчества относятся ко времени царей иудейских: Уззии, Иехотама (очевидно, как соправителя Уззии), Ахаза (733–727 гг. до н. э.), Хизкияху, а также израильского царя Иоровама (Второго, 784–746 гг. до н. э.). В пользу этой датировки говорит тот факт, что пророк знает о кратковременном правлении и убийстве израильских царей Зхарии и Шаллума в 747 г. до н. э. и о стремлении свергшего Шаллума Менахема (747–737 гг. до н. э.) получить поддержку у Ассирии и, возможно, у Египта.
Некоторые исследователи считают неправдоподобным, чтобы после завоевания Галилеи и Заиорданья Тиглатпаласаром III в 732 г. до н. э., сопровождавшегося угоном в плен жителей (II Ц. 15:29), пророк говорил о грядущем уходе Эфраима в изгнание только из-за постигшего страну голода. Поэтому пророчества книги Хошеа следует датировать периодом между началом царствования Менахема (747 г. до н. э.) и ассирийскими завоеваниями 732 г. до н. э. Характерно, что бедствия, которыми пророк грозит Эфраиму, — не вторжение врагов, а междоусобная война (очевидно, подобная пережитой Израилем в 747 г. до н. э.).
Датировка книги Хошеа второй половиной 8 в. до н. э., однако, плохо согласуется с тем, что пророк видит в идолопоклонстве и забвении Бога один из главных грехов Израильского царства. Поскольку совершенный Иеху государственный переворот (около 842 г. до н. э.) сопровождался радикальным искоренением культа тирского Ваала в Северном царстве, обвинения в идолопоклонстве воспринимаются в устах пророка, действовавшего столетие спустя после этого, как анахронизм. По мнению некоторых исследователей, обращенное к пророку и его соплеменникам требование Бога «судиться» с их матерью, чтобы не быть отвергнутыми из-за нее (Хош. 2:1–4), предполагает, что народ не несет прямой ответственности за идолопоклонство; это указывает на время Ахава (874–852 гг. до н. э.), жена которого, дочь царя Тира Изевель, насаждала в Израильском царстве культ тирского Ваала.
И. Г. Клаузнер выдвинул гипотезу, согласно которой книга Хошеа в ее нынешней форме представляет собой компиляцию пророчеств двух разных пророков — современника царя Ахава (Хош. 1–3) и действовавшего около столетия спустя современника гражданской войны 747 г. до н. э. По мнению Клаузнера и его последователей, древность первых трех глав книги Хошеа подтверждается тем, что в них отсутствует характерная для классического пророчества идея приоритета морали завета над культовым ритуалом, появляющаяся впервые у израильского пророка 8 в. до н. э. Амоса.
Кроме того, неоднократно повторяющееся в главах 4–14 книги Хошеа имя Эфраим применительно к жителям Северного царства встречается также у пророков Исайи, Иеремии и Зхарии, однако отсутствует в первых трех главах книги Хошеа и у Амоса. Сторонники этой гипотезы полагают, что датировка книги Хошеа (Хош. 1:1) принадлежит иудейским редакторам (комбинация дат — Ис. 1:1 и Ам. 1:1), чьи интерполяции обнаруживаются также и в других местах книги (Хош. 1:7 и пр.)