Книги Пророков. Амос

Самый ранний из пророков

Источники:

- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Черным шрифтом приведены примечания редактора
Амос (עָמוֹס), библейский пророк, живший в Израильском царстве в 8 в. до н. э. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати Пророков малых в еврейском каноне и второй в Септуагинте. Амос считается самым ранним из «письменных пророков».

Амос был овчаром (нокед) из Ткоа и пророчествовал о судьбах Израиля при иудейском царе Уззии и израильском царе Иоров‘аме II. Столица Израильского царства Самария и, в особенности, святилище в Бет-Эле являлись местом его деятельности. (По всей вероятности, его родиной был не известный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в Талмуде).

Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоровама, когда Дамаск и Хаммат находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце сиване 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью.

Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые — предупреждал он — должны были кончиться ничем.

Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после исхода из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами (5:25).

Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью.

Амос — один из создателей библейской эсхатологии. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол «изгнать», «отправить в изгнание») Амос пользовался также эсхатологическим термином «день Господень». В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда.

Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его «от овец», чтобы пророчествовать «к Израилю» (7:15), его изысканный и высокохудожественный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока.

Что касается профессии Амоса, он в разных местах текста называет себя тремя разными названиями - נֹקֵד (пастух овец, Амос 1:1), בוֹקֵ֥ר אָנֹ֖כִי וּבוֹלֵ֥ס שִׁקְמִֽים (пастух коров и обрабатывающий деревья, Амос 7:14). Эти 3 занятия были несовместимы в Израиле того времени, так как подразумевали совершенно разный социальный статус человека. Исследователи Торы полагают, что Амос был из богатой семьи и имел весьма слабое представление о жизни простолюдина. Тем не менее, он приравнивает себя к беднякам. Эта закономерность прослеживается и в других книгах Невиим - практически все пророки происходили (или заявляли свое происхождение) из низших социальных слоев еврейского общества (Прим. - Е.Ш.)

Нельзя точно сказать, где Амос почерпнул свою эрудицию, но нет никакого сомнения, что его пророческое творчество опиралось на литературную традицию, и его превосходный лапидарный стиль наводит на мысль о предшественниках. Однако Амос был первый, чье имя сохранилось и чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine