Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Эзра и Нехемия
Десятая книга раздела "Ктувим"
Книга Эзры и Нехемии — предпоследняя книга еврейского канона; она входит в раздел Писаний, где помещается между книгами Даниэль и Хроник. Начиная с 15 в. во многих еврейских рукописных и во всех печатных изданиях указывается, где заканчивается книга Эзры и начинается книга Нехемии, однако заключительная масора, относящаяся к обеим книгам, по-прежнему помещается только после книги Нехемии.
В Септуагинте 1-я книга Эзры (Эсдрас А) включает свободный пересказ II Хр. 35–36, Эз. 1–10 и Нех. 8:1–13, а также фрагмент, не имеющий аналогов на иврите, о победе Зрубавела в споре о том, что сильнее всего на свете. 2-я книга Эзры (Эсдрас Б) представляет собой более близкий к тексту перевод книги Эзры и Нехемии (в некоторых рукописях книга Нехемии именуется 3-й книгой Эзры); обе книги помещаются между книгами Хроник и Эсфирь.
В Вульгате книга Эзры именуется 1-й книгой Эзры, книга Нехемии — 2-й книгой Эзры, а Эсдрас А — 3-й книгой Эзры, причем последняя входит в число приложений, следующих за Новым заветом. Так называемая 4-я книга Эзры, помещенная в Вульгате среди приложений, по мнению большинства исследователей, основана на еврейском апокалипсическом сочинении, однако ее вступительный и заключительный разделы принадлежат христианскому автору. В научной литературе главы 1–2 обычно называют 5-й книгой Эзры, а главы 15–16 – 6-й книгой Эзры.
Протестанты рассматривают книги Эзры и Нехемии как самостоятельные сочинения, а Эсдрас А и 4-ю книгу Эзры считают апокрифами.
Содержание.
Книга Эзры и Нехемии начинается с известия о том, что в первый год правления Кира, то есть через 70 лет вавилонского пленения, как и предсказал Иеремия (Иер. 29:10–14), Бог побудил царя разрешить евреям вернуться в Иудею (538 г. до н. э.) и восстановить Храм (Эз. 1:1–4). Воспользовавшись этим разрешением, 42 360 изгнанников во главе с Шешбаццаром — «князем Иудиным» — возвратились из Месопотамии в Иерусалим и окрестные города. По распоряжению Кира им была отдана драгоценная утварь, захваченная в Храме вавилонянами (Эз. 1:5–2:70). Далее следует рассказ о восстановлении храмового жертвенника, начатом по инициативе Зрубавела и Иехошуа бен Иехоцадака в канун праздника Суккот (3:1–4), о возобновлении жертвоприношений (3:3–6) и торжественной закладке фундамента Храма на второй год по возвращении из изгнания (3:7–13).
Самаритяне, называемые здесь врагами Иехуды и Биньямина, обратились к Зрубавелу и Иехошуа с просьбой позволить им принять участие в постройке Храма (4:1–2). Получив отказ, они стали препятствовать строительству, а затем «написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима», утверждая, что евреи восстанавливают стены города с тем, чтобы поднять восстание (4:3–16). В результате этого доноса работа по восстановлению Храма была прекращена (4:17–24).
Лишь на второй год царствования Дария (520 г. до н. э.) Зрубавел и Иехошуа, вдохновленные пророками Хаггаем и Зхарией, возобновили строительство (5:1–2). Очередная попытка прервать его не увенчалась успехом: в ответ на запрос персидских чиновников советники Дария обнаружили в архиве копию указа Кира о постройке Храма (5:3–17, 6:1–5), и царь приказал местным властям не только не препятствовать евреям, но и оказывать им всяческую помощь, в том числе и денежную (6:6–12). В результате на шестой год царствования Дария, накануне Песаха (516 до н. э.), Храм был построен и освящен (6:13–22).
Следующие четыре главы книги посвящены деятельности Эзры. Священник из рода Аарона и «книжник, сведущий в законе Моисеевом», Эзра жил в Вавилонии (7:1–6). Получив от персидского царя Артаксеркса I поручение проинспектировать Иудею и Иерусалим, доставить в Храм «серебро и золото, которое царь и его советники пожертвовали Богу Израилеву», и «доброхотные даяния от народа и священников», а также «поставить правителей и судей, чтобы они судили весь народ за рекою [то есть в сатрапии Авар-Нахара]», Эзра отправился в путь во главе большой группы вавилонских евреев (7:7–9, 8:1–36).
В центре внимания Эзры стояла проблема иноплеменных жен среди вернувшихся из изгнания. Узнав по прибытии в Иерусалим, что «народ Израилев, и священники, и левиты не отделились от народов иноплеменных... потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих» (9:1–2), Эзра потребовал от жителей Иерусалима, а затем и всей Иудеи развестись с иноплеменными женами (10:1–14).
О дальнейшей судьбе Эзры ничего не сообщается. В книге Нехемии Эзра упоминается лишь в качестве руководителя церемонии публичного чтения «книги Закона Божия», которая была проведена по завершении строительства городской стены Иерусалима (Нех. 8:1–13), и как один из участников обряда освящения стены (Нех. 12:36).
Стиль и структура книги Эзры и Нехемии
В целом книга представляет собой историческое повествование, изобилующее списками имен с элементами генеалогии и перечислениями, царские указы, молитвы и т. д.
Книга Эзры и Нехемии составлена на иврите, однако со значительным использованием арамейского языка, причем не только при воспроизведении официальных документов. Уникальная особенность книги Эзры и Нехемии — чередование повествования от первого и третьего лица. Так, рассказ о деятельности Эзры (Эз. 7–11) начинается и завершается текстами, где он упоминается в третьем лице (7:1–11; 10:1–16), а центральная часть (7:27–9:6) — рассказ от лица самого Эзры.
Книга Нехемии, напротив, построена в целом как своего рода автобиография; однако в главах 7–12 Нехемия неоднократно упоминается в третьем лице и именуется Тиршата (возможно, название должности).
Книга четко делится на три неравные части: Эз. 1–6, Эз. 7–10 и Нех. 1–13, образующие единую хронику восстановления и укрепления автономной еврейской общины в Иудее с благословения царя Персии и под его покровительством.
Одна из главных тем первой части — благочестие персидских монархов и их благожелательное отношение к еврейским изгнанникам и Храму, резко контрастирующее с неприязнью со стороны других этнорелигиозных групп и чиновников местной власти (4:4–24; 5:3–17).
Вторая часть, открывающаяся словами «после сих происшествий», продолжает тему благоволения персидского царя Артаксеркса к еврейской общине. По-иному трактуется вопрос о взаимоотношениях между евреями и другими этнорелигиозными группами: о кознях со стороны последних ничего не говорится, а главной проблемой становится смешанный брак, ведущий к растворению общины среди местного населения (9:2).
Третья, заключительная часть, озаглавленная «Слово Нехемии бен Хахальи» (Нех. 1:1), повествует о том, что Нехемия, служивший виночерпием при дворе Артаксеркса I, просил царя послать его «в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтобы я отстроил его» (Нех. 2:5). Царь послал Нехемию наместником в Иерусалим. Наряду с темами, специфическими для этой части, книга продолжает темы книги Эзры, в первую очередь — тему иноплеменных жен (Нех. 3:1–3, 23–30).
Большая часть книги посвящена деятельности Нехемии в Иудее и Иерусалиме. Организованное Нехемией строительство городской стены Иерусалима (Нех. 2:12–18; 3:1–32) является естественным продолжением восстановления Храма. Вместе с тем здесь появляются два новых мотива: социально-экономическое расслоение общины как угроза ее существованию (Нех. 5:1–19) и возобновление завета между Богом и еврейским народом (10:1–40).
Церемония публичного чтения и толкования «книги Закона» (8:1–18), перерастающая в массовое покаяние (9:1–37) и завершающаяся подписанием обязательства соблюдать заповеди (10:1–40) является кульминацией всей книги (см. Нехемия).
Источники, авторство, датировка книги Эзры и Нехемии
По мнению большинства ученых, в основе книги Эзры и Нехемии лежат «биографии» Эзры и Нехемии, составленные либо ими самими, либо их анонимными биографами. Авторы или редакторы обеих книг использовали архивные документы, главным образом списки, хранившиеся, по всей видимости, в Храме. Большинство исследователей датирует книгу приблизительно 400 г. до н. э.
Книга Эзры и Нехемии как исторический источник
Книга Эзры и Нехемии — уникальный источник информации о еврейской общине в Иудее в период персидского господства. Нет никаких сомнений в историчности описываемых в ней событий, что подтверждается археологическими данными и внебиблейскими документами.
Весьма точно передан характер взаимоотношений между еврейским руководством, персидским монархом и чиновниками местной власти; стремясь укрепить свою власть на местах, Кир и его преемники покровительствовали местным святилищам и предоставляли местному руководству широкие полномочия и привилегии, что вызывало недовольство сатрапов и губернаторов областей.
В то же время ряд деталей книги Эзры и Нехемии с трудом поддается интерпретации, главным образом из-за противоречий, пробелов и неоднозначных формулировок. Например, в Эз. 1:8,11 и 5:14–16 утверждается, что первую группу изгнанников, вернувшуюся из Месопотамии, возглавлял Шешбаццар, а в Эз. 5:16 — что он руководил закладкой фундамента Храма; в Эз. 2:2 и 3:2,8 в этих же ролях выступает Зрубавел (ср. Зх. 4:7–9).
Согласно Эз. 3:8, фундамент Храма был заложен на второй год по возвращении изгнанников (то есть в 538 г. до н. э.), однако из Хаг. 1:1–4 и 2:18 следует, что строительные работы начались не ранее второго года правления Дария (520 г. до н. э.).
Не вполне ясно также, почему Зрубавел не упоминается в связи с церемонией освящения Храма (Эз. 6:14–22); не исключено, что его устранение было как-то связано с подавлением восстаний, прокатившихся по Персидской империи в годы правления Дария.
Книга Эзры и Нехемии относит прибытие Эзры в Иерусалим к седьмому году правления царя Артахшасты (Эз. 7:8), а пребывание Нехемии в должности «областеначальника» Иудеи — к 20–32 годам правления того же царя (Нех. 5:14; ср. Нех. 1:1; 2:1; 13:6). Если Артахшаста — это Артаксеркс I (465–424 гг. до н. э.), то деятельность Эзры началась в 458 г. до н. э., а прибытие Нехемии в Иерусалим произошло в 445 г. до н. э.
Книга Эзры и Нехемии неоднократно называет Эзру когеном, а генеалогия Эзры в Эз. 7:1–5, во многом совпадающая с родословной первосвященника Иехоцадака (отца вышеупомянутого соратника Зрубавела Иехошуа) в I Хр. 5:29–40, указывает на его принадлежность к высшей категории храмовой иерархии. Еще чаще Эзра именуется «книжником» или «писцом», причем в Эз. 7 эта характеристика тесно связывается с его обширными познаниями в «законе Моисеевом», который «дал Господь, Бог Израилев» Моисею (Эз. 7:6).
Кроме того, в Эз. 7:10 утверждается, что Эзра «расположил свое сердце к тому, чтобы изучать и исполнять закон Господень и учить в Израиле закону и правде», а в Нех. 8 Эзра выступает в качестве руководителя церемонии публичного чтения и толкования «книги закона Божьего».
Мнение, согласно которому Эзра занимал видное положение в Вавилонии, а пост «книжника» (софер) отражал это положение, принято большинством исследователей в качестве достоверного. Согласно библейскому повествованию, царь дал Эзре полномочия назначать в своей общине судей на территории сатрапии Авар-Нахара. Если миссия Эзры началась в 458 г. до н. э., она могла быть как-то связана с антиперсидским восстанием, охватившим в том же году приморские области Эрец-Исраэль); поскольку Иудея не поддержала восстание, можно предположить, что Артаксеркс I решил вознаградить верную ему общину, сделав богатые пожертвования в пользу Храма (Эз. 7:15–23) и освободив священников, левитов и другие категории храмовых служителей от уплаты налогов (7:24).
Эзра в постбиблейской традиции
В Мишне и Талмуде Эзра — один из величайших деятелей еврейской истории, фактически основоположник раввинистического иудаизма. Эзра возглавил Великий собор (Кнесет ха-гдола), который сыграл ключевую роль в сохранении Устного Закона, полученного Моисеем на горе Синай, стал связующим звеном между пророками и зугот (Авот 1:1–4) и возродил Тору, которая в то время была забыта (Сук. 20а), что было еще большим достижением, чем даже восстановление Храма (Мег. 16б).
Помимо авторства книги, носящей его имя, Эзра составил также генеалогические списки, вошедшие в книгу Хроники (ББ. 15а), и книгу Мал’ахи (Мег. 15а); он же переписал Тору «ассирийским письмом» (то есть еврейским квадратным шрифтом), оставив более древний алфавит самаритянам (Санх. 21б).
Мидраш утверждает, что Эзра был учеником Баруха. Он не присоединился к первой группе изгнанников, вернувшейся в Иудею, потому что ставил изучение Торы выше строительства Храма; лишь после смерти своего учителя он решил переселиться в Иерусалим (Песнь Р. 5:5).
Коран сообщает, что евреи считали Узейра, то есть Эзру, сыном Божьим и мессией (сура 9, стих 30). Существует предположение, что это сообщение, не находящее подтверждения в Библии и позднейших еврейских текстах, отражало устные предания йеменских евреев.
В античной и средневековой христианской литературе с именем Эзры связан ряд псевдоэпиграфических и мистических сочинений, развивающих характерное для 4-й книги Эзры представление о нем как о пророке и духовидце.
Согласно Иосифу Флавию, Эзра умер в Иерусалиме в чрезвычайно преклонном возрасте и удостоился пышного погребения (Древ. 11:158). Согласно же традиции, упоминаемой Биньямином из Туделы, Птахией из Регенсбурга, Иехудой Алхаризи и другими, гробница Эзры находилась в деревне Узер близ г. Басра (ныне Ирак). В период между Песах и Шавуот эта гробница служила местом паломничества, участники которого зажигали свечи и произносили обеты; местные мусульмане приписывали ей сверхъестественные свойства и связывали с ней многочисленные легенды.
Нехемия
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе Артаксеркса I в Сузах, Нехемия был по собственной просьбе назначен наместником (пеха) провинции Иехуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим. Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены.
После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы Торы, после чего (как некогда в царствование Иошияху) народ взял на себя обязательство соблюдать их.
Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение субботы и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким).
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима.
Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.
Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).
Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в библейский канон.