Даниэль
Девятая книга раздела "Ктувим"
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Даниэль (דָּנִיֵּאל), герой одноименной книги, позднейшей в библейском каноне.
Книга Даниэля разделяется на две почти равные по объему части. Первая часть (так называемая «Даниэль А», главы 1–6) представляет собой повествование об испытаниях, выпавших на долю Даниэля и трех его товарищей при дворе вавилонских правителей и их чудесном избавлении. Вторая часть («Даниэль Б», главы 7–12) является рассказом об апокалиптических видениях Даниэля, частично ведущимся от первого лица в псевдоэпиграфическом стиле. Главы 2 (с четвертого стиха) — 7 книги Даниэля написаны по-арамейски, а остальные главы — на иврите. Однако филологическое исследование текста показывает, что первоначально вся книга была написана по-арамейски, и лишь впоследствии ее вторая часть была переведена на иврит.
«Даниэль А» содержит шесть историй, свидетельствующих о всемогуществе Бога Израиля.
1-я глава повествует о том, как четверо еврейских юношей, взятых по приказу Навуходоносора для подготовки к царской службе — Даниэль, Ханания, Мишаэль и Азария — отказались есть недозволенную евреям пищу с царского стола и на протяжении всех трех лет обучения питались лишь овощами и водой. С Божьей помощью эти четверо превзошли знаниями и мудростью не только своих товарищей, но и всех халдейских волхвов и мудрецов, за что были взяты на придворную службу в качестве царских советников.
Во 2-й главе Бог раскрывает Даниэлю сон царя, и Даниэль выполняет то, что не могли сделать вавилонские мудрецы: рассказывает и истолковывает царю его сон. Навуходоносор убеждается в том, что Бог Даниэля — «Бог богов и Владыка царей», одаривает Даниэля и возвышает его.
В 3-й главе рассказывается, как за отказ поклоняться воздвигнутому царем идолу трое товарищей Даниэля были брошены в раскаленную печь, но остались невредимы. Навуходоносор благословляет Бога и под страхом жестокой казни воспрещает своим подданным хулить Его.
В 4-й главе Даниэль истолковывает еще один сон Навуходоносора и предсказывает, что тот будет «отлучен от людей и будет обитание его с полевыми зверями», доколе не познает он, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». Предсказание Даниэля сбывается, и Навуходоносор, познав всемогущество Бога, возносит Ему хвалу.
5-я глава повествует о том, как Даниэль истолковывает преемнику Навуходоносора Валтасару смысл надписи на стене, чудесным образом появившейся во время пира, — предвестие близкого конца Вавилонского царства. В ту же ночь Валтасар был убит, и в Вавилонии воцарился мидийский царь Дарий.
В 6-й главе рассказывается, как Даниэль был оклеветан и по приказу Дария брошен на растерзание львам, которые, однако, не тронули его. Дарий приказывает бросить львам клеветников с их семьями и провозглашает Бога Даниэля «живым Богом».
«Даниэль Б» представляет собой изложение ряда видений, смысл которых тут же истолковывает присутствующий в этих видениях ангел.
В 7-й главе предвещается падение Вавилонского царства и последующая смена четырех царств, вслед за которыми грядет вечное пятое царство. Толкование видения сходно с толкованием сна Навуходоносора во 2-й главе с тем отличием, что здесь появляется мотив суда и возмездия, а также указывается, что вечное пятое царство будет царством народа «святых Всевышнего», то есть евреев.
Видения, излагаемые в главах 8 и 10–12, дополняют пророчество 7-й главы: здесь перечисляются будущие царства (Мидийское, Персидское, Александра Македонского и эллинистические монархии), их сроки и будущие войны.
Несколько особняком стоит 9-я глава, в которой архангел Гавриэль (в русской традиции Гавриил) дает Даниэлю толкование пророчества Иеремии о том, что «семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима» (Дан. 9:2; ср. Иер. 25:12; 29:10). Толкование гласит, что для искупления вины Израиля потребуется семьдесят семилетий (то есть 490 лет); в конце седьмого семилетия будет помазан «Святой святых» (по-видимому, первосвященник); по прошествии ещё 62 семилетий будет предан смерти очередной помазанник; остающееся семилетие будет временем войны и разрушения, и в Храме будет «мерзость запустения».
Датировка
Критический взгляд на время создания книги Даниэля был впервые высказан неоплатоником Порфирием (3 в. н. э.): в комментарии Иеронима к книге Даниэля сообщается, что, по мнению Порфирия, она была написана человеком, жившим в Иудее в правление Антиоха Эпифана (то есть в 175–164 гг. до н. э.), а не в последние годы Вавилонского и первые годы сменившего его Персидского царства (то есть в 545–535 гг. до н. э.).
Современные исследования книги Даниэля позволяют заключить, что часть «Даниэль Б» была действительно создана во время правления Антиоха Эпифана и отражала в аллегорической форме события того времени: реакцию правоверных евреев на преследования иудаизма и их веру в чудесное избавление, — тогда как часть «Даниэль А» более раннего происхождения и датируется приблизительно 3 в. до н. э.
«Даниэль А» относится к жанру придворных историй (как и книга Эсфирь, и апокрифическая книга Товита), восходящему к библейскому повествованию об Иосифе — царедворце, толкователе снов и удачливом администраторе, хранящем верность религии отцов при дворе чужеземного правителя. Эти мотивы получили широкое распространение и особый смысл после вавилонского пленения.
Вавилонские и персидские цари, упоминаемые в книге Даниэля, не являются в строгом смысле историческими персонажами. Так, под именем Навуходоносора скрывается последний вавилонский царь Набонид, сыном которого был Валтасар, правивший вместо отца, когда тот, пораженный проказой, удалился в пустыню и вел там отшельническую жизнь. Набонид долгое время волновал воображение народов Ближнего Востока, превратившись в героя многочисленных легенд и историй, часть которых представлена в книге Даниэля.
Дарий Мидийский совмещает в себе несколько исторических личностей, а под именем Кира, по-видимому, подразумевается Кир II, правивший в 559–529 гг. до н. э.
Изложение исторических событий также далеко от подлинной историчности: например, Мидийское царство не сменило Вавилонское, но существовало одновременно с ним.
Видения Даниэля являются образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы, которая, в отличие от пророческой, видит в человеке лишь пассивного участника заранее определенного хода исторических и космических процессов. Хотя уже у Иехезкеля можно отметить некоторые моменты, свойственные апокалиптической литературе, его мистическое мировоззрение в корне отлично от характера предсказаний Даниэля. Книга Даниэля, которого еврейская традиция не причисляет к пророкам, помещена в Библии в разделе Ктувим (Писания).