Ктувим (Писания)
Третий раздел Письменной Торы - ТаНаХа
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Писания (כְּתוּבִים, ктувим), третий (после Пятикнижия и Пророков), завершающий раздел еврейской канонической Библии. Писания включают следующие книги: Тегилим (Псалмы), Мишлей (Книга Притчей Соломоновых), Иов, Песнь Песней, Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Когелет (Экклесиаст), Эстер (Эсфирь), Даниэль, Эзра, Нехемия и Книги Хроник (I и II).
Этот порядок постоянен в рукописях и печатных изданиях ашкеназов. В сефардских рукописях, следующих древним правилам масоры, порядок более или менее определяется объемом книг (Хроники, Псалмы, Иов, Притчи Соломоновы, Руфь, Песнь Песней, Экклесиаст, Плач Иеремии, Эсфирь, Даниэль, Эзра, куда включена и книга Нехемии). Порядок чтения книг в синагоге таков же, как в канонической Библии.
Писания различаются по жанру и по времени своего возникновения. Так, Руфь, Эзра и Нехемия, Хроники I и II и Эсфирь — сочинения историко-повествовательного характера и вполне могли следовать за книгами так называемых Ранних пророков, а книга Даниэль, будучи по своему содержанию пророческим сочинением, — за книгами так называемых Поздних пророков. Остальные книги Писаний — песнопения и литература мудрости. Относительно времени возникновения той или иной книги Писаний мнения ученых расходятся.
Традиция, согласно которой участники Великого собора собрали все книги Библии и разделили их на три части — Пятикнижие, Пророки и Писания, не объясняет главного: почему некоторые книги, в жанрово-содержательном отношении примыкающие к разделу Пророки, не были включены в этот раздел, хотя по меньшей мере часть из них сложилась не позднее некоторых его книг (например, книги Хаггай, Зхария и Малахи).
Внук Бен-Сиры в предисловии к книге деда "Премудрость Бен-Сиры" упоминает Тору (Пятикнижие), Пророков и «другие книги праотцев», что свидетельствует о том, что во 2 в. до н. э., когда писалось это предисловие, еще не существовало сформировавшегося библейского раздела Писания (хотя сам Бен-Сира упоминает как священные тексты по меньшей мере пять из канонических книг Писаний).
Согласно традиции, идущей со времени до разрушения Второго храма, в ночь Иом-Киппура было принято читать тексты из книг Иов, Эзра и Нехемия, Хроники или Даниэль в присутствии первосвященника (Иома 1:6), что свидетельствует о том, что эти книги уже тогда считались священными. Иосиф Флавий не упоминает отдельного раздела Писаний. Эти и другие факты позволяют заключить, что к концу эпохи Второго храма, видимо, все Писания считались священными, но не составляли особого раздела.
Название «Писания» впервые встречается уже после разрушения Второго храма в дискуссиях законоучителей по поводу степени святости каждой из книг Писаний. Согласно традиции, спустя два поколения после разрушения Храма законоучители Явне постановили, что все Писания священны, и в тот же день включили в библейский канон раздел Писания.
По всей видимости, это решение было лишь формальным завершением длительного процесса. Вместе с тем очевидно, что первоначально (задолго до вхождения в канон) Писания распространялись не как священные книги в строгом смысле этого слова, а как древние сочинения, которые по той или иной причине не были в свое время включены в корпус раздела Пророки, или сравнительно поздние книги, которые, подобно книге Даниэль, появились уже после канонизации Пророков.
Согласно воззрению законоучителей конца эпохи Второго храма, священными, то есть Боговдохновенными книгами являются лишь те, которые составлены не позднее эпохи персидского господства, а сочинения последующего периода недостойны стать частью Священного писания. Поэтому из многочисленных сочинений, которые по своему содержанию могли бы войти в библейский раздел Писаний и пользовались признанием в народе, были канонизированы только сочинения, носившие характер псевдоэпиграфов, то есть приписывавшиеся древним авторам (например, Экклесиаст — Соломону, Даниэль — пророку времен вавилонского пленения и т. п.).