Романтика народной песни: клезмерская музыка

Клезмеры стали одним из символов еврейской культуры эпохи штетлов

Автор:

Татьяна Аххо, 2018

Возможно, для тех, кто не очень близко знаком с еврейской историей и культурой, всегда было непонятно – кто же эти загадочные клезмеры? Однако, будьте уверены, что даже они хотя бы несколько раз слышали какой-то из общеизвестных клезмерских напевов.

Слово “клезмер” составляют два слова из иврита: “кли” – инструмент, и “змер” – напев. Клезмерская музыка поначалу была по большей части музыкой еврейских свадеб – без нее нельзя представить себе ни одну хупу. Чуть позже, по мере развития песенной традиции, без этой музыки не обходилось вообще ни одно еврейское торжество – бар-мицвы, праздники в домах состоятельных евреев. Это, по сути своей, светская музыка.

Свое начало клезмерская музыка берет в еврейских местечках – штетлах, где мальчики часто становились музыкантами не столько ради искусства, сколько для того, чтобы вместе с отцом прокормить семью. Клезмеры не знали нотной грамоты, понятия не имели о сольфеджио – их никто этому не обучал, и зачастую профессия эта передавалась строго по наследству – от деда к отцу, от отца – к сыну. Это были артисты, которым была не чужда импровизация на ходу. Довольно часто к клезмерам предвзято и недоброжелательно относились их религиозные соплеменники.

Как правило, клезмеры выступали в оркестрах из трех-пяти музыкантов –  капеллах. Исполняли традиционные и фольклорные мелодии. Одним из любимых музыкальных инструментов клезмеров была скрипка, однако нельзя сказать, что ей одной всегда отдавалось предпочтение. Уникальной и многогранной клезмерскую музыку делала также игра на контрабасе, флейте, кларнете, цимбалах. Тот, кто скажет, что клезмеры были музыкально неграмотны, будет тысячу раз неправ – артисты, всегда зная особенности обрядов того или иного торжества, неуклонно придерживались определенной очередности исполнения песен. Неотъемлемой частью работы клезмера было знание последовательности мелодий, когда и какую именно нужно исполнять.

Исторически так сложилось, что клезмерская музыка впитала в себя музыкальные традиции тех территорий, где находились штетлы, где жили и творили еврейские музыканты: она немыслима без украинского гопака, молдавского булгара, немецких и балканских этнических мотивов, германских военных маршей. Есть основные жанры клезмерской музыки: песенные импровизации «дойна», медленный танец «хусидл», прерывисто ритмичный «турецкий» танец, зажигательный танец в круге «булгар» с подниманием почётного гостя на стуле («фрейлекс»).

К середине XIX столетия клезмерская музыка оформилась в самостоятельное культурное явление. Одним из самых ярких примеров клезмерского творчества является знаменитый на весь мир гимн еврейства “Хава Нагила”.

С наступлением XX столетия в юго-западных регионах Российской империи клезмерская музыка очень сильно повлияла на развитие и становление русского городского романса и жанра «блатной» песни.

Дальнейшие события бурного и неспокойного XX века, в частности, массовые алии евреев, только способствовали дальнейшему распространению и популяризации клезмерской музыки. В 70-е годы наблюдался значительно возросший интерес к этому музыкальному стилю, особенно в странах Европы и Северной Америки. Клезмерскую музыку ждали успех и признание.

На территории Советского Союза, как и всюду, клезмерские мотивы в музыке распространялись через композиторов-евреев. Так, что-то от клезмера было в творчестве Исаака Дунаевского. Однако в стране, где музыкой заправлял Союз советских композиторов, клезмерская музыка была объявлена антисоветской. Играть ее было небезопасно, поэтому клезмеры уезжали в Европу, США, Канаду.

Вообще, история клезмерской музыки очень напоминает историю джаза: появившаяся изначально как национально-этническое явление, она стала больше, чем просто музыка. Она стала чем-то вроде музыкального языка.

В современном мире клезмерская музыка не теряет своей актуальности, и даже наоборот – ее популярность только растет! Современные клезмеры в мире, где безвозвратно разрушен традиционный уклад и забыты традиционные ценности, создают что-то, что напоминает о том, как было в старые времена, но вместе с тем обогащают клезмерскую музыку новыми ритмами и звучанием. Многочисленные клезмерские фестивали, или клезфесты, создают живую традицию, а среди современных клезмеров есть достаточно неевреев. Но таков путь музыки и культуры вообще – у нее не будет развития, если не будет обновления, которое обеспечивается через взаимодействие культур.

Современная клезмерская музыка – очень перспективный и динамично развивающийся жанр, о котором все больше узнает мир и который становится популярным не только среди еврейской публики.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine