Романтика народной песни: клезмерская музыка
Клезмеры стали одним из символов еврейской культуры эпохи штетлов
Автор:
Татьяна Аххо, 2018
Возможно, для тех, кто не очень близко знаком с еврейской историей и культурой, всегда было непонятно – кто же эти загадочные клезмеры? Однако, будьте уверены, что даже они хотя бы несколько раз слышали какой-то из общеизвестных клезмерских напевов.
Слово “клезмер” составляют два слова из иврита: “кли” – инструмент, и “змер” – напев. Клезмерская музыка поначалу была по большей части музыкой еврейских свадеб – без нее нельзя представить себе ни одну хупу. Чуть позже, по мере развития песенной традиции, без этой музыки не обходилось вообще ни одно еврейское торжество – бар-мицвы, праздники в домах состоятельных евреев. Это, по сути своей, светская музыка.
Свое начало клезмерская музыка берет в еврейских местечках – штетлах, где мальчики часто становились музыкантами не столько ради искусства, сколько для того, чтобы вместе с отцом прокормить семью. Клезмеры не знали нотной грамоты, понятия не имели о сольфеджио – их никто этому не обучал, и зачастую профессия эта передавалась строго по наследству – от деда к отцу, от отца – к сыну. Это были артисты, которым была не чужда импровизация на ходу. Довольно часто к клезмерам предвзято и недоброжелательно относились их религиозные соплеменники.
Как правило, клезмеры выступали в оркестрах из трех-пяти музыкантов – капеллах. Исполняли традиционные и фольклорные мелодии. Одним из любимых музыкальных инструментов клезмеров была скрипка, однако нельзя сказать, что ей одной всегда отдавалось предпочтение. Уникальной и многогранной клезмерскую музыку делала также игра на контрабасе, флейте, кларнете, цимбалах. Тот, кто скажет, что клезмеры были музыкально неграмотны, будет тысячу раз неправ – артисты, всегда зная особенности обрядов того или иного торжества, неуклонно придерживались определенной очередности исполнения песен. Неотъемлемой частью работы клезмера было знание последовательности мелодий, когда и какую именно нужно исполнять.
Исторически так сложилось, что клезмерская музыка впитала в себя музыкальные традиции тех территорий, где находились штетлы, где жили и творили еврейские музыканты: она немыслима без украинского гопака, молдавского булгара, немецких и балканских этнических мотивов, германских военных маршей. Есть основные жанры клезмерской музыки: песенные импровизации «дойна», медленный танец «хусидл», прерывисто ритмичный «турецкий» танец, зажигательный танец в круге «булгар» с подниманием почётного гостя на стуле («фрейлекс»).
К середине XIX столетия клезмерская музыка оформилась в самостоятельное культурное явление. Одним из самых ярких примеров клезмерского творчества является знаменитый на весь мир гимн еврейства “Хава Нагила”.
С наступлением XX столетия в юго-западных регионах Российской империи клезмерская музыка очень сильно повлияла на развитие и становление русского городского романса и жанра «блатной» песни.
Дальнейшие события бурного и неспокойного XX века, в частности, массовые алии евреев, только способствовали дальнейшему распространению и популяризации клезмерской музыки. В 70-е годы наблюдался значительно возросший интерес к этому музыкальному стилю, особенно в странах Европы и Северной Америки. Клезмерскую музыку ждали успех и признание.
На территории Советского Союза, как и всюду, клезмерские мотивы в музыке распространялись через композиторов-евреев. Так, что-то от клезмера было в творчестве Исаака Дунаевского. Однако в стране, где музыкой заправлял Союз советских композиторов, клезмерская музыка была объявлена антисоветской. Играть ее было небезопасно, поэтому клезмеры уезжали в Европу, США, Канаду.
Вообще, история клезмерской музыки очень напоминает историю джаза: появившаяся изначально как национально-этническое явление, она стала больше, чем просто музыка. Она стала чем-то вроде музыкального языка.
В современном мире клезмерская музыка не теряет своей актуальности, и даже наоборот – ее популярность только растет! Современные клезмеры в мире, где безвозвратно разрушен традиционный уклад и забыты традиционные ценности, создают что-то, что напоминает о том, как было в старые времена, но вместе с тем обогащают клезмерскую музыку новыми ритмами и звучанием. Многочисленные клезмерские фестивали, или клезфесты, создают живую традицию, а среди современных клезмеров есть достаточно неевреев. Но таков путь музыки и культуры вообще – у нее не будет развития, если не будет обновления, которое обеспечивается через взаимодействие культур.
Современная клезмерская музыка – очень перспективный и динамично развивающийся жанр, о котором все больше узнает мир и который становится популярным не только среди еврейской публики.