Хазаны из Украины в киноиндустрии
В первой половине 20 века синагогальные канторы начали попадать на телеэкраны
Автор:
Николай Буланый, 2019
Хазаны из Украины в первой половине ХХ века приобрели известность среди многих ашкеназских общин. Так, Исраэля Альтера из Львова называли «кантором всех канторов», а Гершона Сироту из Одессы – «королем канторов» и «еврейским Карузо». После революции многие из хазанов уехали в Америку или Центральную Европу, создав целую эпоху «золотого века», которая охватила период между двумя мировыми войнами. Такими были хазаны З. Квартин, П. Минковский, Д. Ройтман и многие другие. Одни из них продолжали петь в синагогах, другие же, по примеру Гершона Сироты, стали также записывать произведения на пластинки, а вскоре и выступать на радио (И. Схорр, Л. Гланц, П. Пинчик). В то же время зарождалась новая форма взаимодействия хазанов с аудиторией – соединение таких, на первый взгляд невозможных категорий, как древнего искусства синагогального пения и молодого развивающегося кинематографа.
Одним из первых, кто стал сниматься в кино, был знаменитый Йоселе Розенблат. Именно его голос можно услышать в первом в мире полнометражном звуковом фильме «Певец джаза», где он также сыграл небольшую роль отца главного героя. Успех фильма способствовал как популяризации творчества хазана, так и открыл другим перспективность взаимодействия с кино. Сам Розенблат продолжал сниматься и записывать произведения для фильмов.
Его творчество высоко ценили Федор Шаляпин, Чарли Чаплин и другие. В 1933 г. с участием хазана вышел фильм «Мечта моего народа», посвященный Эрец-Исраэль, в котором Йоселе Розенблат снимался до последнего дня своей жизни. В газетах писали: в связи с тем, что единственная съемочная группа находилась на погребении хазана Йоселе, похороны убитого политического и общественного деятеля Хаима Арлозорова не были засняты и освещены…
В скором времени стали появляться фильмы с участием хазанов М. Гершмана («Голос Израиля»), Л. Вальдмана («Кантор на суде») и др. Они исполняли как эпизодические, так и главные роли в фильмах. Иногда хазаны просто озвучивали фильмы, примером чего служит запись Г. Сироты к фильму «Диббук». В основном все эти киноленты были рассчитаны на аудиторию, разговаривающую на идиш. Очень часто хазанов специально приглашали сниматься и писали сценарии под тот или иной образ, созданный выдающимся певцом.
Бывали и курьезные случаи. Так, Йозеф Шмидт, обладая исключительным голосом, не смог построить карьеру оперного артиста из-за маленького роста. Он вынужден был сначала петь на радио и записывать пластинки. Но с появлением звукового кино его карьера преобразилась. Шмидт начал играть в немецких фильмах и стал весьма популярным актером. А благодаря искусству операторов его маленький рост удавалось преображать до неузнаваемости, о чем свидетельствует исполнение им главной роли в киноленте «Песня летит вокруг света». С этим фильмом связана легенда о том, что после посещения премьеры министр пропаганды Йозеф Геббельс предложил хазану высокие гонорары и звание «почетного арийца», от которых тот якобы отказался.
Йоселе Розенблат
Политические перипетии 1930-х – 1940-х гг. привели к тому, что основным центром кинематографии с участием хазанов стала Америка. В 1940-е годы звездой кино на идиш был Мойше Ойшер (фильмы «Виленский кантор», «Канторский сын»). Именно в «Канторском сыне» впервые прозвучала песня «Мой штетл Бельцы», ставшая одной из самых популярных песен на идиш. Во время войны хазан продолжал сниматься, его партнерами стали М. Чехов, Ф. Шаляпин-мл. и другие.
Йозеф Шмидт
В послевоенное время все меньше снималось фильмов на идиш, и все меньше хазанов принимало в них участие. Одной из последних кинолент, в которой участвовали хазаны из Украины, является фильм 1956 г. «Пение в ночи», где главную роль сыграл Мойше Ойшер.
Тем не менее, хазаны из Восточной Европы продолжали сниматься в кино, о чем свидетельствуют биографии Й. Шлисского, А. Качко, М. Куссевицкого. Но зритель сменился, и эти фильмы из года в год охватывали все меньшую аудиторию. Зато благодаря кино до сих пор можно наслаждаться высоким мастерством синагогального пения и актерской игры великих хазанов из Украины.
Мойше Ойшер в фильме «Виленский кантор»