Крупнейшие хасидские династии. Сатмар
Сатмарский хасидизм является самым массовым из хасидских течений
Сатмар – крупнейшее на сегодня хасидское течение, основанное в 1905 году раввином города Сатмарнемети (сейчас – Сату-Маре, Румыния) Йоэлем Тейтельбаумом.
После смерти в 1904 году Хананьи Йом-Тов Липа Тейтельбаума, главного раввина хасидской династии Сигет, его пост yнаследовал старший сын, Хаим Цви Тейтельбаум. Младший, Йоэль Тейтельбаум, поселился в Сату-Маре, где быстро завоевал авторитет. Тогда же сам Йоэль стал называть себя «Сатмарский ребе».
В 1911 году Йоэль Тейтельбаума был назначен главным раввином Иршавы (совр. Закарпатская обл.). В 1925 он становится главным раввином города Карей (Румуния).
21 января 1926 года старший брат Йоэля, сигетский раввин Хаим Цви Тейтельбаум скоропостижно скончался. Практически все его хасиды приняли в качестве своего лидера Йоэля Тейтельбаума.
В 1928 году Йоэль Тейтельбаум в условиях острой борьбы внутри общины становится главным раввином Сату-Маре. В межвоенные годы он стал заметной фигурой в ортодоксальных кругах, занимая непримиримую позицию против сионизма и религиозного движения Агудат Исраэль, которое пропагандировало переезд в подмандатную Палестину.
19 марта 1944 года Венгрия была оккупирована немецкими войсками. Оставшихся евреев переселили в гетто. Тейтельбаум успокаивал своих последователей, утверждая, что они будут спасены благодаря их религиозным заслугам. Но сам глава двора на них не рассчитывал.
Тейтельбаум был выкуплен своими сторонниками, попав на т.н. «поезда Кастнера» в составе 1600 других евреев, за которых заплатили большие средства. Через Швейцарию Сатмарский Ребе отправился в подмандатную Палестину. Практически все оставшиеся в гетто евреи погибли.
Возрождение общины
В 1946 году Йоэль Тейтельбаум переехал в США и поселился в Вильямсбурге (Бруклин). Здесь он сумел восстановить уничтоженную в огне Шоа общину.
Община быстро росла за счет хасидов, потерявших своих цадиков во время войны. В 1961 году она насчитывала 4 500 членов, и вскоре стала самой большой среди всех хасидских течений.
В 1977 году сатмарские хасиды приобрели участок в границах города Монро, штат Нью-Йорк. Здесь рабби Йоэль основал поселение, полностью закрытое от внешнего мира. Изначально в поселок, названный Кирьяс-Джоэль («городок Йоэля»), переехали 14 сатмарских хасидов. По состоянию на 2010 год в Кирьяс-Джоэль проживало уже 20 175 человек.
Рабби Йоэль Тейтельбаум умер 19 августа 1979 года. Наследников у него не осталось; все три дочери умерли еще при его жизни.
Новым Сатмарским Ребе стал племянник р. Йоэля Моше Тейтельбаум, второй сын Хаима Цви. Практически все хасиды благосклонно приняли нового лидера, кроме небольшой оппозиционной группы, которую неофициально возглавила вдова рабби Йоэля Фейга. Эта группа назвала себя «Бней Йоэль» («Сыновья Йоэля»).
В 1984 году Моше Тейтельбаум назначил своего старшего сына Аарона главным раввином Кирьяс-Джоэля; именно он считался преемником Ребе. Младший сын, Залман, занимал пост главного сатмарского раввина в Иерусалиме. В 1999 году он был отозван отцом из Израиля и назначен главным раввином в крупнейшем анклаве течения в Вильямсбурге.
После смерти Моше Тейтельбаума в 2006 году обе группы объявили, что именно их лидера покойный Ребе объявил преемником. С тех пор между братьями Залманом и Аароном длятся затяжные судебные споры, а движение раскололось на 2 конгрегации с центрами в Кирьяс-Джоэль и Вильямсбурге.
Сатмар сегодня
На момент смерти Моше Тейтельбаума сатмарский двор насчитывал около 119 000 членов по всему миру. Это крупнейшее из всех существующих сегодня хасидских течений. Кроме двух центров в Вильямсбурге и Кирьяс-Джоэль, значительные сатмарские общины находятся в Боро-Парк (Бруклин) и Монси (Нью-Йорк). Меньшие по численности общины проживают в ряде других городов США (Лос-Анджелес, Лейквуд), Канаде (Монреаль) и Европе (Антверпен, Лондон и Манчестер), а также в Аргентине, Австралии и Израиле.
Параллельно с двумя главными центрами – Аарона и Залмана, также существует отдельная община в городе Монси под руководством раввина Хаима Йегуды Халберстама. В отличие от братьев Тейтельбаумов, Хальберстам не претендует на руководство всем сатмарским движением, но ведёт себя как хасидский ребе, включая принятие «квитл» (записки с просьбами к Б-гу посредством Ребе) и устраивая «тиш» (хасидское шабатнее застолье у Ребе).
Третий сын Моше Тейтельбаума, Липа Тейтельбаум, также основал отдельную общину, но называет себя Сентерским Ребе – по названию города Сента в Сербии, где до Второй мировой войны был раввином его отец.
Идеология
Сатмарцы, как и многие другие религиозные евреи, соблюдают строгий код скромности. Тейтельбаум выступал против женского образования. Он основал сатмарскую школьную сеть «Бейс Рухл», чтобы девочки не шли в школы сети «Бейс Яаков», основанной еще в 1918 году; по мнению сатмарского Ребе, эта школа недостаточно религиозная.
Сатмарский Ребе не признавал Государство Израиль. Он запрещал своим хасидам, которые проживают в Израиле, принимать участие в политической жизни страны и сотрудничать с государственными институтами, был против репатриации. Когда в 1959 году рабби Моше посетил сатмарскую общину в Израиле, ему организовали специальный поезд без государственной символики.
Сатмарские общинные учреждения в Израиле не пользуются поддержкой государства и получают финансирование от частных компаний из-за границы.
В 1967 году, когда Стена Плача оказалась под контролем Израиля, Тейтельбаум издал статью «О спасении и о возмездии», где утверждал (в отличие от ребе ХаБаДа Менахема Мендела Шнеерсона), что победа в Шестидневной войне случайна и не является «чудом». Он запретил своим последователям молиться у Стены.
Вместе с тем, Сатмар во многом не поддерживает антисионистскую течение «Нетурей карта», хоть оно и придерживается похожих взглядов. Рабби Йоэль Тейтельбаум публично осудил секту за сотрудничество с арабами, а раввинский суд Залмана Тейтельбаума в 2006 году объяил херем (отлучение от общины, высшая форма наказания в иудаизме) членам «Нетурей Карта» за участие в организованной Ираном в 2006 году конференции, на которой отрицался Холокост.