Сефер йецира
Первая каббалилистическая книга в истории
Время написания
По вопросу о времени написания «Сефер-иецира» мнения ученых расходятся. Л. Цунц, Г. Грец и другие историки считали, что «Сефер-иецира» была создана в эпоху гаонов, около 8 в. Л. Бек пытался доказать, что «Сефер-иецира» была написана под влиянием философа-неоплатоника Прокла, возможно, в 6 в. Однако о написании «Сефер-иецира» в более ранний период свидетельствует язык книги, а также связь ее содержания с разными гностическими и синкретическими учениями. Учение о сфирот и система языка обнаруживают влияние неопифагореизма и стоицизма. Идея о том, что каждый акт творения был скреплен как печатью именем Божьим, — одно из самых ранних положений мистики «колесницы» (меркава); аналогичные идеи характерны для гностицизма. Функция букв еврейского алфавита в созидании мира упоминается в старинном фрагменте мидраша Танхума, посвященном творению.
Главная часть «Сефер-иецира» была написана в 3–6 вв., по-видимому, в Эрец-Исраэль, благочестивым евреем, склонным к мистике скорее спекулятивного и магического, чем экстатического характера. Автор «Сефер-иецира» стремился придать еврейский облик нееврейским мистическим учениям. В конце «Сефер-иецира» говорится о том, что праотец Авраам первым изучал идеи, выраженные в книге, и следовал им на практике. Впоследствии возникло мнение, согласно которому автором «Сефер-иецира» был Авраам. В некоторых рукописях «Сефер-иецира» именуется «Отийот де-Аврахам авину» («Буквы отца нашего Авраама»). Атрибуция «Сефер-иецира» рабби Акиве появилась в литературе каббалы в 13 в. под влиянием позднего мидраша «Отийот де-рабби Акива» («Буквы рабби Акивы»).
Книга была впервые издана Яаковом бен Нафтали Газоло в Мантуе, Италия, в 1562 году.
«Сефер йецира» (ивр. ספר יצירה — «Свиток (книга) Творения») — один из основополагающих текстов каббалы, авторство которого традиционно приписывают Аврааму. После ТаНаХа и Талмуда, это следующая по важности книга в еврейской истории.
Источники
Существуют три общепризнанные редакции (версии) текста «Сефер Йецира»: Редакции Саадьи Гаона, а также Длинная Редакция (около 2400 слов) и Краткая Редакция (около 1200 слов). Уже одна только разница в длинах последних двух сочинений дает явное представление о том, что эти редакции не являются лишь вариациями единого текста, а представляют собой фактически разные трактаты.
По нынешним сведениям, все три редакции впервые появляются примерно в одно время — в середине Х века н. э. — в разных частях света. Такая широкая география явно намекает на то, что оригинальный текст должен был появиться существенно раньше, письменные свидетельства чему, вероятно, еще не обнаружены.
Так называемая Редакция Саадьи названа в честь Саадьи бен Йосефа Гаона (882–942), одного из ведущих авторитетов вавилонского еврейства и автора первого известного отдельного комментария к «Сефер Йецира», составленного на арабском около 930 года и озаглавленного «Тафсир Китаб аль‑Мабади» («Книга основных принципов»). Самая ранняя сохранившаяся рукопись этой редакции, датируемая XI веком, была найдена в Каирской гнизе.
До недавнего времени считалось, что Редакция Саадьи является продуктом редакционного вмешательства вавилонского Гаона в текст Длинной Редакции. Однако, как указывает Хейман , сравнительный анализ вариаций, обнаруженных во всех трех редакциях, позволяет предположить, что Редакция Саадьи была создана задолго до его сочинения «Тафсир Китаб аль‑Мабади» неизвестным более ранним редактором.
Самое же раннее свидетельство о Длинной Редакции можно найти в комментарии к «Сефер Йецира» Шабтая Донноло. Шабтай бен Авраам Донноло (912/913 — после 982) был еврейским мудрецом и ученым‑энциклопедистом, жившим на юге Италии. Аналогично тому, как Саадье приписывали изменения текста Длинной Редакции, была выдвинута гипотеза, что Донноло похожим образом вмешался в текст «Сефер Йецира» и сам составил Длинную Редакцию. Однако эта гипотеза была позднее раскритикована, и на данный момент принято считать, что Длинная Редакция существовала еще до комментария Шабтая Донноло.
Самое раннее свидетельство о Краткой Редакции «Сефер Йецира» можно найти в арабском комментарии к ней североафриканского мудреца, врача, математика и астронома Дунаша ибн Тамима (ок. 890 — после 955–956). Дунаш был учеником Ицхака Исраэли (ок. 855–955), одного из первых еврейских философов‑неоплатоников и врача, которому на протяжении долгого времени комментарий Дунаша приписывался. Это самая короткая редакция «Сефер Йецира», насчитывающая около 1200 слов. Дошедший до нас комментарий Дунаша ибн Тамима был переписан в XII веке. Некоторые фрагменты оригинального текста комментария на арабском также были найдены в Каирской г[е]низе . Комментарий Дунаша ибн Тамима также приписывался Яакову бен Ниссиму ибн Шахину (ок. 960–1062) . Однако авторство Дунаша на сегодняшний день считается достоверно установленным, как и тот факт, что он находился под сильным влиянием неоплатонической мысли своего учителя Ицхака Исраэли и что тот, вероятно, сам написал комментарий к «Сефер Йецира», часть которого сохранилась в работе Дунаша. Краткая Редакция, сопровождаемая комментариями Дунаша ибн Тамима, была опубликована в Мантуе в 1562 году. Именно она стала первой версией «Сефер Йецира», изданной на иврите.
На сегодняшний день в среде исследователей есть консенсус о том, что текст «Сефер Йецира», засвидетельствованный в комментарии Дунаша, по‑видимому, не подвергся существенному вмешательству и поэтому хорошо сохранился. Это, однако, контрастирует с тем, что наблюдалось в комментариях Саадьи и Донноло, в которых текст «Сефер Йецира» был значительным образом изменен. Так, в комментарии Саадьи некоторые части «Сефер Йецира» опущены вовсе, их порядок изменен или они сильно правлены.
В тех случаях, когда комментарий писался на иврите, а не на арабском, текст комментария бывает невозможно отделить от ивритского текста самой книги, так как часто толкователи встраивали свои добавления (от нескольких слов до длинных предложений) в синтаксические структуры самой «Сефер Йецира». Таким образом, к примеру, устроен комментарий Шабтая Донноло, что делает анализ и выделение текста самой «Сефер Йецира» крайне затруднительным. Относительно же комментария Дунаша ибн Тамима важно, однако, отметить, что текст «Сефер Йецира», восстановленный по нему, не полностью соответствует Краткой Редакции, использованной более поздними комментаторами и засвидетельствованной подавляющим большинством рукописей. Таким образом, нет никаких доказательств того, что комментарий Дунаша стал источником Краткой Редакции.
Содержание
В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот, состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений, так называемый сифрут ха-меркава. Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.
В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность маасе брешит) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо) плюс 22 буквы еврейского алфавита, представлены как основа всего творения.
Сфиро́т ( ספִירוֹת) — одно из фундаментальных понятий в каббале, созданное автором книги «Сефер Йецира». Изначально — десять первичных или идеальных «цифр», позже стали означать десять стадий эманации, происходящих из Эйн соф и образующих царство проявления Бога.
В первой главе рассматриваются сфирот, а в остальных пяти — функции букв. По-видимому, термин «сфирот» означает здесь просто «числа», хотя автор, используя новый термин (сфирот вместо миспарим), вероятно, намекает на метафизические принципы или стадии сотворения мира. В литературе, посвященной каббале, термин «сфирот» обычно связывали с теорией эманации, хотя в «Сефер-иецира» не говорится о том, что первая сфира сама произошла от Бога путем эманации, а не была сотворена Им как независимое действие. Автор «Сефер-иецира» подчеркивает мистический характер сфирот, подробно описывает их и обсуждает их иерархический порядок. По крайней мере четыре первых сфирот происходят одна от другой путем эманации.
Первая сфира — это «дух (руах) Живого Бога» (далее в книге слово руах продолжает употребляться в его двойном смысле — абстрактного духа и воздуха или эфира). Первая сфира порождает вторую путем сгущения первого элемента — воздуха, из которого в свою очередь происходят вода и огонь (третья и четвертая сфира). Из первичного воздуха Бог сотворил («высек») 22 буквы; из первичной воды — космический хаос; из первичного огня — престол Славы и сонмы ангелов. Характер этого вторичного творения недостаточно ясен, поскольку точное терминологическое значение слов, используемых автором («высек», «сотворил»), может быть истолковано по-разному.
Последние шесть сфирот — совершенно иного характера; они представляют шесть измерений (буквально кцавот — `концы`) пространства; прямо не говорится об их создании из предшествующих элементов. Подчеркивается, что десять сфирот образуют законченное целое, ибо «их конец в их начале, а их начало в их конце»; они вращаются одна в другой. Таким образом, эти десять основных начал образуют единство, которое не идентично Божеству. Лишь первая стадия творения выражает пути Божьей мудрости.
Автор сознательно пользуется словами, заимствованными из описания хайот (`животных`), несущих престол Славы в видении «колесницы» Иехезкеля (Иех. 1), и, по-видимому, устанавливает определенное соотношение между «животными» и сфирот. Последние описываются как слуги царя, исполняющие его повеления и простирающиеся ниц перед его престолом. В то же время они — это мерила (амаким) всего сущего — добра и даже зла. Тот факт, что теория значения 22 букв как основания всего творения, изложенная во второй главе «Сефер-иецира» частично противоречит содержанию первой главы, побудил многих исследователей приписать автору «Сефер-иецира» концепцию двойного творения: идеального, совершаемого с помощью сфирот, и реального, осуществляемого соединением элементов речи (то есть букв). Некоторые исследователи полагали, что в «Сефер-иецира» объединены две различные космогонические доктрины.
Согласно «Сефер-иецира», все реальные сущности в трех слоях бытия — в мире, во времени и в человеческом теле («мир», «год», «душа») возникли благодаря соединению 22 букв и особенно благодаря комбинации букв в пары; каждая такая пара представляет собой корень ивритского глагола (автор, по-видимому, считал этот корень двухбуквенным). Всего таких пар («врат») 231. В ранних рукописях «Сефер-иецира» вместо логично обоснованного числа 231 фигурирует число 221. Согласно «Сефер-иецира», каждая существующая вещь содержит эти лингвистические элементы и обусловлена их силой, основанием которой является одно имя, то есть тетраграмматон или, возможно, алфавитный порядок, который в своей полноте рассматривается как одно мистическое имя.
В главах 3–5 основные 22 буквы делятся на три группы. Первая содержит три элемента (иммот, или уммот на языке Мишны) — алеф, мем, шин, которые являются источниками трех элементов, или стихий, упоминаемых в главе 1, — воздуха, огня, воды; из этих стихий возникло все остальное. Параллелью этим трем буквам служат три времени года (в соответствии с делением года, принятым греческими и эллинистическими авторами) и три части тела: голова, грудь и живот. Вторая группа состоит из семи «двойных» согласных, которые могут на письме принимать дагеш: бет, гимел, далет, каф, пе, реш, тав (присутствие буквы реш в этой группе объясняют разные лингвистические теории).
С помощью этих букв были сотворены семь планет, семь небес, семь дней недели и семь отверстий головы человека (глаза, уши, ноздри, рот); они намекают также на основные изменения (тмурот) в человеческой жизни. Остальные 12 «простых» (ха-пшутот) букв соответствуют 12 знакам зодиака, 12 месяцам и 12 главным членам человеческого тела (ха-манхигим). Кроме того, автор «Сефер-иецира» дает еще и фонетическую классификацию букв по месту образования соответствующих звуков (горловые, губные, задненёбные, зубные и свистящие-шипящие). Такая классификация появилась впервые в истории изучения иврита; возможно, она не содержалась в первом варианте книги. Соединение этих «основных букв» содержит корни всех вещей и различие между добром и злом (онег ве-нега).
Существует явная связь между этой мистико-лингвистической космогонией, весьма близкой к астрологическим спекуляциям, и словесной или буквенной магией. Здесь источник веры в возможность создания голема с помощью упорядоченного произнесения всех возможных сочетаний букв. Согласно талмудической легенде (Санх. 65б), рабби Ханина и рабби Хошайя (4 в.) создали с помощью «Сефер-иецира» (более старый вариант названия — «Хилхот иецира» — «Пути творения») трехлетнего тельца, которого они затем употребили в пищу. Идентичность этой книги «Хилхот иецира» с существующей «Сефер-иецира» не может быть установлена, однако самые ранние тексты «Сефер-иецира» содержали вводные главы с описанием магических действий, представленные как своего рода праздничный ритуал, которым должно быть ознаменовано завершение изучения этой книги.
|
Первое издание "Сефер Йецира". Мантуя, Италия, 1562 |
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort. «Сефер-иецира»
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1908-1913. Сефер иецира
- Илья Соловейчик. О загадках «Книги Творения»
- Hayman A. P., Sefer Yesira: Edition, Translation and Text‑Critical Commentary, Mohr Siebeck 2020, p. 143