Корона Израиля Рухомовского
Эксперты Лувра не могли поверить, что тиара скифского царя Сайтафарна является подделкой
Автор:
Светлана Гутшабес, 2019
Многие помнят знаменитый фильм «Блеф» с великолепным Челентано и неподражаемым Куинном. Их герои совершили грандиозную мистификацию, в т.ч. подделав исторические раритеты. Но были они далеко не первыми в истории этого жанра.
Наш народ богат людьми и талантами. Увы, авантюристами в том числе. Среди них - скандально известные в прошлом веке Шепсель Гофман со своим младшим братом. В конце 19 века они нашли прибыльную нишу-торговлю антиквариатом. Решив поставить дело на широкую ногу, братья переехали в Очаков, городок под Одессой, поблизости от места, известного как Сто Могил, или Ольвия. Спустя время в частные коллекции, через подставных лиц, отправились подделки мраморных плит и первые золотые предметы.
Когда они наводнили рынок, эксперты забили тревогу и подняли вопрос на Х Российском археологическом съезде. Тогда предприимчивые негоцианты отправились покорять Европу и предложили Императорскому музею Вены уникальную золотую тиару. Они уверяли, что нашли ее при раскопках у Ольвии, и стоило это больших расходов.
Оставим на время Вену и венских экспертов оценивать подлинность артефакта, и заглянем в Одессу. Да, город всегда славился мастерами и умельцами разного уровня. Но нас интересует безусловно талантливый ювелир-самоучка Израиль Рухомовский.
Тиара Сайтафарна
Получив материалы, Израиль проработал множество эскизов, соединив орнаменты Греции, сцены троянской истории и скифской жизни.
Тиара потрясала всех, кто ее видел: чеканный, из цельной золотой полосы шлем, 17,5 см высотой, из трех фриз, с гомеровскими сюжетами, стенами ольвийской крепости и надписью на древнегреческом языке: «Царю великому и непобедимому Сайтафарну. Совет и народ Ольвии». На тиаре были царапины и вмятина как от удара мечом.
За семь месяцев скрупулезной работы ювелир получил 1800 рублей. Гофман же запросил у австрийских музейщиков шокирующую сумму в 10000 рублей.
Признав тиару подлинной (!), венцы не нашли денег, и одесские дельцы отправились в Париж, в Лувр. Тамошние эксперты тоже признали раритет подлинным! Но и французы не располагали суммой, на которые нужно было особое распоряжение Сената. К счастью (ли?)
Впервые тиару представили парижанам 1 апреля. Да-да, в День дурака в 1896 году. Через семь лет, в марте 1903 года, французская, затем одесская пресса на основе заявлений местного ювелира и некой одесской гражданки напишут, что тиара — подделка. Было возбуждено судебное дело, и тиару изъяли из Лувра.
Рухомовский оправил в Париж письмо с признанием в авторстве. Разумеется, ему не поверили. Рухомовский засобирался в Париж, но не было денег. Профинансировало поездку французское консульство в Одессе. Прямо на вокзале он заявил встречавшим его журналистам, что готов доказать свое авторство, даже сделав тиару по памяти. На «экзамене» Израиль изготовил часть тиары - по чертежам и по памяти, и раскрыл состав золотого сплава для тиары.
В мемуарах ювелир вспоминал: «Злоумышленники должны были замолчать. Тиара сошла со своего пьедестала». От полученного приглашения работать в Париже он отказался, но два года спустя случился самый тяжелый еврейский погром в Одессе. И спустя еще несколько лет, в 1909 году, Рухомовский с семьей переехал в Париж. Выполнял личные заказы Ротшильда, прожил насыщенную творческую жизнь.
Ушел ювелир из нашего материального мира в 75 лет, незадолго до второй мировой войны. Похоронен недалеко от Парижа. Но по версии некоторых одесситов, вернулся в Одессу, бедствовал и умер в безвестности…
Всё? - спросите вы. А тиара, что с ней? Нет, конечно не всё. Тиара, известная как тиара Сайтаферна, хранится по-прежнему в Лувре, но уже в отделе декоративного искусства. По другим источникам - в Парижском музее декоративных искусств, откуда совершила путешествие в Израиль и обратно в компании еще 70-ти работ Рухомовского из музеев и частных коллекций.
Сын ювелира из белорусского Мозыря, Израиль со своей семьей переехал в Одессу после очередного пожара, который практически уничтожил городок. По одним источникам, отец мечтал о сыне-раввине или меламеде, по другим - о лавочнике. Но талант у ребенка проявился очень рано. Мальчик запросил карандаши с ножиком, и занялся рисованием и резьбой по дереву, а там и по кости.
Резчик печатей и гравер, ювелиром он стал, когда женился: жена и шестеро детей требовали больших расходов. Один из одесских ювелиров, восхищенный мастерски выполненной работой Израиля для заказчика, помог ему получить лицензию/диплом на право работы.
Тогда же его находит Гофман и начинается потрясающая история с тиарой. Гофман снабжает Рухомовского материалом (лист золота, 486 г) и книгами с рисунками барельефов на русском и немецком языке.
Предыстория идеи с тиарой начинается в конце 17 века, когда при раскопках некрополя нашли мраморные плиты. На одной из плит была надпись, которая рассказывала о гражданине Ольвии, богатом человеке, подарившем скифскому царю 900 золотых монет, чтобы царь Скифии не грабил город. Угол плиты был отсечен и конец надписи неизвестен. Этим и воспользовался очаковский торговец.
Израиль Рухомовский