Десять евреев, создавших Голливуд
Киностудии «Metro Goldwyn Mayer», «20th Century Fox», «Paramount Pictures»
Автор:
Дария Клименко, 2020
История знаменитой американской киностудии Metro Goldwyn Mayer начинается в апреле 1924 года, когда владелец крупной сети кинотеатров Маркус Лоу объединяет трёх кинопроизводителей - «Metro Pictures» и «Goldwyn Pictures», принадлежащие Семюэлю Голдвину, с «Louis B. Mayer Pictures», президентом которой был Луис Барт Майер.
Цветные полнометражные кинокартины, премия «Оскар», известнейшие актеры и актрисы, эпические пеплумы, классические американские фильмы ХХ века – всем этим Америка обязана трём еврейским парням, которые любили кино, были бедны, но имели огромный талант и безграничный потенциал.
Луис Барт Майер
Луис Барт Майер родился в минской еврейской семье в 1884 году. При рождении ему было дано имя Элиэзер (или Лазарь) Меир. В конце ХIХ века, как известно, Российскую Империю захлестнула волна погромов, поэтому семья Меиров вынуждена была эмигрировать из Беларуси в Америку еще до того момента, как Лазарю исполнилось 2 года. Когда не мальчик, но уже молодой человек Лазарь Меир получал американское гражданство и заменил имя Лазарь Меир на Луис Майер, то в благодарность стране, которая спасла его семью от смерти, записал в паспорт и новую дату рождения – 4 июля, День независимости США.
Семья Меир вынуждена была переезжать из города в город и даже оказалась в Канаде. Когда Луис пошел в начальную школу вместе с братьями и сестрами в городе Сент-Джон, то на своей шкуре испытал антисемитские нападки со стороны одноклассников. В 19 лет, он уехал в Бостон, где перебивался случайным заработком. Там он женился на Маргарет Шенберг и совершенно случайно попал на работу в кинотеатре. Спустя некоторое время, не без помощи друзей и родственников, Майер выкупил большой 600-местный театр в Хаверхилле, штат Масачусетс, и реконструировал его. До Майерса театр использовали только для показа бурлекса, а с легкой руки Луиса, театр прекратился в кинотеатр «Orpheum».
Вскоре Майер владел уже пятью кинотеатрами в городе. Позже, в 1916 году, совместно с Ричардом Роландом он создал корпорацию “Metro Pictures”, которая занималась производством кинофильмов. В том же 1916 году на экраны вышел первый фильм Майера - “Большой секрет”.
Таким образом в Бостоне Луис Барт Майер нашел любовь всей своей жизни и приобщился к делу, которое сделает его известным на весь мир.
Луис Барт Майер
Маркус Лоу
Маркус Лоу - выходец из семьи еврейских эмигрантов из Австрии и Германии. Из троицы управляющих Metro Goldwyn Mayer Маркус является единственным, кто родился непосредственно в США. Однако, несмотря на то, что Маркус с самого рождения имел американское гражданство, этот факт не уберег его от необходимости зарабатывать деньги для семьи с ранних лет. Правда, занимаясь грязной работой, Маркус Лоу сумел накопить немного финансов, с помощью которых он смог открыть сеть небольших театров с залом игровых автоматов – «театры-аркады».
В 1904 году Маркус Лоу с партнером Адольфом Цукором (будущий создатель Paramount Pictures, родился в еврейской семье в Венгрии) зарегистрировал компанию Loew's Theaters Incorporated. Лоу основал сеть кинотеатров Nickelodeon, которые показывали короткометражные немые фильмы на витринах магазинов. Вскоре компания открыла водевильные дома и дворцы кино. Театры Лоу открылись по всей территории Соединенных Штатов, но в первую очередь в штатах Восточного побережья и Среднего Запада.
Маркус Лоу
Семюэль Голдвин
Семюэль Голдвин родился в 1879 году. В регистрационной книге Голдвин был записан как Шмуль Гелбфиш – уроженец Варшавы, еврей по национальности. Поскольку Шмуль родился во времена правления Александра II, которое не славится экономической стабильностью, семья Гелбфишев уехала к родственникам в Бермингем в поисках лучшей жизни, а позже через канадскую границу добралась до Соединенных Штатов Америки. Еще в Бермингеме, следуя тенденции всех эмигрантов, Шмуль англизирует своё имя на Семюэль Голдфиш.
В 1913 году, когда он уже поднялся до уровня менеджера среднего звена, Семюэль вместе с будущим сооснователем Paramount Pictures Джесси Ласки решают вложить накопленные средства в производство кинофильма. На роль режиссера был приглашен будущий оскароносный Сесиль де Милль. Результатом сотрудничества стал успешный вестерн «Муж индианки», который вышел на большие экраны в 1914 году.
Семюэль Голдвин
В 1916 году Голдфиш основал компанию Goldwyn Pictures. В 1924 году начались съемки легендарной классики «Алчность», и вскоре компанию Голдфиша выкупил Маркус Лоу. Кстати, к этому времени Голдфиш уже успел сменить и фамилию на Голдвин.
Слияние компании Голдвина с компанией Луиса Майера и Ричарда Роуленда Metro Pictures Corporation породило всем известную студию по производству лучших кинофильмов Америки середины ХХ века - Metro-Goldwyn-Mayer. Loew's Incorporated служила дистрибьюторским подразделением и материнской компанией студии до тех пор, пока они не были разделены решением Верховного суда США в 1948 году.
В качестве логотипа новосозданной студии было принято решение использовать рычащего льва. Всем известный лев, который красуется на заставке, был не первым «актером» Metro-Goldwyn-Mayer. Первого звали Слэтс, и он всего лишь озирался по сторонам, будто оглядывая зрительный зал. После смерти Слэтса в 1936 году его шкуру использовали в качестве экспоната в музее города МакФерсон, штат Канзас.
Следующие львы уже издавали звуки. Таких львов было всего 6, а современный зритель в предвкушении фильма наслаждается мордой льва Лео, которого используют в качестве логотипа компании с 1958 года.
Первый успех Metro-Goldwyn-Mayer ознаменовался выпуском самого крупнобюджетного фильма в истории немого кино - «Бен-Гур: история Христа». Сборы фильма побили все рекорды, и это позволило Metro-Goldwyn-Mayer обойти кинокомпанию Universal Studios, которая ранее занимала первое место по выручке за кинопрокат.
Именно тогда Metro-Goldwyn-Mayer стали называть «локомотивом Голливуда», что и обеспечило первое место в пятерке лучших киностудий Америки на следующие 30 лет существования компании.
Кстати, у студии Голдвина Metro-Goldwyn-Mayer позаимствовали не только логотип, но и девиз «Искусство ради искусства», а еще народный афоризм, который утверждал, что у компании «больше звезд, чем на небе».
Это не было преувеличением. За всё время существования компания успела посотрудничать с такими культовыми режиссерами, как Альфред Хичкок, Стенли Кубрик, Винсент Миннелли, Виктор Флеминг, Ридли Скотт, Питер Джексон, Уильям Уайлер и другие. Список знаменитых режиссеров, сценаристов, композиторов, актёров и актрис можно продолжать до бесконечности.
Огромной потерей для компании стала смерть Маркуса Лоу в 1927 году. Это была не просто трагедия из-за ухода в лучший мир великого человека. К сожалению, его смерть знаменовала начало конца его детища - Metro-Goldwyn-Mayer. Контроль над материнской компанией Loew's Theaters Incorporated и студией Metro-Goldwyn-Mayer перешел к партнеру Маркуса, Николасу Шенку.
Братья Николас и Джозеф Шенк
Партнерами Маркуса Лоу долгое время были еще 2 еврея из Беларуси - братья Николас и Джозеф Шенк. Родидись Николай и Иосиф Шейнкеры в городе Рыбинск в семье еврея Хаима Шейнкера, приказчика в конторе волжского пароходства. После эмиграции в США поменяли фамилию на Шенк. В период 1907-1919 братья совместно с Маркусом Лоу инвестируют в киноиндустрию, и когда в 1919 году Маркус основывал Loew's Theaters Incorporated, Николас Шенк становится его основным партнером.
Ирвинг Грант Тальберг
Под руководством Ирвинга и не без помощи Майера компании удавалось снимать стабильно по 50 картин в год. Это где-то по одному фильму в неделю. Даже во времена Великой Депрессии не было ни одного года, после которого бы Metro-Goldwyn-Mayer остались в убытке.
Финансовая стабильность позволяла вкладывать деньги и в экспериментальные проекты, например, цветное кино. В 1928 году был выпущен фильм «Викинг» - первый полнометражный цветной фильм со звуковой дорожкой. Самыми успешными проектами Metro-Goldwyn-Mayer в 1930-е годы стали «Волшебник из страны Оз» (1939 год) и «Северо-западный проход» (1940 год).
Позже, к концу 1930-х, Metro-Goldwyn-Mayer начали экранизировать классические романы XIX века. Самым успешным и масштабным проектом этого времени стала лента «Унесенные ветром» (1939 год), которую курировал Дэвид Селзник.
Дэвид Селзник
Дэвид Селзник, или Зельцник - сын кинопродюсера еврейского происхождения Лазаря Железника, выходца из Киева. С 1926 года работал ассистентом Луиса Майера, в 1930 году женился на его дочери Ирен Глэдис.
В 1933-1936 годах Селзник работал в студии Metro-Goldwyn-Mayer на позиции вице-президента, а в 1936 создал собственную кинокомпанию «Selznick International».
Под руководством Слезника были созданы такие фильмы, как «Кинг-Конг» (1933), «Унесённые ветром» (1939) и «Ребекка» (1940). Обладатель двух премий «Оскар» за «Лучший фильм» (и единственный победитель в этой категории, получавший награду два года подряд).
Дэвид Селзник
В 1940-х годах, после смерти Тальберга и ухода Селзника, Майер принимает решение создать несколько комитетов, которые будут оценивать качество тех или иных проектов и, грубо говоря, отфильтровывать бесперспективные сценарии, актеров и режиссеров. В это время Metro-Goldwyn-Mayer больше старается ориентироваться на семейные киноленты и работать только с любимчиками публики. Таким образом, число выпускаемых фильмов за год уменьшается в два раза. Из-за такой «закрытой системы» Майера происходит отток многих звезд в другие киностудии, например, в Paramount Pictures, которая в 1942 году впервые обошла Metro-Goldwyn-Mayer по кассовым сборам.
Считается, что одним из самых успешных проектов Metro-Goldwyn-Mayer было мультипликационное ответвление, в котором работали известные мультипликаторы - Текс Эйвери (мультфильмы про собачку Друпи) и дует Ханна-Барбера (создатели Тома и Джери – обладатели 7 премий «Оскар»). В 1957 году этот отдел закрывается и продается другим компаниям. Это произошло из-за развития телевидения, которое позволяло смотреть фильмы, не выходя из квартиры, что привело к снижению зрителей в кинотеатрах, и соответственно, меньшей выручке. Именно в этот момент начинается необратимый упадок Metro-Goldwyn-Mayer.
В 1948 году материнская компания Loews Incorporated пригласила на место Тальберга в Metro-Goldwyn-Mayer талантливого продюсера Дора Шери.
Дор Шери
Дор Шери родился в еврейской семье в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Шери работал журналистом, занимался рекламой для лекционного тура контр-адмирала Ричарда Э. Бэрда, а также был помощником театрального педагога в Еврейской молодежной ассоциации в Ньюарке.
Карьера Шери в MGM началась успешно, когда фильм «Поле битвы» (1949) стал самым прибыльным фильмом студии за год. В статье 1949 года его назвали «чудо-мальчиком... очень вероятно, самым важным человеком в киноиндустрии».
Вскоре между Майером и Шери возник конфликт, который достиг апогея во время работы над фильмом «Знамя доблести». Майер предъявил ультиматум главе материнской компании Loews Николасу Шенку с требованием уволить Шери. Однако Шенк встал на сторону Шери, и Майер подал в отставку с должности президента Metro-Goldwyn-Mayer. В июле 1951 года Шери получил полный контроль над производством фильмов в MGM.
Вслед за Майером в 1955 году на пенсию уходит и Николас Шенк.
Однако Шери стоит отдать должное. Он вовремя подхватил волну популярности пеплумов и решил резко переключиться с гламурных мьюзиклов на исторические эпические сюжеты. Следствием такой политики стал римейк легендарной картины «Бен Гур» (1959 год), которая имела не только невероятный успех у зрителей, но и собрала рекордное количество премий «Оскар». Однако, снимал его уже не Шери.
В 1956 году MGM зафиксировала убытки, после чего компания Loews уволила Шери, но он оставался консультантом MGM до 1968 года.
В 1960 году студией были реализованы такие успешные проекты, как «Доктор Живаго» и «Космическая Одиссея». Однако это не уберегло Metro-Goldwyn-Mayer от банкротства, ведь несмотря на ошеломительный успех нескольких картин, остальных ожидали провал и непринятие.
К 1950-м годам на совершенно нищую, но известную студию, обратил внимание миллионер Кирк Керкорян. Кроме всего прочего, он снизил количество фильмов в год до 4-6, распродал уникальные декорации из фильмов и сценический антураж, а имя «Metro-Goldwyn-Mayer» использовал для ребрендинга сети гостиниц «Metro-Goldwyn-Mayer Resorts International».
В 2005 году компания Мetro-Goldwyn-Mayer перешла под крыло Sony Pictures и превратилась в сателлита Columbia Pictures.
Несколько слов следует сказать о другой известной кинокомпании, также основанной евреями. Как уже упоминалось выше, партнером Маркуса Лоу, кроме Николаса Шенка, был еще один еврей - Адольф Цукор, а партнером Семюэля Голдвина - Джесси Ласки. Оба они оставили значительный след в Голливуде.
Адольф Цукор
Адольф Цукор родился в Риче (Венгрия. Его отец Якоб Цукор умер, когда Адольфу был год. Мать, Хана Либерман, происходила из известной раввинской династии.
В 1889 году, в возрасте 16 лет, Цукор эмигрировал в Америку. Он начал работать в кинопромышленности, когда в 1903 году его двоюродный брат Макс Гольдштейн пришёл к нему за кредитом. Митчеллу Марку нужны были инвесторы в целях расширения сети театров, первым из которых был «Зал Эдисона» в Буффало. В зале были представлены поразительные изобретения Томаса Эдисона: фонограф, электрическое освещение и движущиеся изображения. Цукор не только дал Гольдштейну деньги, но настаивал на формировании партнёрства для открытия ещё такого же заведения. Третим партнером как раз и стал Маркус Лоу.
Дор Шери
Но мы снова возвращаемся к Metro-Goldwyn-Mayer. После смерти Маркуса Лоу Николас Шенк и Луис Майер начали перетягивать одеяло каждый сам на себя, желая единолично управлять компанией. Это была медленная война с продуманной стратегией, когда один пытался подставить другого, и в итоге всё боком выходило конкретно для компании. Желание властвовать настолько затмило глаза Шенку и Майеру, что они, фактически, забыли о своём кино-детище, и реальная власть перешла в руки Ирвинга Тальберга – «вундеркинда Голливуда».
Ирвинг Грант Тальберг
Ирвинг Грант Тальберг родился в Бруклине в семье еврейских иммигрантов из Германии. Он прославился тем, что умел буквально на глаз определять лучшие сценарии, успешные проекты и прекрасных актеров. В 1924 году вышел его первый триумфальный фильм - «Большой парад».
Тальберг не стремился к славе и запрещал упоминать своё имя в титрах. Успех тальберговских фильмов в прокате был таков, что Луис Майер полностью делегировал ему кинопроизводство, оставив за собой только решение финансовых вопросов.
Тальберг с детства имел проблемы сос здоровьем, и скончался в возрасте 37 лет.
С 1937 года наиболее талантливые продюсеры получают дополнительную награду на церемонии вручения «Оскар» - приз имени Ирвинга Тальберга.
Джозеф и Николас Шенк
Джозеф Шенк в 1917 году покидает партнеров и переезжает в пригород Лос-Анджелеса, где тогда создавался Голливуд, чтобы стать независимым продюсером. И Джо удается добиться успеха. Он не только продюсирует киноленты с участием своей жены, Нормы Толмедж, но ее сестер – актрис Констанс и Натали, а также открывает миру таких звезд, как Фатти Арбакль и Бастор Китон. Благодаря содействию Джозефа, на экране впервые появляются Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Шенк становится вторым президентом новой киностудии «United Artists».
В 1934 году вместе с Деррилом Зануком Джозеф Шенк основал компанию «20th Century Pictures», которая затем объединилась с «Fox Film Corporation» в 1935 году, образовав корпорацию «20th Century Fox». Ее первым президентом стал Джозеф Шенк, превратившись в одного из самых влиятельных людей в кинобизнесе. Его избирают президентом Гильдии продюсеров, что делает Шенка фактически главным человеком в Голливуде.
Джозеф Шенк был осуждён за уклонение от уплаты налога и сидел в тюрьме, пока не был помилован. После освобождения вернулся в «20th Century Fox» и влюбился в молодую актрису по имени Мэрилин Монро, сыграв ключевую роль в развитии её карьеры.
К 1927 году общее состояние братьев Шенков оценивалось в $20 млн. Их отец, Хаим Шейнкер, инициатор переезда в США, встретил свою старость в достатке и покое. Братья отошли от дел только в конце 50-х. Джозеф скончался в 1961 году, а его младший брат – пережил его на 8 лет. Джозеф жил в шикарном особняке на Сауз-Кэролвуд-драйв, состоящем из 40 комнат, 10 ванных, библиотеки и домашнего кинотеатра. После кончины Джо дом был приобретен Мэрилин Монро.
В 1912 году Адольф Цукор основал кинокомпанию «Famous Players Film Company», а в 1916 она становится «Famous Players-Lasky», в результате слияния с кинокомпанией «Feature Play Company» Джесси Ласки.
Джесси Ласки
Джесси Луис Ласки родился в Сан-Франциско в еврейской семье из России. Его сестра Бланш вышла замуж за Сэмюэла Голдвина (да-да, того самого), и в 1913 году Ласки, Голдвин, Сесил Б. Де Милль и Оскар Апфель основали кинокомпанию Jesse L. Lasky Feature Play Company. Стесненные в средствах, они арендовали сарай недалеко от Лос-Анджелеса, где сделали первый голливудский художественный фильм «Муж индианки», о которм мы также уже говорили. В этом сарае, известном сегодня как «Амбар Ласки — Де Милля», сегодня расположен Музей голливудского наследия.
Адольф Цукор
Джесси Ласки
Сделка по слиянию, возглавляемая Цукором, в конечном итоге привела к объединению восьми кинокомпаний, делая «Famous Players-Lasky Corporation» одним из крупнейших производителей немого кино. В сентябре 1927 года «Famous Players-Lasky» была реорганизована в «Paramount Famous Lasky Corporation», позже став знаменитой «Paramount Pictures».
Адольф Цукор занимал пост президента до 1936, когда он стал председателем совета директоров. Цукор произвёл революцию в киноиндустрии по организации производства, распространении и проката фильмов в рамках одной компании.
Цукор был также опытным режиссёром и продюсером. Он ушёл из «Paramount Pictures» в 1959 году и вплоть до своей смерти занимал должность почётного председателя.