Краткая история сионизма
Первая попытка возвращения в Святую Землю состоялась в 1700 году
Автор:
Евгений Шнайдер, 2017
История сионизма уходит глубоко в античные времена. Хотя сам термин «сионизм» появился значительно только в конце 19 века, евреи стремились в Эрец Исраэль с самых древних времен. Первым сионистом можно смело считать праотца Авраама, который, следуя приказу Всевышнего, отправился посмотреть – что же такого Он нам там обетовал?
С тех пор евреи по разным причинам покидали Святую Землю, но стремление вернуться всегда было неизменным. Моше Рабейну, а позже – Эзра и Нехемия вполне могут считаться родоначальниками сионизма, под руководством которых евреи возвращались на свою родину. Но после разрушения Второго Храма и последующего очередного изгнания обстановка сильно изменилась.
Евреи оказались рассеяны в десятках стран по всему миру. Нигде не было такой значительной по численности и влиянию общины, которая могла бы осуществить новый Исход. Отношение правителей практически всех стран к евреям было всегда настороженно-негативным. Ни о какой поддержке с их стороны еврейской национальной идеи не могло быть и речи. Кроме того, ситуация после разрушения Второго Храма сильно отличалась от предшествующей.
Во времена Эзры и Нехемии Вавилония, куда были изгнаны евреи, и Израиль располагались в пределах одной империи. Указ царя Кореша о возвращении фактически был внутренним перемещением граждан из одной области в другую. Но когда препятствием к возвращению стали государственные границы, все намного усложнилось.
В странах рассеяния евреи жили замкнутыми небольшими общинами, между которыми не было никакой координации. Окружающая обстановка ставила перед ними куда более насущные задачи, главной из которых было вообще выжить – а зачастую и это было непросто. Стремление в Сион никуда не делось, но отошло на второй план. Прописалось в еврейском искусстве, фольклоре, и, конечно же, в молитвах. Стало пассивным.
Были, конечно, отдельные личности и даже целые группы, стремившиеся поселиться на родной земле, но их ждали многочисленные трудности. Империи, под властью которых находилась земля Израиля, менялись, а их отношение к бывшим коренным жителям этой земли всегда оставалось неизменно враждебным.
И неважно, чей флаг развивался над Иерусалимом – греческий или римский, византийский или турецкий, арабского халифата или государства крестоносцев, даже британский – евреям здесь никогда не были рады. И единичные героические попытки отдельных поселенцев закрепиться на земле предков были исключением из правил.
Сионизм и фальшивые Машиахи
Одной из главных причин пассивности в стремлении вернуться на родину была религиозная традиция. Каждый еврей трижды в день (а по субботам и праздникам – четырежды) в молитве Амида взывал ко Всевышнему с просьбой о возвращении в Иерусалим, но это возвращение обуславливалось одним важным моментом – приходом Машиаха. А до того – никак. Традиция говорила: сначала Машиах, потом возвращение, и никак иначе. И когда появлялся очередной лже-Мессия, народ необычайно воодушевлялся: может, время пришло?
Первым «мессианским» сионистом в истории стал еврей из Курдистана Менахем бен Шломо Алруи. Около 1160 года в Эль-Амадии он объявил себя Машиахом и начал собирать вооруженные отряды для захвата города. Амадия должна была стать базой повстанцев.
По свидетельству современника, известного еврейского путешественника Биньямина из Туделы, Алрои заявил: «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим». Однако, восстание потерпело поражение, и возвращение пришлось отложить.
Самым известным лже-Мессией является, безусловно, Шабтай Цви, поднявший в 17 веке большое волнение не только в Османской империи, но и среди европейских евреев. Тысячи человек бросали свои дома и имущество и устремлялись на восток, в надежде на пришедшее Избавление. Но и здесь все закончилось болезненным разочарованием.
И все же движение Шабтая Цви имело некоторые последствия с точке зрения сионизма. Даже после смерти несостоявшегося Машиаха у него остались сторонники, которые верили в грядущее возвращение Шабтая. Одним из них был Иегуда га-Леви Хасид.
Иегуда человеком был деятельным, и решил, что вернувшегося Мессию следует встретить в Иерусалиме. Своими проповедями он собрал значительное количество сторонников этой идеи в разных европейских городах.
В начале 1699 года группа Иегуды Хасида пешком вышла из Польши и взяла курс на Иерусалим. По дороге к ней присоединялись все желающие.
По приблизительной оценке, в Землю Израиля всего отправилось около 1300 человек. Большинство, включая самого Иегуду, двигалось по суше, и только небольшая группа шла морем.
Можно только представить, какие трудности пришлось преодолеть «репатриантам» ради достижения цели. Многие умерли в пути, но 14 октября 1700 года Иегуда га-Леви Хасид во главе своих сторонников вступил в Иерусалим. Всего их было около тысячи человек.
Перенесенные лишения сказались на здоровье Иегуды Хасида. Выполнив эту сложную миссию, он умирает спустя всего 3 дня после прибытия в Святой Город.
К сожалению, между ашкеназскими репатриантами и существующим ишувом вскоре начали возникать трения, которые в 1720 году привели к изгнанию ашкеназов из города и разрушением их новопостроенной синагоги турецкими властями. Часть новых репатриантов расселилась в других городах; были и такие, которые вернулись в Европу.
Сегодня каждый израильский турист может какой-то мере прикоснуться к истории той необычной алии, ставшей первой в истории организованной репатриацией евреев из Европы. Через 150 лет после разрушения синагога была восстановлена и стала главным молитвенным домом ашкеназской общины Иерусалима.
Официальное наименование синагоги было «Бейт Яаков», но прихожане называли ее просто: «Хурват рабби Иегуда га-Хасид» (Развалины рабби Иегуды Хасида). В 1948 году во время боев за город здание было взорвано иорданскими солдатами, но в 2010 легендарную синагогу вновь восстановили. Единственный сохранившийся фрагмент старой постройки во время реставрации был гармонично вписан в восстановленный Арон кодеш. Сейчас синагога под названием «Хурва» является одной из главных достопримечательностей Старого Города.
Религиозный сионизм Виленского Гаона и рава Кука
Движение Иегуды Хасида можно назвать предтечей «религиозного сионизма». Хоть его цели и были достаточно противоречивыми, основывалось движение все же на религиозной составляющей. Но и среди сторонников традиционного иудаизма также присутствовало стремление к возвращению, пусть и придавленное грузом каждодневных забот о выживании. Ведь жить в Эрец Исраэль – это заповедь Торы, и ее никто не отменял.
Многие великие мудрецы, например, Рамбан (рабби Моше бен Нахман), особо выделяли эту заповедь. А в мидраше «Сифрей» (Дварим, 60, 12:29) приводятся такой текст: «Вот история о рабби Иегуде бен Бтейра, и рабби Матии бен Хереш, и рабби Ханине, и о Раби Йонатане. Они выехали из Земли Израиля и приехали в Палтию. Но вспомнили они Землю Израиля, глаза их наполнились слезами, и разорвали они одежды свои… И потом они вернулись в Землю и сказали: проживание в Земле Израиля – это как все заповеди Торы, вместе взятые».
Идеи религиозного сионизма высказывал еще в 18 веке Виленский Гаон, рав Элиягу бен Шломо Залман. В книге «Коль га-Тор», написанной рабби Гилелем Ривлиным на основе учения Гаона, содержится следующая мысль: время Избавления уже наступило, и начинаться оно должно естественным путем. А естественный путь – это постепенное заселение Святой Земли, восстановление Иерусалима, и, в конечном итоге, строительство Третьего Храма.
По мнению Виленского Гаона, для всех этих действий, составляющих первую часть Избавления, не нужны никакие чудеса, но будет поддержка от правителей крупных держав – как во времена Кира. Нужно отметить, что говорил это Гаон задолго до появления соответствующих лозунгов Бонапарта, декларации Бальфура и заявлений Трампа…
Идеи Виленского Гаона в 1862 году сформулировал рабби Цви Гирш Калишер в своей книге «В поисках Сиона», а наибольшего развития они достигли в трудах рава Авраама Ицхака Кука, который сегодня считается основоположником религиозного сионизма. Под влиянием этих идей в Землю Израиля переселялось много евреев, включая известных раввинов.
В 1809 году один из ближайших учеников Виленского Гаона Исраэль Ашкенази из Шклова возглавил еврейскую общину города Цфат, где уже проживало 150 последователей литовского мудреца. Возникали и небольшие хасидские общины. Большую помощь им оказывали лидеры Хабада, хоть они и никогда не позиционировали себя как сионисты.
«Практический» сионизм и первая алия
В 1860 году произошла первая попытка придать сионизму упорядоченный характер. По инициативе того же Калишера в городе Торн (совр. Торунь, Польша) состоялась конференция, на которой обсуждались вопросы создания сельскохозяйственных поселений в Земле Израиля. По итогу было создано Палестинофильское поселенческое общество, которое вскоре стало известным под названием «Ховевей Цион» (букв. «Любящие Сион»). Штаб-квартира организации разместилась в немецком Франкфурте-на Одере, а в 1864 году ее перевели в Берлин.
Цви Гирш Калишер
Основной целью участники «Ховевей Цион» видели организацию новых и поддержку существующих поселений. Никаких политических или религиозных идей при этом не выдвигалось, сионизм «палестинофилов» был сугубо практическим.
И все же количество людей, стремящихся к переселению в Эрец Исраэль, была незначительной, поскольку риск такого предприятия был очень высок. Религиозная составляющая была недостаточным фактором, который мог вынудить среднестатистического европейского еврея решиться на такой шаг. Но как говорится в поговорке, не было бы счастья, де несчастье помогло…
После убийства народовольцами царя Александра II 1 марта 1881 года по Российской империи прокатилась волна еврейских погромов. Притупившееся за непродолжительное спокойное время чувство опасности стало подталкивать евреев к активным действиям. Единственно возможным выходом многие видели эмиграцию, главным образом, в США. Но довольно значительная часть евреев в таких условиях все же решилась на выезд в Палестину.
В 1882 году в Харькове была основана организация «Билу» (Аббревиатура «Дом Яакова, вставай и пойдем», Иешаягу, 2:5), целью которой была алия в Эрец Исраэль. В июле этого же года первая группа из 14 человек прибыла в Яффо.
После неудачной попытки билуйцев обосноваться в Иерусалиме и Ришон-ле Ционе в декабре 1884 года ими было основано сельскохозяй¬ственное поселение Гедера, ставшее одним из первых мошавов.
Несмотря на то, что в движение «Билу» не получило поддержки в Российской империи и вскоре прекратило существование, именно билуйцы считаются первыми пиоерами-халуцим в истории Государства Израиль.
Устав организации «Билу», 1882
Вслед за билуйцами в Палестину потянулись и другие евреи. «Ховевей Цион» начала закупать у арабов земли, на которых были основаны такие значительные поселения, как Петах-Тиква, Ришон-ле-Цион, Зихрон-Яков, Рош-Пина и др. Большую поддержку переселенцам оказывал барон Эдмон де Ротшильд.
В 1884 году в Катовице состоялся первый съезд отделений «Ховевей Цион». После этого органы управления организацией было решено разместить в Одессе, а в 1890 году ими был создан «Одесский комитет», или Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Комитет стал единственной легальной сионистской организацией в Российской империи.
Всего за период с 1882 по 1903 годы в Эрец Исраэль переселилось около 35 тысяч евреев. Подавляющее большинство были выходцами из России, но выезжали и европейские евреи, и даже группа из Йемена. В историю Израиля эти события вошли под названием «Первая алия».
«Духовный сионизм» Ахад га-Ама
К середине 1890-х годов идеи «Ховевей Цион» начали приходить в упадок. Чисто практическое, хозяйственное переселение, без духовных идей, без какой-либо стратегии и с непонятными перспективами перестало привлекать сторонников. Все созданные поселения держались только благодаря помощи Ротшильда и Моше Монтефиоре и постоянно находились на грани распада под воздействием внешних факторов.
Один из бывших активных участников и руководителей «Ховевей Цион» Ахад га-Ам (Ашер Гирш Гинцберг) в статьях «Не тем путем» и «Правда об Эрец Исраэль» раскритиковал политику организации и предложил концепцию, которая получила название «духовный сионизм». По его мнению, массовое и быстрое переселение всех евреев в Палестину не представлялось возможным. Кроме того, это неизбежно привело бы к потере национального самосознания и многих культурных ценностей.
Идея Ахад га-Ама заключалась в основании в Эрец Исраэль единого духовного центра, который мог бы оказывать влияние на евреев диаспоры. Задачей этого центра было бы проведение образовательной и воспитательной работы среди европейских евреев, и постепенная их подготовка к репатриации.
В 1889 году Иегошуа Барзилаем в Одессе был основан орден масонского типа «Бней Моше», который озвучивал аналогичные идеи. Руководителем ордена стал Ахад га-Ам. Своей целью «Бней Моше» также видели алию евреев в Землю Израиля, но предшествовать ей должна была серьезная духовная подготовка. Но и «духовный сионизм» не смог стать массовым явлением. Главным образом этого не произошло потому, что активное участие в его развитии могло принимать только образованное меньшинство, остальным же предлагалась пассивная роль «слушателя».
Ахад га-Ам
Последний пророк
Эпоха эмансипации способствовала тому, что евреи начали постепенно выходить из тесного мира закрытых общин и обращать внимание на окружающий мир. Национально-освободительные движения многих народов в конце 19 века не могли не остаться незамеченными и евреями. Окружающая обстановка, а также появившиеся права участия в политических процессах привели к созданию принципиально нового движения.
В 1896 году свет увидела книга Теодора Герцля «Еврейское государство», в которой автор упорядочил и довел до логичного завершения идеи, которые до этого уже витали в воздухе. Концепция, согласно которой новое еврейское государство должно быть создано при поддержке мировых держав, рассматривалась и в предыдущих поколениях, но только Герцль обозначил получение этой поддержки и международных гарантий как промежуточную, но одну из главных целей сионизма.
Попытки получения такой поддержки предпринимались и ранее. Натан Фридланд пытался заручиться ей у императора Франции Наполеона III, барон Ротшильд вел переговоры с турецким султаном. Но эти попытки были единичными и бессистемными, сейчас же была озвучена вполне достижимая общая цель. Так были сформулированы главные идеи «политического сионизма».
В 1897 году состоялся Первый сионистский конгресс, на котором была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Председателем ее избрали Теодора Герцля.
Конгрессом была объявлена т.н. «Базельская программа», где указывалась цель сионистского движения: «создать для еврейского народа обеспеченное публичным правом убежище в Палестине».
Таким образом, впервые в новейшей истории состоялось открытое собрание всех представителей еврейского народа, и еврейское движение получило единое руководство. Естественно, не все евреи поддержали идеи Герцля, но со временем большинство из них также примкнуло к ВСО, в том числе «Ховевей Цион» и «Бней Менаше».
Главным достижением конгресса стало то, что фактически было сформировано «всемирное еврейское правительство», которое могло теперь на равных вести переговоры с руководством мировых держав. Первый и решающий шаг в восстановлении еврейского государства был сделан, а Теодора Герцля впоследствии назовут «последним пророком Израиля».
Теодор (Биньямин Зеев) Герцль