Предвестник идей сионизма Лев Пинскер
Одессит, который предвосхитил идеи Теодора Герцля
Лев (Леон, Иегуда Лейб) Пинскер – личность довольна интересная. Им гордится вся Одесса, хотя долго шли споры – одессит ли он. Но, благо, есть документы, с помощью которых мы точно сейчас знаем, что родился Лев Пинскер 24 декабря 1821 г. в городе Томашове (нынче Польша), но в малом возрасте со всей семьей переехал в Одессу. Здесь он получил престижное образование, о котором тогда многие еврейские мальчики могли только мечтать. Сначала Лейб учился в частной школе, которую создал его отец — известный учитель Симха Пинскер. Кстати, это была первая не религиозная школа для евреев. Затем закончил гимназию и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея. Лев стал одним из первых евреев, получивших высшее образование. До этого в Российской империи евреи не могли поступить наравне с другими, а позже уже начали устанавливать квоты.
Лев Пинскер (1821-1891)
Молодой юрист так и не смог работать по профессии из-за запрета евреям проводить адвокатскую практику на территории Российской империи. Поэтому он принял решение поступать на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы Лев Пинскер был сторонником ассимиляции евреев. Но во время своей стажировки в Германии и Австрии он познакомился с лидерами Гаскалы — движения за интеграцию евреев в европейское общество и получения ими светского образования, – и стал их сторонником.
Вернувшись в Одессу, Лев Пинскер работает врачом. В 1856 году он ушел добровольцем на Крымскую войну и за свою врачебную деятельность на поле боя был отмечен медалью. После войны Пинскер стал активно участвовать в общественной жизни. Он продвигал идею сотрудничества евреев и государства, был за интеграцию в российское сообщество.
В 1871 году случились события, которые изменили взгляды Пинскера. Ухудшение отношения общества к евреям и погром в Одессе как будто пробудили его ото сна. Лейб сначала пытался верить, что это лишь местное явление, но погромы распространились по всей стране, а российские власти начали еще более ограничивать евреев в правах. И взгляды Пинскера радикально меняются: он понял, что при таком положении вещей никакой интеграции не будет. Ему приходит в голову идея создания своего, еврейского государства. Создание своей страны Пинскер считал некой панацеей — мировое сообщество тогда примет евреев абсолютно наравне с другими национальностями, и отношение людей также изменится. Впоследствии взгляды Пинскера стали еще более радикальными, и он больше никогда не говорил об ассимиляции евреев.
В 1882 году Лев Пинскер анонимно издал на немецком языке в Берлине брошюру «Автоэмансипация! Воззвание российского еврея к своему народу», в которой кратко, но достаточно ярко изложил свое видение еврейского вопроса. Эта маленькая брошюра породила множество споров в еврейском обществе и стала одним из главных произведений еврейской общественной мысли того времени.
В «Автоэмансипации» причины антисемитизма были разделены на три группы: политическая, психологическая и экономическая. Политическая причина заключалась в отсутствии своего еврейского государства и правительства, поэтому другие народы враждебно относились евреям.
Вторая причина – психологическая. Евреи воспринимаются как чужаки, отсюда идет желанию уничтожить их. Но как показали столетия, это невозможно, отсюда начинает исходить страх перед евреями. Лев Пинскер говорил, что этот страх перед евреями и есть «юдофобия», которая порождает антисемитизм. А это, по Пинскеру, являет психозом.
Последняя причина – экономическая. Государства постоянно завоевывают новые территории и теряют свои, а у евреев нет своей территории и воевать получается не за что, и это также порождает антисемитизм.
Реакция на «Автоэмансипацию» была ошеломительная. Европейские и российские евреи разделили его взгляды и это послужило толчком к созданию палестинофильского движения «Ховевей Цион» («Любители Сиона»). Основателями его были сам Лев Пинскер, а также профессор Гейдельбергского университета Герман Шапиро и Макс Мандельштамм из Киева. Учредительная конференция «Ховевей Цион» прошла с 1 по 6 ноября 1884 года в Катовице. На ней Пинскер выступил за создание сельскохозяйственных поселений в Палестине. По возвращении в Одессу он помогал желающим эмигрировать в Эрец-Исраэль.
Конференция «Ховевей Цион» в Катовице, 1884 г. Леон Пинскер сидит в центре
Шум вокруг брошюры Льва Пинскера возник еще и потому, что в период её выпуска царил дух эмансипации, мир только попрощался с Французской революцией, а либеральное еврейское общество стремилось к тихой и нормальной жизни в странах своего проживания. Но тут появляется «Автоэмансипация», которая разрывает все шаблоны, крича о самодостаточности евреев.
Страшные события 1881 года, когда прокатилась волна погромов на юге Российской империи, стали примером того, что просто эмансипация – вовсе не решение. В таком положение евреи являются пассивной частью общества, которых должен освобождать кто-то другой, кто должен дать им право, но в таком случае – другие народы решают за евреев. А может ли другой знать, как лучше тебе самому?
Пинскер утверждал, что мир основывается на самоопределении, поэтому евреям нужна именно автоэмансипация, чтобы вновь иметь возможность влиять на ход в истории. Галут (пребывание в изгнании) означает быть пассивным, ждать освобождения, надеясь на другие народы. Лейбу Пинскеру это напоминало образ ходячего мертвеца, который ходит среди живых и пугает людей. «Среди прочих фантастических представлений, суеверий, странных инстинктов и наклонностей, бессознательно управляющих сердцами всех людей, укоренилась и юдофобия в народах всех стран, вступающих в контакт с евреями. Юдофобия относится к числу тех болезней, что происходят от страха перед духами, но отличается от прочих тем, что страх перед еврейским духом заразил все человечество, а не только отдельные народы».
Лев Пинскер стал общепризнанным лидером движения «Ховевей Цион», и благодаря его активности Одессу в то время начали называть «Ворота в Сион». Она была центром колонизации Эрец-Исраэль в Российской империи.
В 1891 году Лейб Пинскер умер и был похоронен в Одессе. В 1934 году году его прах перенесли в Иерусалим и перезахоронили в «пещере Никанора» в Ботаническом саду на горе Скопус (сейчас это территория Еврейского университета).
В Одессе, в честь Льва Пинскера на доме по улице Ришельевской, 44/46 была установлена мемориальная доска. Именно здесь стоял дом, где он проживал в конце 1880-х – начале 1890-х годов.
Мемориальная доска в честь Л.Пинскера в Одессе
Лев Пинскер во многом опередил идеи Теодора Герцля и большинство принципов, изложенных Пинскером, были потом дооформлены Герцлем и стали основой идеологии сионизма как движения за возрождения еврейского народа на земле Израиля. Говорят, что Теодор Герцль, уже став известным сионистским деятелем, прочитав «Автоэмансипацию» сказал, что не создал бы свой труд «Еврейское государство», если бы знал о написанном Пинскером раньше…
Автор:
Элеонора Скляревская, 2020