Голем из Праги: первый киборг в истории

Робот для защиты пражской общины был

создан раввином Магаралем

Автор:

Николай Буланый, 2019

В христианской Европе еврейские общины были обособленны местными властями. Со времен Средневековья в различных государствах помимо экономических и социальных ограничений против евреев выдвигались обвинения в кровавых наветах, запрещались и уничтожались священные тексты (прежде всего Талмуд), и даже вынуждали к выселению целых общин из родных мест. В такой ситуации для поддержки духа в общинах возникла необходимость создания, хотя бы в легендах, кого-то, кто мог бы стать надежной опорой и спасением от притеснений. Так появилась легенда о пражском Големе. Возникнув в середине ХІХ века, легенда послужила многим евреям поддержкой для реализации своих возможностей и помогла в борьбе с погромами.

Сам Голем по разным легендам является двух- или трехмерной фигурой из любого вещества от воздуха (создал рабби Шломо ибн Гвироль) и до металла (испанский Голем) которому придали форму человека или животного (история с рабби Ханиной и рабби Ошаей), а затем оживили. Начиная с ХІІ в. големами называли самый высший из пяти классов существ, которые может создать человек. Голем в это время описывался как слуга, который служит своему господину и полностью подчинен ему. Во времена Ренессанса история персонажа начинает развиваться: он может иметь неисправности и тогда должен быть отключен. В современную эпоху наиболее популярным становится образ мятежного Голема, как истории про монстра Франкенштейна, который может вступить в войну с своим создателем.

Первые упоминания о пражском Големе появляются в местечке Галич, а в дальнейшем повествование «мигрирует» в Прагу – один из наиболее крупных центров еврейской жизни Нового времени.

По легенде создание Голема связанно с практической каббалой и деятельностью крупнейшего галахического авторитета XVI в., с которым советовались император Рудольф ІІ и астроном Тихо Браге – рабби Иегуды Ливы бен Бецалеля, или Магараля. Вплоть до конца XVIІІ в. Голема не связывали с этим раввином, хотя легенда стала настолько популярной, что ее опубликовали братья Гримм. Наиболее подробно описанным с галахической стороны Големом являлось творение Виленского Гаона, останки которого якобы находятся на чердаке синагоги в Вильне. Оформление же канонической версии истории, связавшей Голема, Прагу и Магараля, как ни странно, связано с сочинениями чешских писателей Й. Сватека и А. Ирасека, и к 1894 г. Голем обрел литературную славу.

Как и любая легенда, история Голема полна подробностей, которые выглядят достаточно правдоподобно – реальный город Прага, известный раввин и т.п. С этой легендой связана также и традиция чтения дважды 92-го псалма в Староновой синагоге. Поскольку Голем отправился громить город, Магараль прервал службу в синагоге для его усмирения, а когда вернулся – заново пропел псалом. Такая традиция существует лишь в этой синагоге.

Сама идея создания живого существа из глины достаточно древняя. В Торе Всевышний создал первого человека из глины. Голем также создается из глины, о чем говорит само его название – ‏
גלם‏‎, то есть «необработанный, сырой материал». На идише «гойлем» приобрело значение «истукан», «глупый человек». По легенде, пражский Голем выглядел как человек, возможно, чуть крупнее обычного, но великаном он не был. С иврита слово «голем» переводится также «дурак» или «сумасшедший».

В архивах Праги исследователю легенды И. Мацкерле удалось найти материалы о больном работнике Магараля – еврее Джосиле. Магараль пытался его вылечить и давал больному лекарства. Именно этот момент врачевания повлиял на возникновение легенды о «магическом пергаменте», которым Магараль его оживлял. Только пражскому Голему пергамент с тайным именем Всевышнего вкладывали в рот, тогда как другим –писали буквы на лбу, либо вырезали на амулете. Подобные методы лечения использовались ашкеназами вплоть до начала ХХ в. Догадки про Джосиле как о Големе подтверждаются также тем, что он был физически силен и слушался только Магараля.

Как бы ни было, но по легенде основной задачей Голема была защита еврейской общины от погромов и различных притеснений. Когда в 1580 году над общиной нависла угроза, Магараль создал его вместе с Ицхаком бен Шимоном (по другой версии – Кац-Коэном) и Якобом бен Хаимом Сассоном на берегу реки Влтавы. При этом Магараль выступал как стихия воздуха, а двое других – как огонь и вода. Четвертая стихия – материал для самого Голема.

Магараль назвал Голема Йосефом, и тот стал жить у него. В 1593 году настало время, и миссия Голема закончилась. Тогда снова собрались создатели Голема и провели обряд «очеловечевания» с точностью наоборот (даже слова из книги «Берейшит» читали наоборот). После обряда они раздели Голема, сожгли одежду и спрятали его на чердаке под старыми книгами и одеяниями. Магараль запретил кому-либо подниматься на чердак Староновой синагоги. По легенде, в XVIII в. на этот чердак однажды поднялся раввин Э. Ландау и очень испугался увиденного. Он подтвердил запрет Магараля и больше никогда не говорил об увиденном. Этот запрет действует по сей день, хотя известно, что в 1883 году, во время замены крыши синагоги, все вещи, которые находились там, вынесли и закопали на еврейском кладбище. Но что это были за вещи и был ли там Голем, история умалчивает.

По более романтическому варианту легенды, Голем постепенно становился более жестоким. Он восстал против своего создателя и по собственной инициативе начал уничтожать пражское гетто. Причиной всему была любовь Голема к дочери Магараля, из-за неразделенного чувства он стал мстить жителям общины. По этой версии, у Голема было на лбу выведено слово «эмет» («истина»), которое Магараль для «деактивации» переправил на слово «мет» («смерть»). В дальнейшем этот Голем был возрожден сыном Магараля и по сей день является защитником пражских евреев. Эта трактовка стала популярной в художественной литературе и кино.

Тема возрождения Голема также имеет несколько других вариантов. Так, Голем несмотря на запреты, был оживлен каменщиком, к которому попал в руки «магический пергамент» Магараля. Голем опять взбунтовался, убил несколько человек и в конце концов был унесен белым голубем. Другая версия дает больше подробностей: Голема оживляет Абрахам Хаим для злого умысла, но в гетто начинается чума. Абрахам понимает, что причина несчастий в его семье и общине связана с Големом. Абрахам хоронит Голема в чумной могиле на Виселичном верхе.

История Голема из Праги встречается в различных интерпретациях. Так, в гримуарах многие европейские алхимики создавали гомункулов, каббалисты – големов и др. Впоследствии многие из этих «сотворенных» людей даже вошли в мировое искусство. Тем не менее, уникальность пражского Голема заключается в том, что он стал для многих поколений еврейского народа не просто персонажем народного творчества, а воплощением защиты от несправедливостей и угнетений. Не зря многие евреи надеялись на то, что каждые 33 года Голем возрождается и обязательно приходит, чтобы поддержать и защищать людей в самые сложные и трудные моменты их истории.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine