«Золотая Адель» – еврейская Мона Лиза

Картина художника Густава Климта стала одной из самых дорогих в мире

Автор:

Элеонора Скляревская, 2020

От нее невозможно оторвать глаз. Сначала взгляд притягивает ее золотой блеск, множество деталей, а затем гипнотизирует лицо субтильной женщины. Она смотрит прямо в глаза, то ли с тревогой, то ли с улыбкой… Это «Золотая Адель» – картина известного австрийского художника Густава Климта. Женщина кажется плодом фантазии, но, на самом деле, это портрет вполне реального человека, и настоящее название картины – «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (чтобы отличать от другого ее портрета, написанного художником позднее). Картина, написанная в 1907 году, в переплетениях золотого и серебряного орнаментов, считается одним из самых значительных полотен Густава Климта и австрийского Югендстиля в целом, основным произведением так называемого «золотого периода» живописца.
Картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I», проданная за рекордные 135 млн долларов в 2006; Neue Galerie (Новая галерея), Нью-Йорк
Кто же она, «Золотая Адель»? «Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная» – так вспоминает свою любимую тетю Адель ее племянница Мария Альтман.

На одной из самых дорогих картин мира (ее цена – 135 млн долларов США!) изображена 26-летняя Адель Блох-Бауэр, принадлежащая к избранному слою еврейской буржуазии в Австрии. Ее отец, Мориц Бауэр, был крупный банкир, а муж, Фердинанд Блох, владел сахарным производством. Адель любила собирать у себя дома вечера, на которых была австрийская интеллигенция. Бывал на этих вечерах и Густав Климт (1862-1918) – модный в то время и неординарный художник, один из самых ярких представителей венского модерна.

Почему именно Адель изображена на культовом портрете Климта? Говорят, что эта прекрасная еврейка приковывала к себе взгляд и влюбляла в себя. Есть версия, что и Климт не удержался, и между ними завязался роман – и вся Вена обсуждала это событие. Но в еврейской семье ни о каком разводе и речи быть не могло! Тогда Фердинанд начал думать, как без лишнего шума вернуть Адельку (он всегда называл ее только так). И придумал нечто гениальное: он заказал у Климта портрет Адель, с условием, что художник должен сделать 100 эскизов. Гонорар был велик, а штраф за невыполнение работы превышал его в десятки раз. Зачем все это? Фердинанд знал, что Климт часто менял женщин, муз, натурщиц, и Аделька ему попросту надоест. Художник выполнил свою работу, а Фердинанд оказался прав – Адель ему надоела.

Вторая версия более обычная и менее романтичная: Фердинанд Блох просто захотел подарить своей жене ее портрет, но такой, чтобы он запомнился на века. Кроме «золотого портрета», Адель изображена еще на трех картинах Густава Климта. Но все они имеют одно и то же свойство – приковывают к себе взгляд.

В своём завещании Адель Блох-Бауэр просила своего мужа передать оба портрета вместе с еще четырьмя пейзажами кисти Густава Климта Австрийской галерее. Но судьба распорядилась иначе.

Адель Блох-Бауэр была слаба здоровьем и умерла очень рано от менингита – в 1925 году. Она не застала ужасы, которые обрушились на ее семью и ее портреты. В 1938 году Австрия стала частью нацистской Германии. Из-за антисемитской политики её мужу Фердинанду пришлось бежать в Швейцарию, бросив все нажитое на родственников в Вене. В Австрии пока оставалась племянница Адель – Мария Альтман. Именно она с мужем была дома, когда гестаповцы ворвались и начали конфисковывать ценные вещи. Альтман пришлось все отдать, чтобы спасти мужа, хотя, на самом деле, выбора то у нее и не было. Особенно жаль было отдавать бриллиантовое колье – то самое, что изображено на портрете, – а позже подаренное ей любимой тетей.

После первого «визита» гестаповцев Мария уже ждала, когда придут за «Золотой Аделью». Поэтому она совсем не удивилась, увидев людей в нацистской форме у входа в дом. Но ее шокировало другое: среди них был ее школьный друг – Алоис Кунст. Как оказалось, он собирал коллекцию полотен для Третьего Рейха.

После его визита картина таинственно исчезает – видимо, портрет еврейки не мог висеть в элитных домах нацистской Германии. Но вдруг, уже после освобождения Австрии, картина находится – в Венском музее Бельведер, где, что интересно, Алоис Кунст, тот самый искусствовед-нацист, после войны становится директором.

По окончании войны у семьи Блох-Бауэр в Австрии никого из близких не осталось. Семье Альтман пришлось бежать от нацистов в США. Фердинанд Блох умер в 1945 году в Швейцарии, перед смертью он отменяет в своём завещании дарение картин австрийским музеям из-за всех кошмарных событий, случившихся с его семьей.

Мария приняла решения не оставлять картины музею, а бороться за память своей семьи. Часть картин Климта по-прежнему оставалась в галерее Бельведера. В 1998 году в Австрии принимают «Закон о реституции предметов искусства», и в этот же момент, всплывает завещание Фердинанда Блоха. Узнав о шансе вернуть картины своей семьи, Мария Альтман тут же подает иск и начинает судебное дело против Австрийской республики. Мало кто верил, что Марии удастся победить государство, но адвокат Рендол Шенберг, который вызвался ей помочь, боролся вместе с наследницей до конца. Судебный процесс длился целых 7 лет, австрийцы развернули большую кампанию по сохранению реликвии у себя. Но и Мария Альтман не сдавалась. Она и ее адвокат идут на хитрость, и предлагают государству выплатить компенсацию в размере 300 млн долларов, возможно, зная наперед, что такой суммы не окажется. Но тут всплывает еще один роковой факт: как выяснилось, Фердинанд Блох был гражданином Чехии! Получается, Австрия становится в этом деле ни при чем, ведь завещание оказалось написанным гражданином другой страны.

После всех перипетий дело начинают рассматривать в США. И, хотя никто в это не верил, Высший Суд США удовлетворяет иск в пользу Марии Альтман. Вместе с «Золотой Аделью» были возвращены еще пять полотен. Картины из Австрии отправляются за океан к племяннице Адель.

Вначале все картины оставались в доме Марии. Но через некоторое время она продает их Рональду Лаудеру, предпринимателю и основателю картинной галереи в Нью-Йорке. Интересно, что Альтман продала ему картины за сумму в почти в два раз меньшую, чем хотела компенсацию от Австрии. Согласно слухам, Мария просто не хотела оставлять картины в стране, которая предала её семью и причинила ей столько боли.

Сейчас «Портрет Адели Блох-Бауэр I» красуется в Новой галерее в Нью-Йорке, куда съезжаются люди со всего мира, чтобы убедится в невероятной красоте этого произведения. Красота Адель действительно остается вечной! Сейчас мы можем увидеть её изображение на сувенирных монетах, марках, посуде, плакатах, сумках, блокнотах, значках, наклейках... Этим произведением вдохновляются фотографы, делая также безумной красоты фотографии. А о всей истории создания портрета и судьбе Адели Блох-Бауэр был снят фильм «Женщина в золотом».

Как видим, желание Фердинанда Блоха исполнилось: все герои событий ушли в мир иной, а «Золотая Адель» с нами, и будет жить сквозь века, как и хотел её муж.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine