История хасидизма

Возникновение, распространение, первые цадики, современное состояние

Возникновение и начало распространения хасидизма

Хотя возникновение хасидизма вызвано причинами, имманентными иудаизму, тем не менее на характер этого движения и на его историю имели влияние и внешние факторы, в первую очередь ситуация в Польше в 18 в. Упадок и разделы Польши (1648–1795) вызвали осложнения в еврейской жизни в стране, породили социальные проблемы, затруднили деятельность руководителей общин и раввинов. Одновременно происходил распад еврейского самоуправления, разложение общееврейского территориального и автономного единства, а также рост влияния на евреев Польши мессианских движений. Все эти факторы создали благоприятную атмосферу для появления новых идей, возникновения новых социальных отношений и распространения экстатической мистики.

В первой половине 18 в. во многих общинах юго-восточной Польши существовали саббатианские кружки, некоторые из них действовали открыто, а некоторые — тайно. Даже там, где влияние саббатианства было незначительным, было принято изучать каббалу и процветали каббалистические обычаи. Под влиянием этих веяний появились хасиды-каббалисты, выделявшиеся своей религиозностью: среди них были аскеты-одиночки, проводившие дни в постах, молитвах и покаянии, напряженно ожидавшие избавления, а также группы, пламенное ежедневное служение которых заключалось в молитвах, учении и исполнении заповедей. Их молитва, творимая по новой редакции молитвенника, была исполнена мистической медитации, сопровождалась особыми телодвижениями, ликованием, радостными песнями и пляской. По субботам они облачались в белые одеяния, некоторые вплетали в кисти цицит лазоревую нить. Они обычно проводили много времени за тремя традиционными субботними трапезами и нередко поддерживали свое мистическое воодушевление крепкими напитками. Некоторые из них (а также из хасидов-аскетов) были тайными приверженцами учения саббатианцев.

Первые сообщества. Деятельность Баал-Шем-Това и Маггида

История хасидизма начинается с 1730-х гг., с первого этапа общественной деятельности рабби Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това (Бешта). Рабби Исраэль проявил себя как духовный лидер и как мистик, заговаривающий болезни, заклинающий бесов и изготовляющий амулеты. Он сплотил вокруг себя группу сподвижников и в своих кратких проповедях знакомил их со своим учением о единении с Богом и с мистическими откровениями, полученными в результате «восхождения души» (алият нешама). Членами его группы (известно приблизительно о 30 из них) были проповедники, учителя хедеров, шохеты, хаззаны и раввины. Широкие круги приверженцев сложились из простых людей, на которых большое впечатление производили пламенные молитвы Бешта, его речи на рынках и площадях, деятельность чудотворца.

Поначалу Бешт жил в местечке Толстое (ныне Тернопольская область, Украина), а затем в Меджибоже. Туда же пришли его ученики. Он часто разъезжал, посещая еврейские местечки (однажды даже добрался до Литвы), и предлагал свою помощь всякому нуждающемуся.

После его смерти (1760) учеников возглавил рабби Дов Бер (Маггид), вопреки притязаниям на лидерство рабби Яакова Иосефа из Полонного, старейшего из учеников Бешта. Лишь в 1766 г. рабби Дов Бер получил главенствующую роль в движении. Однако и тогда некоторые хасиды не признавали его. Рабби Яаков Иосеф не стал главой какой-либо общины, однако его книга «Толдот Яаков Иосеф» — первая книга в истории хасидизма — оказала большое влияние на становление движения. Маггид жил в Межириче и в Ровно, а в конце своих дней поселился в Аннополе (ныне Хмельницкая область, Украина). В отличие от Бешта он был замкнутым человеком, редко встречался даже со своими учениками, большую часть которых составляли молодые ученики иешив.

На этом этапе хасидизм формировался как движение, и закладывались основы института цаддиков. Маггид обогатил хасидизм системой каббалистических представлений, положил начало внутренней организации хасидской общины, распространил движение на новые районы. В период его деятельности хасидизм укрепился в Украине, начал укореняться в Белоруссии и Литве, первые ростки движения появились в центральной Польше.

Хасидизм в 1773–1815 гг.

После смерти Маггида в 1773 г. хасидизм раскололся на множество направлений, во главе каждого из них стоял цаддик. Быстрый рост хасидизма, широкое его распространение, вступление Польши в эпоху разделов (1772–95) — все эти факторы способствовали тому, что руководство хасидизма не было сосредоточено в одних руках. Кроме того, не было личности, которая могла бы возглавить движение.

Велико было влияние хасидизма на Украине — на Волыни, на Подолье, в Киевской губернии — на общины, а также на раввинов. Враждебный хасидизму источник (1781) сообщает: «В земле украинской есть множество оскверненных людей» (имеются в виду хасиды). В 1784 г. ученик Маггида рабби Леви Ицхак перебрался из Пинска в Бердичев, где в течение 25 лет занимал должность главы бет-дина и собрал вокруг себя большую общину. Он много разъезжал по еврейским местечкам, проповедовал ревностное служение Богу и немало способствовал распространению хасидизма.
Другими цаддиками Волыни были рабби Зеев Вольф из Житомира (умер в 1800 г.) и рабби Мордехай из местечка Несухойжи Волынской губернии (ныне г. Несухоеже Волынской области, Украина).
Небольшая община образовалась вокруг рабби Менахема Нахума (1730–98) из Чернобыля (Киевская губерния), который занимался распространением хасидизма, разъезжая по разным общинам, и весьма страдал от преследований митнагдим. Его сын рабби Мордехай был первым из династии Чернобыльских цаддиков.

Рабби Аврахам (прозванный Ха-Мал’ах — `Ангел`), сын Дова Бера из Межирича, не стал хасидским лидером. Его сын, рабби Шалом Шрага из Погребищ (1766–1803), руководил небольшой общиной, сын Шалома, рабби Аврахам, был первым, кого в хасидизме называли янука (`младенец`), так как он возглавил хасидскую общину в самом юном возрасте. Брат Аврахама, рабби Исраэль из Ружина, — родоначальник династии Ружинско-Садагорских цаддиков.

На Подолье жили внуки Бешта (от его дочери Адели). Рабби Моше Хаим Эфраим из Судилкова (ныне Хмельницкая область, Украина, около 1740–1800? гг.) не возглавил общины, но собрал предания о Беште, которые опубликованы в книге «Дегел махане Эфраим» («Знамя стана Эфраима). Рабби Барух из Меджибожа, младший брат Моше Хаима Эфраима (умер в 1811 г.), 30 лет руководил небольшой общиной в Тульчине (ныне Винницкая область, Украина) и Меджибоже.
Рабби Нахман из Брацлава, сын Фейги, дочери Адели, был выдающейся личностью и оставил неизгладимый след в хасидизме. Учеников у него было мало, один из них — рабби Натан Штернгарц (1780–1845), записавший его высказывания, способствовал широкому распространению его учения.
Рабби Нахман имел множество противников внутри самого хасидизма, главным из которых был рабби Арье Лейб из Шполы (ныне Киевская область; 1725–1812 гг.), прозванный Шполер зейде (`дедушка из Шполы`). После смерти рабби Нахмана его ученики оставили место цаддика незанятым, и на протяжении многих поколений брацлавские хасиды продолжают посещать его могилу в Умани. После смерти рабби Нахмана его ученики продолжали подвергаться преследованиям, однако подлинные причины неприятия этой общины неясны до конца и сегодня.

В белорусском Полесье рабби Шломо бен Меир га-Леви из Карлина продолжал дело своего учителя рабби Аарона из Карлина; в те же годы (1775–76) начал свою деятельность в Пинске рабби Леви Ицхак. Оба они в 1784–85 гг. были изгнаны из своих местечек по настоянию митнагдим из Вильны с одобрения рабби Элиягу бен Шломо Залмана (Виленского Гаона). Рабби Шломо переселился во Владимир-Волынский, где погиб во время вторжения русских войск в Польшу (1792).

Несмотря на волну сопротивления хасидизму, которая в это время поднялась в Литве, хасиды стали преобладающей силой в общине Пинска, а их руководитель, рабби Авигдор бен Иосеф-Хаим (конец 18 — начало 19 вв.) распространил свое влияние и на близлежащие общины. Рабби Ашер, сын рабби Ахарона Великого, сделал своей резиденцией местечко Столин (ныне Брестская область, Беларусь), и влияние его распространялось на Волынь. Большая хасидская община возникла в местечке Ляховичи (ныне Брестская область, Беларусь), руководил ею рабби Мордехай, ученик хасидов Карлина. Два этих лидера собрали вокруг себя множество хасидов из Литвы и Белоруссии; в 1799 г. они были арестованы властями.

Вторым центром хасидизма в Литве была Индура (ныне Гродненская область, Беларусь). Во главе общины там стоял рабби Хаим Хайкл бен Шмуэль (умер в 1787 г.), ученик Маггида и рабби Аарона Великого. Сильный хасидский центр вел непрерывное противоборство с митнагдим и даже с самим рабби Элияху из Вильны. Рабби Хаим Хайкл выступал против вульгаризации хасидизма, начатки которой стали заметны в некоторых общинах. После его смерти (1787) общину возглавил его сын рабби Шмуэль (умер после 1798 г.). Однако после смерти Шмуэля индурский хасидизм не имел продолжения.

В Вильне и прилегающих к нему областях, несмотря на активное сопротивление митнагдим, ширилось хасидское движение; там возникло множество хасидских групп, однако у них не было своего цаддика. В Минске митнагдим одержали победу, и в 1794 г. руководители местной общины при содействии русских властей разогнали хасидский миньян. Однако в окрестностях Минска хасидизм еще более усилился.

В 1773 г. рабби Мендл из Минска сделал своей резиденцией Городок близ Витебска и распространил хасидизм в окрестностях Витебска и Могилева. Совместно с ним действовали рабби Исраэль из Полоцка, рабби Авраам из местечка Колышки и рабби Шнеур Залман из Ляд, ученики Маггида.

В 1777 г. рабби Мендл уехал в Эрец-Исраэль и оттуда продолжал руководить своей общиной. После его смерти (1788) руководителем хасидизма в Белоруссии стал рабби Шнеур Залман, первый из династии любавичских цаддиков, под влиянием которого находились также северные области западной России и некоторые другие районы. Хабад стал играть особую роль среди других течений в хасидизме. После смерти рабби Шнеура Залмана, Алтер ребе — Старого ребе (1813), его место занял его сын рабби Дов Бер, однако большая группа хасидов отделилась и образовала отдельную общину во главе с рабби Агароном бен Моше га-Леви Горвицом из Староселья (ныне Могилевская область, Беларусь; 1765–1828).

Отцом хасидизма в Галиции считается рабби Элимелех из Лежайска (1717–87; Галиция, ныне Жешувское воеводство, Польша), близкий ученик Маггида. Особое значение он придавал практической деятельности цаддика, жизненным интересам простых хасидов. Уже в его дни хасидизм стал играть решающую роль в еврейской жизни Галиции. В конце своей жизни рабби Элимелех удалился от дел.

Брат Элимелеха из Лежайска, Зуся из Аннополя (умер в 1800 г.), ученик Маггида из Межирича, — один из наиболее известных героев хасидских рассказов. Ученик Элимелеха, рабби Яаков Ицхак Горовиц (впоследствии стал известен как Я‘аков Ицхак ха-Хозе из Люблина, Провидец), который был при нем проповедником, начал собирать вокруг себя хасидов еще при жизни учителя, не испросив у того благословения. В это же время действовал рабби Иехиэль Михаэль (Михл) из Злочева (ныне Львовская область, Украина; около 1731–86 гг.) — основоположник одной из династий цаддиков, живших в Галиции и Подолии.

Другие главы хасидизма в Галиции: рабби Менахем Мендл из Рыманува (ныне Жешувское воеводство, Польша; 1815-?), рабби Моше Лейб из Сасова (ныне Львовская область; 1745–1807), рабби Ури из Стрельска (ныне Ровенская область, Украина), прозванный ха-Сараф (Серафим; умер в 1826 г.), рабби Меир бен Ахарон Лейб из Перемышлян (ныне Львовская область, Украина; 1780?–1850), рабби Аврахам Иехошуа Хешел из Опатува (ныне Келецкое воеводство, Польша; умер в 1825 г.).

В Центральной Польше хасидизм распространился в 1780–90-е гг. благодаря деятельности рабби Яакова Ицхака Горовица и рабби Исраэля (1733–1814), проповедника из Козенице (ныне Келецкое воеводство, Польша). Эти мистики и «практикующие» цаддики собрали вокруг себя большие общины. Большинство цаддиков Польши, Галиции и Венгрии той поры — ученики Провидца.
Один из них — рабби Яаков Ицхак бен Ашер Пшисуха — отказался от народных форм хасидизма и еще при жизни своего учителя создал общину, состоявшую лишь из высокодуховных людей. Однако он не отделился от своего учителя, чем положил начало пшисухо-коцкой распре, сотрясавшей еврейские общины Польши.
Много хасидов в 1780–90-х гг. жило в Праге, пригороде Варшавы, а также в самой Варшаве, которую часто посещали цаддики, однако не задерживались там надолго.

В Венгрии образовалось два центра: в Калло, где в 1780-х гг. судьей (ав бет-дин) был рабби Ицхак Айзик Тауб (1751–1821), который отличался открытостью и музыкальным талантом; в Шаторальяуйхей (на отрогах Карпат) судьей был рабби Моше Тейтельбаум (см. Тейтельбаум, семья), ученик Провидца; его увлечение изготовлением амулетов вызывало протест в общине. Хасидизм не получил распространения в этих местах. Хасидизм в Молдавии внедрял рабби Аврахам Иехошуа Хешел из Опатува, который в 1811–13 гг. обосновался в Яссах.

О хасидизме в Эрец-Исраэль есть предание, что Бешт направился в Святую землю, но вернулся с середины пути. Некоторые из ближайших его сподвижников прибыли туда: рабби Аврахам Гершон из Кут (1747) жил в Хевроне, переселился в Иерусалим и сблизился с каббалистами иешивы «Бет-Эль»; рабби Нахман из Городенки (ныне Ивано-Франковская область, Украина), рабби Менахем Мендл из Перемышлян и другие прибыли в 1764 г. и поселились в Тверии, но их влияние было невелико. В 1777 г. в Эрец-Исраэль прибыла группа хасидов из Белоруссии, с ними было много нехасидов — в общем около 300 человек — во главе с Мендлом из Витебска и рабби Аврахамом бен Александром Кацем из местечка Колышки; рабби Шнеур Залман собирался присоединиться к ним, но передумал. Большинство из них поселилось в Цфате, некоторые потом перебрались в Тверию и Пки‘ин.

Хасиды, жившие в Галилее, образовали единую общину во главе с рабби Мендлом, который одновременно продолжал руководить и хасидами в Белоруссии. Хасиды, приезжавшие в Эрец-Исраэль, страдали от нападок митнагдим, на стороне которых выступали и сефарды. В 1779–81 гг. в Тверии жил рабби Шломо бен Моше Хелм (1715–81), который тоже выступил против хасидов. В диаспоре возникла разветвленная сеть для сбора пожертвований в поддержку хасидов Эрец-Исраэль; во главе этого движения, действовавшего прежде всего в России, в течение 22 лет (1780–1802) стоял рабби Шнеур Залман. В 1801 г., после публикации книги «Тания», возник спор между рабби Авраамом из местечка Колышки и рабби Шнеуром Залманом, касающийся существенных вопросов хасидизма; рабби Авраам прервал отношения с рабби Шнеуром Залманом, и организованная сеть сбора пожертвований распалась.
В 1790-х гг. в Тверии поселились рабби Зеев Вольф из Черного Острова (ныне Хмельницкая область, Украина) и рабби Я‘ков Шимшон из Шепетовки (ныне Хмельницкая область, Украина), ученики Маггида; в 1798 г. Эрец-Исраэль посетил рабби Нахман из Брацлава.
Хасидизм в 19 в.

Во время наполеоновских войн евреи Польши и России находились в обоих враждующих станах. Большинство хасидских преданий, достоверность которых невозможно проверить, свидетельствуют о мессианских настроениях того времени. Цаддики поколения, как сообщают эти предания, изо всех сил старались магическими средствами повлиять на ход военных действий, поскольку считали, что происходящие события — это война Гога и Магога. Достоверно известно, что рабби Леви Ицхак из Бердичева возглавлял список евреев, пожертвовавших деньги на победу России над Наполеоном (1807), рабби Шнеур Залман даже велел своим хасидам собирать разведывательные данные для русских войск. Он опасался, что победа Наполеона, за которой последует улучшение экономического и социального положения евреев, станет причиной разрушения еврейского традиционного уклада.

В 1810–15 гг. умерли почти все хасидские лидеры из поколения учеников Маггида, и вместе с их уходом завершился этап возникновения, становления и начала распространения хасидизма.

В 19 в. хасидизм распространился на все районы проживания евреев в России, Царстве Польском и Галиции, а также на Венгрию и нынешнюю Румынию, однако не вышел за границы Восточной Европы. В Литве распространение хасидизма было приостановлено усилиями учеников Виленского Гаона, в Словакии — Хатам Софера и его учеников, а также в результате проникновения туда идей западноевропейского Просвещения. Распространение хасидизма сопровождалось процессом раскола движения на различные направления, что способствовало популяризации хасидизма, однако увеличивало распри, которые очень часто были проявлением борьбы за влияние и господствующее положение в еврейском сообществе.

Основные хасидские династии Подолии вели свое происхождение от рабби Аврахама из Опатува, местом пребывания которого был Меджибож, и от рабби Моше Цви из Саврани (Бендеры, ныне Молдова; умер в 1838 г.). В Киевской губернии и на Волыни возникла династия Тверских, центр влияния которой находился в Чернобыле. Неподалеку от этих мест жил рабби Исраэль из Ружина (см. Ружинский цаддик), который считался чудотворцем и содержал вокруг себя что-то вроде княжеского двора. Он переселился в Австрию, от него ведут начало Ружинско-Садагорская династия и ее ответвления в Галиции и Буковине — цаддики Черткова, Гусятина и прочие. Спустя некоторое время возник раздор между этим цаддиком и рабби Хаимом Гальберштамом из города Новы-Сонч (ныне Краковское воеводство, Польша), в который были вовлечены сотни раввинов и цаддиков; распри достигли даже Эрец-Исраэль. Этот раздор помимо личных причин имел и идеологическую подоплеку: Хаим Гальберштам протестовал против образа жизни Ружинско-Садагорского дома цаддиков.

В Литве и Белоруссии упрочилось направление Хабад, руководствующееся своей особой версией кодекса Шулхан арух, составленной рабби Шнеуром Залманом и несколько отличающейся от общепринятой. Существовали дома цаддиков Карлин-Столина, Ляховичей (ныне Минская область, Беларусь), Койданова (близ Минска), Кобрина, Слонима, Любешова (ныне Волынская область, Украина), Березино (Минская область) и Городка (Витебская область).

В Польше сложился хасидизм Козенице; после смерти проповедника из Козенице во главе движения было несколько династий. Место Провидца из Люблина занял рабби Меир из Опатува. Я‘аков Ицхак бен Ашер, Святой еврей (Ха-Иехуди ха-Кадош) из Пшисухи (1766–1814) дал начало многим семействам цаддиков, но духовным его преемником явился рабби Симха Бунем из Пшисухи, один из немногих цаддиков, отличавшихся широким общим образованием (он был дипломированным фармацевтом). Он собрал вокруг себя группу способных молодых людей, знатоков Торы, которые оставили на длительный срок свои семьи, занимались изучением Талмуда и хасидского учения и скептически относились к народному хасидизму.

После его кончины (1827) большая часть хасидов Пшисухи перешла к рабби Менахему Мендлу из Коцка (Моргенштерну), сильному лидеру, который придал хасидизму Пшисухи аскетичный и элитарный характер, не искал популярности и был идеологом стремления к совершенству, достичь которого способны лишь считаные единицы. Рабби Мордехай Иосеф бен Я‘аков Лейнер (умер в 1854 г.) из Избицы, один из его первых учеников, отделился от него и основал династию Лейнеров из Радзыня, однако большинство хасидов примкнуло к рабби Ицхаку Меиру Ротенбергу Алтеру (1789–1866), который был шурином рабби Менахема Мендла и его выдающимся учеником. Рабби Ицхак Меир воспринял некоторые принципы хасидизма из Коцка, в особенности систему обучения, однако фактически он ликвидировал коцкое направление хасидизма.

Под влиянием Ицхака Меира и его потомков — цаддиков Гурской династии — польский хасидизм превратился в мощное и широкое движение. Зять рабби Менахема Мендла из Коцка, Аврахам бен Зеев Нахум Борнштейн (1839–1910), основал династию Сохачева (ныне Варшавское воеводство, Польша).

Вторым по значению после гурского был хасидизм Александрува (ныне Лодзинское воеводство, Польша), являвшийся ответвлением хасидизма Варки, основанного рабби Ицхаком Калишем (1779–1848).
Другие династии находились в Радошице (ныне Келецкое воеводство, Польша), Радомско, Казимиже (ныне Лодзинское воеводство, Польша) и Моджице — местечке, известном своими напевами. Выдающимися представителями польского хасидизма этого поколения были рабби Иссахар Бер из Радошице (1765–1843) — знаменитый чудотворец (Сава Каддиша — Святой старец), рабби Цадок Ха-Кохен из Люблина — один из самых известных мыслителей в хасидизме, рабби Иехиэль Меир Лифшиц (1816–88) из Гостынина (ныне Варшавское воеводство, Польша) — Ба‘ал ха-тхиллим (Псалмопевец), рабби Меир Иехиэль Холшток ха-Леви (1881–1928) из Островца (ныне Келецкое воеводство, Польша), отдававший все силы изучению Торы и аскетическим подвигам, и др.

В Галиции процветало много династий и хасидских дворов, состоявших из представителей небольшого числа семейств. Расширение их влияния было связано с благоприятными для евреев политическими условиями Австро-Венгрии. Помимо династии Ружинского дома, существовало семейство Эйхенштейнов из местечка Сафрин близ г. Самбор (ныне Львовская область, Украина), четыре представителя этого семейства возглавляли общины: рабби Цви Хирш из Жидачева (ныне Львовская область, Украина, 1785–1831) — каббалист, один из главных противников Хаскалы, рабби Моше из Самбора (умер в 1840 г.), рабби Александр (Сендер) из Комарно (умер в 1818 г.), рабби Иссахар Лейб из Жидачова (умер в 1832 г.).

Среди их потомков выделялся рабби Ицхак Айзик Иехиэль из Комарно (ныне Львовская область, Украина; 1804–72). Рабби Нафтали Цви из Ропчице (ныне Жешувское воеводство, Польша; 1760–1827) также был родоначальником множества династий.

Одной из самых значительных хасидских династий Галиции была династия хасидов Белз, ведущая свое происхождение от рабби Шалома Рокеаха (1779–1855) и давшая множество ветвей. Хасидская ученость была представлена рабби Хаимом Гальберштамом; его потомками, в частности, были цаддики Сенявы и Бобовы (ныне Жешувское воеводство, Польша).

Много династий было в Венгрии — в районе Закарпатской Украины и Трансильвании, большинство из них были ветвями династий Галиции. Дом Косов-Вижница был основан рабби Менахемом Мендлом бен Хаимом Хагером (1830–84).
Важнейшими хасидскими центрами были Мармарош-Сигет (ныне Сигетул-Мармаций, уезд Марамуреш, Румыния) и Сатмар (Сату-Маре; цаддики из рода Тейтельбаумов; см. выше), а также Мункач (Мукачево, ныне Закарпатская область, Украина), в котором жил рабби Ицхак Шломо Шапира (1832–93), один из потомков рабби Цви Элимелеха Шапира из Дынува (ныне Жешувское воеводство, Польша).

Попытка рабби Мендла из Витебска основать хасидский центр в Эрец-Исраэль потерпела неудачу, и после его смерти такие попытки больше не предпринимались, однако понемногу в Эрец-Исраэль становилось все больше хасидов, подчинявшихся цаддикам диаспоры. Средства для хасидов Эрец-Исраэль собирали пользовавшиеся авторитетом цаддики, которые возглавляли землячества. В 1851 г. в Эрец-Исраэль прибыл рабби Моше Бидерман из Лелюва (ныне Келецкое воеводство, Польша); он, а впоследствии его сын возглавляли общину хасидов; его внук стал Карлинским цаддиком.

В результате распри между рабби Шнеуром Залманом и рабби Авраамом из местечка Колышки несколько хабадских семейств покинули Цфат и основали в Хевроне ашкеназское поселение, просуществовавшее до погромов 1929 г. Землетрясение в Цфате (1837) и разрушение города вынудили часть его жителей, в основном хасидов, переселиться в Иерусалим, и с 1845 г. в городе существовало два хасидских миньяна. Из их активных деятелей известен рабби Исраэль Бак (1797–1874), принадлежавший к ружинским хасидам, хозяин первой в Эрец-Исраэль еврейской типографии в Иерусалиме.
В 1863 г. стала выходить газета «Хаваццелет», орган иерусалимских хасидов. В 1879 г. было завершено строительство большой хасидской синагоги Тиферет Исраэль. В эти годы еврейское население Иерусалима уже на треть состояло из хасидов.
В 1880-е гг. был основан первый хасидский миньян в квартале Меа Шеарим, что сопровождалось тяжелыми раздорами. Первый хасидский квартал за пределами городских стен известен под именем Батей Нисан Бак (`Дома Нисана Бака`). Со временем в Эрец-Исраэль прибыло много хасидов различных направлений, среди них были дети и внуки цаддиков, не сумевшие возглавить хасидскую общину в диаспоре; некоторые из них стали цаддиками в Эрец-Исраэль.

Развитие хасидизма до Первой мировой войны

Во второй половине 19 в. творческий потенциал хасидизма уменьшился, однако движение имело огромное влияние и в местах своего распространения в Российской империи и Австро-Венгрии (а позже и в независимой Польше) было одним из важнейших факторов жизни еврейского общества. Хасиды представительствовали в органах общинного управления, среди них были богатые и уважаемые члены общин, связанные с кругами, близкими властям, пользующиеся большим влиянием. Благодаря этому хасидизм перестал ограничиваться внутренними проблемами и обратился к широкой общественной деятельности. Кроме того, это было связано со стремлением хасидизма противостоять попыткам властей внедрить в еврейскую среду «просвещение».

Новый этап в развитии хасидизма вызвал важные изменения в характере движения (особенно в период между двумя мировыми войнами). Хасидские деятели, достигшие влияния и занявшие руководящие должности в общине, приобрели особый статус. Они признавали, разумеется, главенство цаддика над собой и свою подчиненную роль, однако иногда использовали авторитет цаддика в своих целях; бывало и так, что сам цаддик занимал общинную должность.

Со временем движение все более теряло свой возвышенно-духовный характер и связь с каббалистическими источниками и превращалось в социальную организацию, в основании которой лежала вера в цаддика и которая сохранила атрибуты более раннего периода хасидизма.
Этот процесс проходил не безболезненно и сопровождался острыми спорами. Даже на поздних этапах хасидизма появлялись цаддики, которые пытались возвратить движение к истокам. Тем не менее, тенденция к социализации движения преобладала, хасидизм терял свой спонтанный характер, и образ жизни в нем делался все более рутинным. Избрание лидера стало формальностью и осуществлялось преимущественно хасидской элитой, габбаями и членами семьи цаддика. Преемником умершего цаддика становился его старший сын или один из ближайших родственников; иногда братья, оставшиеся в стороне, не хотели находиться под властью избранника и провозглашали себя суверенными цаддиками.

Принадлежность к тому или иному направлению в хасидизме тоже стала переходить от отца к сыну, появились целые семьи, которые были приверженцами какой-либо династии. В связи с возрастанием расходов на содержание двора цаддика были введены специальные взносы (ма‘амадот или колелот) — нечто вроде налога, который взимался посланниками этого двора.

В последние десятилетия 19 в. распространение хасидизма замедлилось; Хаскала и растущая тяга евреев к секуляризации жизни вынудили хасидизм перейти от наступления к обороне. Хасидизм решительно отвергал любые изменения традиционного образа жизни, цаддики всех направлений противодействовали проявлениям Хаскалы; в свою очередь маскилим видели в хасидизме своего главного врага.

Почти все цаддики, за редким исключением, были противниками движения Ховевей Цион. Рабби Шломо (Шнеур) Залман (1830–1900) из местечка Копысь (ныне Могилевская область, Беларусь), цаддик из династии Шнеерсонов, склонялся к признанию этого движения и даже передал М. Усышкину слова одобрения деятельности Ховевей Цион (1887); рабби Хаим Исраэль из Пилявы (ныне Варшавское воеводство, Польша), внук рабби Менахема Мендла из Коцка, был инициатором плана переезда в Эрец-Исраэль большого числа хасидов. Единственным хасидским лидером, принимавшим активное участие в деятельности Ховевей Цион, был рабби Элиягу Гутмахер, которого трудно без оговорок причислить к цаддикам бештианского толка несмотря на то, что он слыл чудотворцем и вел хасидский образ жизни.

Цаддики отвергали и политический сионизм, хотя не столь решительно. Попытка Т. Герцля привлечь на сторону сионизма рабби Давида Моше Фридмана (1828–1900) из Чорткова (ныне Тернопольская область, Украина), сына Ружинского цаддика, не увенчалась успехом.

Хасидизм не смог воспрепятствовать развитию в еврейской среде светских течений — рабочего движения, движений сторонников ассимиляции и национального возрождения. Тем не менее хасидизм не стал малочисленнее, хотя его влияние ослабело, появилось много отступников, особенно среди молодежи. Именно в этот период в хасидизме возросла роль изучения Торы и Талмуда, обновился характер преподавания; то же самое произошло и в среде соперников хасидизма — митнагдим Литвы. Хасидскую иешиву основал рабби Аврахам бен Зеев Нахум Борнштейн (1839–1910) из Сохачева (ныне Варшавское воеводство, Польша) в 1860-х гг., в конце века была основана сеть иешив Хабада «Томхей тмимим». Возросло число выдающихся талмудистов среди цаддиков, а хасидские бейт-мидраши в Галиции, Польше и Венгрии наполнились учащимися.

Хасидизм в 1914–48 гг.

Первая мировая война и последовавшие за ней годы изменили карту распространения хасидизма. Разруха и погромы заставили многих цаддиков переселиться из местечек и деревень в крупные города; например, большинство Ружинских цаддиков перебралось в Вену и потеряло непосредственную и постоянную связь со своими хасидами в Галиции и Буковине. В результате распада Австро-Венгрии множество хасидов было оторвано от своих лидеров. Венгерские хасиды большей частью оказались в Румынии и Чехословакии, а многие польские цаддики во время войны нашли убежище в Варшаве и оставались там после войны.
В тяжелых условиях антирелигиозного террора оказалось после революции российское еврейство. Борьбу за сохранение хасидизма и традиционного еврейского образа жизни в основном продолжал лишь Хабад.

В тех странах, где существовала свобода совести, хасиды вели прежнее существование, тщательно оберегая традиции: манеру одеваться, язык идиш и религиозное воспитание. Вместе с тем хасидизм выдвинул многих деятелей, подвизавшихся в различных сферах общественной жизни, и доказал способность использовать в своих интересах определенные политические ситуации. В Польше хасидизм Гура присоединился к движению Агуддат Исраэль. В области религиозной политики хасидизм, как правило, склонялся к сотрудничеству с властями и правящими партиями. В этот период в хасидизме много внимания было уделено еврейскому религиозному образованию, организации религиозных учебных заведений, было положено начало женскому религиозному образованию в рамках организации «Бейт Яаков».

Во время Катастрофы европейского еврейства были уничтожены все центры хасидизма. в Восточной Европе, погибло большинство хасидов и их лидеров. Цаддики, которым удалось спастись, нашли убежище в других странах, прежде всего в США и Эрец-Исраэль. Там многие из них возродили свои дворы, иешивы и восстановили связь с хасидами, рассеянными по всему миру.

Хасидизм в Эрец-Исраэль

Несмотря на противодействие хасидизма сионистскому движению, в том числе и течению религиозного сионизма, в период между двумя мировыми войнами множество хасидов было захвачено большими волнами алии в Эрец-Исраэль. Приехавшие в страну хасиды основали Бней-Брак, Кфар-Хасидим, Кфар-Ата, Кфар-Хабад и пр., многие поселились в городах и организовали свои миньяны. Как правило, они оставались приверженцами цаддиков, живших за пределами Эрец-Исраэль, сохраняли с ними связь и назывались хасидами того направления хасидизма, к которому принадлежали их цаддики.

После Второй мировой войны многие стали сплачиваться вокруг хасидских лидеров, прибывших в Израиль. Некоторые хасиды сохранили активную враждебность к любым новым течениям в еврейской жизни, в особенности к Государству Израиль.


Источник:
Электронная еврейская энциклопедия World ORT

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine