Диббук и еврейский экзорцизм
На протяжении веков евреи разработали сложные техники для вызова и изгнания злых духов
Экзорцизм – это ритуал, выполняемый для того, чтобы изгнать злого духа, будь то демон или призрак, из одержимого человека, места или предмета. Христианский ученый Ориген приписывает евреям особый талант в изгнании бесов («Против Цельса», книга 4).
Первый намек на экзорцизм появляется в Танахе, в рассказах о Давиде (l Шмуэль); царь Давид мог произвести временное изгнание злого духа с помощью музыки. А первое явное описание неофициального экзорцизма встречается в апокрифической книге Товита.
Иосиф Флавий рассказывает о случаях одержимости и экзорцизма в своих «Иудейсктих древностях» (2, 5, 8, 45-48). В его описании экзорцизм включал сжигание трав и погружение одержимого человека в воду. Новый Завет также сообщает, что Иисус совершил многочисленные изгнания демонических духов в Палестине первого века (Матфея 12; Марка 5, 6, 13; Луки 8).
Свитки Мертвого моря включают в себя несколько заклинаний и формул экзорцизма, в основном направленных против болезнетворных демонов. В сборнике псалмов Мертвого моря есть «четыре песни для очаровывания демонов музыкой». Считалось, что люди, попавшие под влияние лжепророков и медиумов, также нуждались в изгнании злых духов (сами лжепророки и медиумы подвергались смертной казни, что является верным лекарством для большинства случаев одержимости; см. Захария 13).
Мидраш упоминает эту процедуру, хотя иногда и в шутливой манере (Песикта де-Рав Каханна 1:4, Бамидбар 19.8). Расширенная история в Левит Рабба 24: 3 рассказывает об изгнании нечистой силы из колодца железными орудиями и выкрикиванием заклинаний. Шимон Бар Йохай изгоняет демона, который помогает ему получить согласие Цезаря в отмене репрессивного декрета против евреев. В средневековом Мидраше Ханине Бен Досе приписывают изгнание злого духа, преследующего старую женщину. Интересно, что в последних двух рассказах мудрецы изгоняют демонов, хотя каждый из злых духов вел себя прилично. К концу эпохи Средневековья стали появляться целые тексты, посвященные демонам.
Изгоните этот дух!
Ключом к любому еврейскому изгнанию бесов является то, что церемонию проводит истинно благочестивый человек - святой, Баал Шем, ребе или раввин. Это контрастирует с месопотамскими и греко-римскими практиками, в которых обычно участвовал врач.
Процесс обычно начинается с ритуального очищения экзорциста, либо в соответствии с традиционной еврейской практикой, либо с помощью специальных средств, таких как помазание водой и маслом. Некоторые экзорцисты могут перед процедурой изгнания злого духа дополнительно вызвать присутствие духа маггида или благотворного духа, чтобы тот помог им.
Многие процессы экзорцизма были публичными мероприятиями, либо выполняемыми в синагоге, либо, как минимум, в присутствии миньяна, минимум десяти человек, которые обычно составляют ритуальный кворум (Диврей Иосиф). В диагностических целях у жертвы искали различные соматические симптомы (припухлости, паралич, отметины и телесные ощущения). Большинство техник включают в себя переговоры с демоном и/или диббуком, использование личной истории, так сказать, для того, чтобы понять, что мотивирует дух, что в свою очередь лучше влияет на его изгнание (Шальшелет Ира-Каббала).
Диббук (идиш דיבוק дибук - прилепившийся) — в ашкеназском фольклоре душа умершего грешника, вселившаяся в чужое тело. Она не может расстаться с бренным земным существованием и как бы зависает меж двух миров – живых и мертвых. В русскоязычной среде этот термин стал известен после того, как известный этнограф и писатель Семен Ан-ский написал драму с одноименным названием. "Диббук" Ан-ского десятки раз ставился во многих театрах. Драма была адаптирована в несколько кинофильмов и опер; они не потеряли популярность и в наши дни.
Сила речи
Многие духи, очевидно, весьма общительны и словоохотливы. Иногда сотрудничество с демоном принуждалось «окуриванием», подвергая его воздействию дыма и серы (Игрот ха-Рамаз). Цель беседы заключается в том, чтобы в конечном итоге узнать имя злого духа.
Затем экзорцист использует силу этого имени, чтобы «одолеть» духа, совершая раз за разом ритуальные действия, связанные с угрозами и упреками, делая их все более интенсивными и агрессивными. Несколько зарегистрированных церемоний доходили до фактического «избиения» демона, но большинство включало простое словесное принуждение.
Еврейский экзорцизм обычно является «литургическим», используя защитные отрывки из псалмов и других священных текстов. Антидемонические псалмы были найдены среди свитков Мертвого моря, хотя были ли они использованы в реальных ситуациях, узнать невозможно.
Та же идея вновь появляется в Средние века, где Псалмы 10, 91 и 127 особенно восхвалялись за их силу против злых духов. Сефер ха-Гилгулим (Хаим Витал, 16-17 вв.) советует пациентам читать Псалмы 20, 90, а также «Ана Бекоах» - акростиховую молитву, составленную из имени Б-га. Ритуалы, сопровождающие чтение, могут включать звучание шофара или использование других еврейских предметов, таких как свечи, свитки Торы, квиттлы (письменные просьбы о духовном руководстве, исцелении или чудесном вмешательстве, отправленные хасидскому цадику), тфиллин или лампы (Шаар Руах ха-Кодеш 89; Маасех шел Руах бе-Кехила). Более поздние сообщения об экзорцизме говорят об использовании амулетов (Минхат Иегуда 47a).
Согласно Лурианской Каббале, экзорцизм диббука включает в себя Тикун, или «ремонт» призрачной души. Цадик/экзорцист достигает этого, обещая диббуку спасение, затем извлекает всю его доброту, восстанавливая эти ресурсы в корне души или сокровищнице душ, пока отчужденное злое сознание не увянет и не исчезнет. Таким образом, каббалист действует от имени как жертвы, так и диббука.
Уход призрака
Главным признаком успешного изгнания нечистой силы был окровавленный ноготь на пальце - точка, через которую диббук входит и выходит из тела. Иногда появляются сообщения о том, что духи буйно покидают тело через горло, влагалище или прямую кишку. Внезапное и резкое изменение поведения жертвы также является верным признаком выздоровления (Игрот ха-Рамаз 24Б).
Интересно, что еврейские экзорцисты, как иногда сообщают, могут и потерпеть неудачу. А вот в католической традиции сообщения о несчастных случаях практически не встречаются. Евреи, как всегда, очень самокритичны.
По еврейской традиции считается, что праведные люди обладают силой собирать потерянные души, которые оказались в ловушке этого мира, и освобождать их, чтобы они могли продолжить свое путешествие в загробную жизнь. Такие фигуры, как Баал Шем Тов, раввин Нахман из Брацлава и раввин Хаим Бен Аттар были известны тем, что занимались такой практикой.
Сообщения об экзорцизме продолжают поступать из традиционных общин как в Соединенных Штатах, так и в Израиле, хотя за последнее столетие их число заметно сократилось.
Автор:
Р. Джеффри Денис
Источник: My Jewish Learning
Перевод Анастасии Яценюк