Иосиф Каракис: маэстро украинского конструктивизма
Власти обвинили еврейского архитектора в украинском буржуазном национализме
Автор:
Евгений Шнайдер, 2017
Фото:
- Евгений Шнайдер
- Википедия. Ресторан «Динамо»
- Википедия. Гостиница "Украина"
- Фото з архіву О. Мороза. Школа №38 у Карнаухівці
- Вечірній Київ. Архітектор з почерком
20-е годы прошлого века принесли глобальные изменения в мировую архитектуру. Это время стало концом «классических» стилей, сменявших друг друга на протяжении около 18 столетий. Последний «большой» стиль – модерн, или ар-нуво – продержался всего 20 лет, в отличие от, скажем, нескольких веков готики. Мир требовал перемен, и они пришли с архитектурой модернизма.
Новый стиль категорически отрицал все принципы своих классических предшественников. Никакой декоративной насыщенности, колонн, скульптур и прочих завитушек – только строгая рациональность, соответствие формы функциональному предназначению. Архитектура перестала быть «музыкой, застывшей в камне», и сосредоточилась на одной-единственной функции – обеспечении потребностей человека.
Началом формирования новой эпохи в архитектуре можно считать основание школы Баухауз в Германии в 1919 году. Идеи Баухауза заключались в том, что все промышленные товары должны быть удобными, недорогими и удовлетворять массовые потребности населения. Эти идеи также были перенесены и в область архитектуры.
Вскоре новое направление становится доминирующим в зодчестве других стран Европы, и приобретает известность как европейский функционализм. В СССР модернизм разделился на 2 направления. Появившийся раньше рационализм не получил широкого распространения, и основным архитектурным стилем в Советском Союзе вплоть до середины 30-х годов стал конструктивизм.
Большинство первых конструктивистов отсутствие украшений понимали буквально. Проектируя здания, они даже не задавались вопросом, как оно воспринимается со стороны, ведь это казалось неважным с точки зрения нового стиля. Но не зря один из главных идеологов модернизма Людвиг Мис ван дер Роэ говорил об архитектурных деталях: меньше – значит больше.
Простыми и лаконичными формами придать объекту яркую внешнюю выразительность умели немногие. И пионером такого подхода в СССР стал киевский архитектор Иосиф Юльевич Каракис. Он оказал такое влияние на советскую архитектуру, что многие специалисты выделили стиль Каракиса в отдельную подкатегорию под названием «украинский конструктивизм».
Иосиф Каракис родился 29 мая 1902 года в еврейском местечке Балта (сегодня – г. Балта Одесской обл.) Его отец был совладельцем сахарного завода в другом местечке – Турбове, расположенного под Винницей. Иосиф учился в Винницком реальном училище, откуда в 1919 году ушел на 2 года добровольцем в Красную Армию.
Семья Каракиса в Балте, 1911 год. Иосиф – в первом ряду, в центре
Свою творческую натуру Каракис планировал реализовать в художественной сфере. Еще до армии он работал художником-декоратором в Винницком театре, после года на фронте служил художником агитпоезда при штабе армии, затем устроился на работу в Винницкий губернский комитет политического просвещения, также художником.
В 1922 году Иосиф предпринял попытку переквалифицироваться, и поступил в Институт народного хозяйства на юридический факультет. Но уже через год ностальгия по любимому делу заставила его бросить юриспруденцию и поступить в Киевский художественный институт на факультет живописи.
Одним из преподавателей Каракиса был известный еврейский архитектор Яков Штейнберг, который и переубедил своего студента перевестись на архитектурный факультет.
В 1929 Каракис закончил обучение и принимал участие в разработке нескольких проектов под руководством более опытных коллег. В 1931 году его вновь призвали в армию, на должность инженера-архитектора в Украинский Военный Округ, при этом параллельно Каракис работает в Киевском инженерно-строительном институте.
В этом же году он создал свое первое грандиозное сооружение, вошедшее в каноны архитектуры – Дом Красной Армии и Флота в Киеве. Здание за много лет не изменило своего назначения, и сейчас является Центральным Домом Офицеров ВСУ. А тогда, в 1934, Каракис получил премию от командующего округом Ионы Якира. Сегодня такая запись в трудовой книжке вызвала бы улыбку: «Премирован кожаным пальто за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота».
|
|
|
Дом Офицеров. Киев, ул. Грушевского, 30/1 |
|
|
|
|
|
Киев. Комплекс зданий на улице Мазепы, 3-5 |
| Национальный музей истории Украины. Киев, ул. Владимирская, 2 |
В 1934 году в Киеве появляется довольно необычный для своего времени объект – ресторан «Динамо». Построенное по проекту Каракиса здание впоследствии было признано памятником архитектуры, но для самого архитектора оно едва не стало последним.
Строители вопреки предупреждению Иосифа Юльевича внесли изменения в конструкцию перекрытия, и во время банкета, на котором присутствовали офицеры с большими звездами на погонах, с потолка начала сыпаться штукатурка. Каракиса арестовали в ту же ночь. Спасли его написанная во время строительства докладная записка с протестом против вносимого изменения, да личное вмешательство командарма Якира…
В 1934 году Киев становится столицей УССР. Смена статуса стала причиной развернутого в городе широкомасштабного строительства, которое кипело вплоть до начала войны. Каракис оказался в нужное время на нужном месте. Он стал наиболее известным и продуктивным архитектором Киева, множество его объектов стали настоящими произведениями искусства и получили статус архитектурных памятников.
Одновременно с работой Иосиф Юльевич занимался преподавательской деятельностью в КИСИ, где пользовался огромной популярностью у коллег и студентов.
Перед войной архитектор разрабатывает очень интересный проект жилых домов – галерейного типа, в которых проход в квартиры осуществляется через открытую галерею. В 1950-х годах два таких дома были сооружены в Днепропетровске.
|
|
|
Дом Украинского военного округа. Киев, ул. Институтская, 15-17 |
Барельеф на центральном корпусе |
Угловой барельеф |
|
|
Ресторан «Динамо». Киев, ул. Грушевского, 3 |
Дом галерейного типа. Днепр, ул. Титова (Независимости) |
В 1937 году по проекту Иосифа Каракиса был построен жилой дом командного состава Киевского военного округа. Здание архитектор украсил барочными элементами и элегантной башенкой, гармонирующей с колокольней Софиевского собора. Сегодня ее уже не увидишь.
По преданию, башенка пострадала из-за визита в Киев делегации из Польши. Польский коммунистический лидер Вацлав Гомулка возле собора Святой Софии спросил у Хрущева - "почему в Киеве осталось столько церквей?" На следующей неделе башню разобрали. О том, какое она имеет отношение к церквям, распространители мифа умалчивают. Логичнее было разобрать Софию...
|
|
|
Дом командного состава Киевского военного округа. Киев, пер. Георгиевский, 2 |
| Тут еще можно увидеть башенку со звездой на фоне Софийской колокольни |
Во время войны Каракис работал в Узбекистане. С 1942 по 1944 годы он руководит строительством Фархадской ГЭС – крупнейшей в Узбекистане и одной из самых значительных в Советском Союзе. Здесь же Каракис разрабатывал проекты жилых городков для депортированных из Крыма татар.
В 1944 архитектор вернулся в Киев. Работал в институте Гипроград, в 1948 года был назначен руководителем сектора Института художественной промышленности Академии архитектуры УССР, одновременно продолжал преподавать в КИСИ.
Еще до войны изменения государственной политики в области архитектуры вынудили Каракиса отказаться от своего нестандартного конструктивизма в пользу вычурной сталинской неоклассики, но и в новых проектах он реализовывал свой огромный творческий потенциал, создавая новые шедевры.
Несмотря на поднявшуюся волну гонений на «безродных космополитов», до поры до времени Каракиса не трогали. Но в 1951 году пришел и его черед. Формальным поводом послужило роскошное здание гостиницы «Украина», которое по проекту Каракиса было возведено в Луганске.
В этом проекте архитектор умело применил сочетание ампира, конструктивизма и украинского модерна, который никогда не был в чести у властей, как имперских, так и советских. Именно модерновый орнамент послужил причиной обвинения Иосифа Юльевича в украинском буржуазном национализме, а вскоре подоспело стандартное и привычное – в космополитизме.
Здесь трудно сказать, что было прекраснее – обвинение еврея в украинском национализме или обвинение националиста в космополитизме. Но логика никогда не была сильной стороной партийных работников, которым показали жертву и дали команду «фас!». Самому Каракису было, естественно, не до смеха – дело явственно пахло Колымой.
|
|
|
Архитектор Иосиф Каракис |
Почтовая марка с изображением Фархадской ГЭС |
Гостиница «Украина», Луганск |
Однако, обошлось. Но с Института художественной промышленности Каракиса уволили, а на другую работу опального архитектора никто брать не рисковал. Семья Каракиса осталась без средств к существованию, и в этой тяжелой ситуации помог председатель правления Союза Архитекторов УССР В. Головко. Он предложил Каракису на дому разрабатывать проекты станций метро, которые потом выдавал за свои. Какие-то деньги за это архитектор получал. И все бы ничего, но позже выяснилось, что именно Головко принадлежала идея назначить Каракиса «космополитом» во время чистки в институте…
В 1952 году руководство Гипрограда все же решается пригласить Каракиса на работу. Гонения несколько ослабли, чему способствовал новый командующий Киевским военным округом генерал Андрей Гречко. Но все же о прошлых масштабах пришлось забыть. Архитектор сосредоточился на проектировании не менее важных, но не таких видных объектов – школ и детских садов.
Через два месяца после смерти Сталина о талантливом архитекторе, естественно, быстро вспомнили. Поступило несколько предложений, но Каракис не захотел уезжать из Киева и решил остаться в Гипрограде.
С 1963 года Каракис становится руководителем отдела проектирования школьных зданий в новосозданном Киевском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования.
Кроме основного направления, архитектор разрабатывал и другие проекты, связанные со ставшим для него родным городом – застройки жилых массивов Русановки и Оболони, перспективные застройки других районов. Многие из них так и остались нереализованными, в том числе и проект мемориала в Бабьем Яру, который Каракис разработал совместно с известным еврейским художником Зиновием Толкачевым.
Усовершенствованием школ Иосиф Юльевич занимался до конца своей активной трудовой деятельности, которую завершил в 1976 году. Только до его ухода на пенсию в СССР по проектам Каракиса было построено более 4000 школьных зданий, а по некоторым типовым проектам школы строятся и сегодня.
|
|
|
Первая в СССР музыкальная школа-десятилетка, Киев. Здание было взорвано во время Второй мировой |
Средняя школа в с. Карнауховка, Днепропетровская обл. Типовой проект И.Каракиса |
Нереализованный проект Государственного еврейского театра в Киеве |