Еврейский классик рижского модерна

Архитектор Михаил Эйзенштейн стал символом югендстиля

Автор:

Адель Кернес, 2020

 

Фото:

- Википедия. Эйзенштейн, Михаил Осипович

- Светлана Видякина, Яна Ермакова. Михаил Эйзенштейн – рижский Гауди

В 1897 году в Белой Церкви Киевской губернии в многодетной еврейской семье родился будущий известный архитектор и инженер, яркий представитель рижского модерна – Михаил Осипович Эйзенштейн (настоящее имя – Моисей Иосифович Айзенштейн). Отец Михаила, Иосиф Айзенштейн, был сыном бердичевского купца первой гильдии, который перебрался в Белую Церковь из Германии и принял христианство. Матерью Михаила была Дина-Цивья Менделевна – домохозяйка.

Михаил Осипович всю жизнь отрицал свое еврейское происхождение, считая себя балтийским немцем. До того дошло, что он даже сочинил пару томов истории своего рода и все ради того, чтобы аргументировать свое происхождение из остзейских дворян. Его труды оказались ненапрасными, и в 1917 году он получил титул дворянина и семейный герб.
Михаил Эйзенштейн
После окончания в 1887 году Киевского реального училища Михаил Осипович поступил в Институт гражданских инженеров. Поначалу учеба давалась Михаилу нелегко, и его чуть было не отчислили за неуспеваемость после первого курса. После он серьёзно заболел и остался на второй год. Несмотря на осложнившееся материальное положение, Иосиф Айзенштейн, который в то время уже проживал в Одессе, присылал сыну ежемесячную материальную помощь. Нужно сказать, что в институте Михаил носил еще фамилию Айзенштейн, которую сменил несколько позже.

В итоге Институт гражданских инженеров будущий зодчий окончил с отличием и получил направление на работу инженером при Прибалтийском управлении государственными имуществами в Риге. Вскоре архитектор получил новое назначение – на этот раз это была должность председателя отдела путей сообщения в учреждении городской управы. Под управлением Эйзенштейна оказалось практически все губернское сообщение.

Перспективный и молодой инженер-строитель Эйзенштейн в жены выбрал себе не кого-нибудь, а Юлию Ивановну Конецкую – дочь богатого петербургского купца первой гильдии и основателя товарищества пароходства и судоходства Ивана Ивановича Конецкого. Эта партия оказалась очень выгодной, та как за невесту ее родители дали крупное приданое.

Однако брак Эйзенштейна и Конецкой не был браком по расчету, хотя через время их отношения стали постепенно портиться, в частности, из-за разногласий в методах воспитания их единственного сына Сергея – будущего известного советского режиссера, сценариста и теоретика искусства.

По воспоминаниям Сергея Эйзенштейна, его отец в совершенстве владел немецким и французским языками, был заядлым театралом, обожал оперу, а особенно оперных исполнительниц. Если приглядеться, то на некоторых фасадах зданий, спроектированных Михаилом Эйзенштейном, в женских маскаронах можно узнать лица известных в то время оперных певиц.

В доме Эйзенштейнов нередко устраивались посиделки, в которых принимали участие депутаты располагавшейся неподалеку Рижской думы. Благодаря таким встречам Михаил Осипович был в хороших отношениях со многими руководителями города и крупными предпринимателями. Эйзенштейн считался мягким и деликатным собеседником, обладающим врожденным чувством такта.
Все это позволило ему успешно продвигаться по карьерной лестнице, а в 1915 году он получил почетный чин действительного статского советника, что соизмеримо со званием генерал-майора. При этом в своей маленькой семье педантичный и меркантильный архитектор был домашним тираном, который полностью регламентировал ее внутреннюю и внешнюю жизнь.

Занимая высокую должность, Михаил Осипович сильно увлекался архитектурой. C 1900 по 1910 годы, по некоторым сведеньям, Эйзенштейн спроектировал около 50 домов в Риге, большинство из которых расположены в центральной части города. В основном, это были доходные дома, имеющие схожий архитектурный стиль, планировку и отделку фасадов. Доходные дома Эйзенштейна, как правило, принадлежали крупным предпринимателям. Так, невероятно богатый статский советник Лебединский был постоянным клиентом Эйзенштейна.

Одними из самых знаковых сооружений архитектора Эйзенштейна считают три здания, расположенные по улице Элизабетес в Риге. Дом на Элизабетес 10б признан визитной карточкой рижского модерна. Вершина здания содержит очень интересную композицию. По обеим сторонам композиции расположены два огромных женских лица 4,3 метра в длину. На головах женщин мастер расположил по две змеи, а третья змея спускается к подбородку. Посередине композиции находится мужская маска с криком ужаса, а чуть ниже - павлин. На здании также имеется роскошный эркер с балконом. Непосредственно под эркером расположена рака и две входные двери, над каждой из которых нависает фигура в виде совы, чьи глаза – цветы, а крылья будто крепятся на пружинах.
Доходный дом на Элизабетес 10б, Рига
Доходный дом на Элизабетес 10б, Рига
Здание на Элизабетес 10б очень узнаваемо в Риге и выглядит эффектно, а два больших женских лица на нем часто публикуются на обложках книг, посвященных рижскому югендстилю. Хотя идея фасада была позаимствована Эйзенштейном из сборника «Архитектурные фасады в новом стиле» 1902 года, где авторами эскиза указаны лейпцигские архитекторы Георг Вюншман и Ганс Коцель.

Самым необычным творением мастера можно назвать дом на Альбертовской 2а, или так называемый «дом со сфинксами». На самом верху строения находится ложный этаж, а именно только фасадная стенка здания, сквозь оконные проемы которой просвечивается небо. Немного ниже архитектор расположил вертикальные полосы из красного кафеля. На фасаде также изображены мужские лица, кричащие от ужаса, а также красивые женщины с факелами в руках. Кроме этого, с фасада словно соскользнули и выехали вперед два сфинкса. Подъезд дома тоже необычный: стены выполнены в бордовом и темно-синем кафеле, на котором изображены павлиньи перья, являющиеся символом рижского модерна. В этом доме свое детство провел еврейский основоположник нового философского направления Исайя Берлин.

На улице Альбертовской 13 стоит еще одно творение рижского архитектора – угловое здание с башней, на которой расположено круглое окно и женские фигуры. Фасады здания по обе стороны улицы украшены фронтонами с изображением бога солнца Аполлона с лучами вокруг головы. На одном из фасадов расположены два узких эркера в форме двух больших женских голов.
Доходный дом на Альбертовской 2а, Рига Доходный дом на Альбертовской 4, Рига Доходный дом на Альбертовской 13, Рига
Доходный дом на Альбертовской 2а, Рига Доходный дом на Альбертовской 4, Рига Доходный дом на Альбертовской 13, Рига
Все здания, спроектированные рижским архитектором с еврейскими корнями Михаилом Эйзенштейном, имеют авторский необычный декор. Они передают быт среднего класса рижского населения, а также мировоззрение самого архитектора. Несмотря на то, что Эйзенштейн создал не так много зданий в Риге, именно его имя упоминается первым, когда говорят о развитии и распространении модерна в латвийской столице.

Михаил Эйзенштейн покинул Ригу в период Октябрьской революции, противником которой он являлся. Архитектор переехал в Берлин, где вместе со второй женой – владелицей пансиона для малоимущих Элизавете Михельсон, прожил остаток жизни, и скончался в возрасте всего 54 лет.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine