Литература апокалипсиса
Псевдоэпиграфы - откровения
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Апокалиптическая литература (от греческого апокалипсис - `откровение`), литература откровений, возникшая в иудаизме после прекращения деятельности пророков, а также отпочковавшаяся от нее христианская литература, имеющая характер откровений.
Основная цель апокалиптической литературы - раскрытие таинств, находящихся за пределами обычного познания: тайн небес и мирового порядка, имен и функций ангелов, объяснение тайн природы и творения, проблем эсхатологии и сущности природы самого Бога. Термин «апокалипсис» впервые был применен как название книги в приложении к написанному в 68–69 гг. на греческом языке христианскому «Апокалипсису Иоанна» (в новозаветном каноне «Откровение Иоанна Богослова»), и со 2 в. христиане стали применять этот термин для обозначения сочинений подобного рода.
Единственное апокалиптическое произведение, включенное в ТаНаХ - это книга Даниэля. Ее апокалиптические разделы восходят к раннему периоду восстания Хасмонеев, а ее видения и символика послужили прототипом для всех более поздних еврейских и христианских сочинений апокалиптической литературы.
Входящие в круг еврейской апокалиптической литературы книга Эноха, книга Юбилеев и Заветы двенадцати патриархов составлялись, вероятно, начиная со времен правления Иоханана Гиркана. Эти произведения отражают воззрения участников апокалиптического движения, нашедшего позже свое выражение в секте Кумрана. Сочинения апокалиптической литературы, созданные в русле этого движения, в частности, книга Эноха и Заветы двенадцати патриархов, содержат самые ранние из дошедших до нас данные о еврейском мистицизме.
В первые века н. э. апокалиптическая литература сосредоточивается в основном на откровениях, связанных с таинствами существования вселенной и самого Бога (Апокалипсис Баруха, Апокалипсис Авраама, Завещание Авраама, Завещание Иова, Книга жизни Адама и Евы).
Имеется много точек соприкосновения между апокалиптической и талмудической литературой. Апокалиптически дуальное членение всего сущего на тот и этот мир было принято всем еврейством. Многие эсхатологические взгляды являются общими для Талмуда и апокалиптической литературы. Некоторые произведения апокалиптической литературы оказали влияние на мидраши, и далее - на Зогар и связанные с ним сочинения, которые стали основой каббалы и хасидизма.