Книги Маккавеев

8 книг разного происхождения, объединенные одной темой

Источники:

- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
- James R. Davila. More Christian Apocrypha
Книги Маккавеев не входят в еврейский канон и относятся к апокрифам. Эти сочинения объединены общей темой противостояния евреев преследованиям эллинисти­ческих царей. Лишь две первые книги посвящены собственно восстанию Маккавеев.

1, 2, 3 и 4 книги Маккавеев были канонизированы христианской церковью вместе со всей Септуагинтой, однако протестантские церкви исключили их из канонической Библии. Католическая церковь канонизировала только 2 первые книги.

5, 6, 7 и 8 книги Маккавеев появились намного позже, и не входят ни в один канон.


I книга Маккавеев

Первая книга Маккавеев — историческое сочинение, освещающее события от восшествия на престол Антиоха IV Эпифана (175 г. до н. э.) до гибели Шимона Хасмонея (135 г. до н. э.) и прихода к власти его сына Иоханана Гиркана I. Книга является главным, а в некоторых случаях — единственным историческим источником по этому периоду.

I книга Маккавеев была написана на библейском иврите, но оригинальная версия, по-видимому, утрачена в весьма ранний период. Лишь в 11 в. был выполнен обратный перевод с греческого варианта на иврит.

После краткого введения, посвященного завое­ваниям Александра Македонского, автор переходит к царствованию Антиоха Эпифана и деятельности еврейских эллинизаторов, анализирует причины, приведшие к восстанию, и подробно излагает его историю.

Имя автора неизвестно, однако есть все основания полагать, что он был очевидцем описываемых событий. Изложение отличается высокой степенью объективности, хотя ясно, что симпатии автора на стороне Хасмонеев, которых он рассматривает как богоизбранных избавителей Израиля (5:62). По своим религиозным взглядам автор, по всей видимости, принадлежит к кругам фарисеев.

В книге широко используются документальные (включая письма из официального архива) и литературные источники.

По своему стилю I книга Маккавеев примыкает к историческим книгам Библии. Подобно книге Иехошуа бин Нуна и книге Судей Израилевых, она содержит многочисленные поэтические вкрапления (оплакивание Маттитьяху — 2:7–13; молитвы — 3:18–22; 4:30–33; 7:41–42; гимн — 14:8–15). Вместе с тем обнаруживается также влияние стиля книги Эзры и Нехемии, сказывающееся, в первую очередь, в цитировании исторических документов.


II книга Маккавеев

Вторая книга является сокращенной версией исторического сочинения в пяти книгах на греческом языке, написанного Ясоном из Кирены (2:23–28), по всей видимости, современником описываемых событий. Это сказано во второй главе книги, при этом неизвестно, кто записал эту сокращенную версию. В первой главе указывается дата — 188 год эры Селевкидов (то есть 124 год до н. э.)

После пространного введения, посвященного деятельности сторонников эллинизации, послужившей непосредственной причиной восстания, следует история войн Иехуды Маккавея вплоть до его победы над силами Никанора.

Данный текст не является продолжением первой книги Маккавейской, а дополнением к ней, и описывает события, относящиеся к 175—161 гг. до н. э.

II книга Маккавеев написана в традициях эллинистического исторического жанра: стиль отличается богатой орнаментацией, повествование характеризуется риторическими приемами, драматизацией и патетикой, значительное место занимают рассказы о чудесных событиях и вмешательстве Провидения.

Книга обладает выраженной пропагандистской направленностью. Основная идея автора — страдания Израиля являются Божественным наказанием за прегрешения и призваны очистить народ и предостеречь его в будущем. Впервые иудаизм представлен как антипод эллинизма, а греки — как варвары, предающиеся грабежам и разбою. Сила евреев — в исполнении заповедей (в первую очередь — в соблюдении субботы; 6:11; 8:26; 12–38) и в готовности к самопожертвованию во имя веры (6:18 и след.; 7).
По своим взглядам автор близок к фарисеям.


III книга Маккавеев

Третья книга Маккавеев написана по-гречески неизвестным автором, по-видимому, в 1 в. до н. э. Книга содержит легенду, призванную объяснить существование у египетских евреев летнего праздника, напоминающего Пурим.

В III книге Маккавеев рассказывается, как Птолемей IV Филопатор (221–204 гг. до н. э.) пожелал войти в Иерусалимский храм, однако Бог, услышав молитву первосвященника, воспрепятствовал этому. Разгневанный царь решает выместить свой гнев на александрийских евреях, в частности, приказав им под страхом смерти пройти посвящение в культ Диониса. Большинство евреев Александрии отказались служить языческому богу, за что царь решил умертвить всех евреев Египта.
На согнанных со всей страны на александрийский ипподром евреев были выпущены слоны, которых поили вином, однако Бог обратил их против царских воинов. Царь раскаивается и устраивает празднество в честь чудесного спасения египетских евреев.

События, как они описываются в III книге Маккавеев, исторически неправдоподобны. Сама легенда обнаруживает прямое влияние книги Эсфирь, а упоминаемые исторические факты заимствованы из различных источников (история о слонах рассказана Иосифом Флавием в сочинении Против Апиона 2:53–55, однако относится к другому царю из династии Птолемеев; попытка царя проникнуть в Храм упоминается во II МК., 3).

Книга не входит в канон в католицизме и протестантизме. Сохранилась в Александрийском кодексе Септуагинты.


IV книга Маккавеев

Автор Четвертой книги Маккавеев также неизвестен. Иероним Стридонский и Евсевий Кесарийский считали, что её автором является Иосиф Флавий.

Четвертая книга написана на греческом языке. Она представляет собой философскую проповедь, составленную, по-видимому, в 1 в. н. э. на территории Сирии или Малой Азии, на тему «благочестивый разум побеждает аффекты».

После вступительного рассуждения в стоическом духе о природе разума и видах аффектов и рассмотрения исторических примеров способности разума контролировать их автор переходит к примерам «наших дней» — мученической гибели жертв гонений Антиоха Эпифана.

IV книга Маккавеев — первоклассный образец сочинения в стиле «азиатской» школы и единственный значительный сохранившийся образец греческой риторики в еврейской литературе.
Другая отличительная черта — переплетение греческой философии и традиционных еврейских мотивов. Моральные конфликты иллюстрируются библейскими примерами, а библейские законы представлены как практические средства стоического самовоспитания и классифицированы в соответствии с основными добродетелями, которые они помогают выработать. В результате место стоического мудреца занимает богобоязненный человек, а героизм трактуется как стойкость в страдании, которая представляет собой победу разума над аффектами и, в конечной перспективе, низвержение власти тирана.

Мотивация мученичества — в верности законам Бога, который вознаградит мученика и обречет безбожного царя на вечное наказание. Проповедь определенно была предназначена для публичного произнесения, возможно, в день поминовения жертв антиеврейских гонений.

Книга включена в Александрийский кодекс, а также в Грузинскую Библию, но не принята ни православной, ни католической церковью. Тем не менее, на неё часто ссылаются отцы церкви.

Книги Маккавеев оказали влияние на христианскую концепцию мученичества, которая, однако, принципиально отличается от еврейской тем, что в последней мученичество как таковое не служит объектом стремления.


V книга Маккавеев

Книга на арабском языке, но, судя по многочисленным гебраизмам, была, вероятно, написана на иврите. Поскольку не существует никаких следов еврейского текста, некоторые ученые (например, Цунц, Генрих Грец и Сэмюэл Дэвидсон) считают, что работа была написана на арабском языке на основе еврейских мемуаров. Автор, вероятно, был евреем, жившим некоторое время спустя после разрушения Храма в 70 году нашей эры.

В книге описывает период истории между 186 годом до н. э. и 6 годом до н. э. - от попытки Гелиодора ограбить сокровищницу Храма до смерти двух сыновей Ирода Великого. В отличие от других Книг Маккавеев (за исключением 4 книги), эта книга не имеет никакого отношения к Маккавейскому восстанию. Скорее, эта работа направлена ​​на утешение евреев в их страданиях и поощрение быть стойкими «в преданности Моисееву закону».

Книга не называлась Пятой Маккавейской до 1832 года, когда это название впервые использовал британский церковный историк Генри Коттон. Это же название используется также для сирийского варианта 6-й книги «Иудейская война» Иосифа Флавия.

Книга считается канонической только в Сирийской православной церкви.


VI книга Маккавеев 

Шестая книга Маккавейская - сирийская поэма о мученичестве Елиэзера и женщины с семью сыновьями во время правления Антиоха IV. Книга, возможно, имеет общий утраченный первоисточник с Четвертой книгой Маккавейской. Название книги условное, основанное на теории о том, что это произведение еврейского происхождения.

6 книга Маккавееев изначально была написана на арамейском (сирийском) языке, и известен только сирийский текст, сохранившийся по меньшей мере в трех рукописях. В настоящее время известно местонахождение только одной из них: Бодлианская библиотека в Оксфорде. Это копия XVIII или XIX века, выполненная несторианским шрифтом, из христианской общины Малабар в Индии.

Рукописная традиция и окончательная форма текста, безусловно, являются христианскими. Датировка в версиях разных исследователей сильно разнится. В тексте упоминается Иосиф Флавий, который написал историю мучеников. На этом основании выдвинули предположение, что речь может идти о 4 книге Маккавеев.

6 книга Маккавеев содержит 678 стихотворных строк. Использование типа рифмы указывает на средневековое происхождение. Ее двенадцатисложный размер ассоциируется с творчеством сирийского поэта Яакова из Серуга (умер в 521 г.).

Содержание 6 книги Маккавеев представляет собой смесь еврейского и христианского. Особое внимание уделяется соблюдению иудейского закона, но также упоминаются Иисус, апостол Павел и мученик Стефан.


VII книга Маккавеев

Седьмая книга Маккавейская - также сирийское сочинение, в которм акцент делается на речах мучеников, Марты Шамони и ее семерых сыновей.


VIII книга Маккавеев

Восьмая книга Маккавейская - краткий отчет о восстании Маккавеев, основанный на Селевкидских источниках. Записан в "Хронографии" византийского историка Иоанна Малалы в 6 веке н.э.
Полный греческий текст (за исключением начального фрагмента) сохранился в единственном списке XII века, хранящемся в Оксфорде.


1-3 Книги Мекабян

В каноне Эфиопской православной церкви помещаются три Книги Мекабян (Книги Маккавейские). Они аналогичны по названию, но по содержанию полностью отличаются от первых трёх Книг Маккавеев. Написаны на эфиопском языке - геэз.

Упомянутые в эфиопском каноне Маккавеи не соответствуют известным героям маккавейских книг, и их личности никогда полностью не раскрываются древним автором. Тем не менее, они все же принимают известное прозвище «Маккавеи», этимологическое происхождение которого остается спорным.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine