Ангелы и демоны еврейского мира
В традиционной литературе встречается множество упоминаний о свехестественных силах
В древние и средневековые времена считалось, что у евреев было много знаний о магии: амулеты и заклинания для лечения болезней и нанесения вреда врагам; заклинания, помогающие подняться на небеса или призвать ангелов на землю; была информация о том, что у евреев были ангелы, которые помогали им побороть демонов, болезни и сумасшествие. На протяжении многих лет еврейская магия была частью народного еврейского знания, а также элитной практикой раввинов.
В древности, среди евреев (и других народов той эпохи) процветала широко известная литература о магии и мистике. У людей того времени был большой страх перед неизвестным, они применяли сверхестественные и магические силы, амулеты и заклинания для решения собственных проблем; они исполняли физические ритуалы, использовали травы в качестве амулетов и зелья. Письменное свидетельство о магических формулах в еврейской литературе можно найти в Торе, Мишне, Талмуде, Мидраше, а также в археологических артефактах, таких как Кумран - фрагмент свитка, написанный в Хасмонейскую эпоху, который содержит магические составляющие.
Магические тексты, написанные на амулетах или других предметах, формулы, написанные в священных книгах, должны были оберегать людей и помогать им наладить отношения с другими: завоевать любовь и признание, добиться социального успеха и излечить от болезней. Исцеление болезней обычно осуществлялось путем изгнания злых духов, демонов и сглаза, посредством заклятий, обрядов и амулетов, на которых писали необходимые слова - "Пусть злой дух, дух-тень и демон, мужского и женского пола, покинут тело человека." В заклинаниях также упоминаются имена ангелов и других божеств; в еврейских текстах часто упоминаются ангелы Михаэль, Габриэль и Рафаэль. Использование магии считалось нормальным в Талмудическую эпоху, она допускалась при условии, что человек придерживался взглядов общины и использовал магию для целей, допускаемых религией.
На заметку: Порой заклинание, которое читали мудрецы было направлено на конкретную болезнь, например, малярию, которая была распространенной в ту эпоху, поэтому в Талмуде есть множество рецептов для лечения этого недуга. В вавилонском Талмуде, Гиттин 67Б, есть различия между "однодневной малярией", "трехдневной малярией" и "лихорадкой".
Ладошка-Хамса по сей день остается популярным амулетом магической защиты от зависти и сглаза; кроме того, она также приносят положительную энергию, счастье, богатство и здоровье. Хамса (корень слова означает "пять") включает пять частей и символизирует защищающую руку Создателя, и, естественно, пять пальцев на руке. Альтернативное еврейское название для этой вещицы - Рука Мириам, сестры Моше и Аарона. На некоторых ладошках есть изображение рыбы, "вода прячет рыбу и глазу она не видна" (Брахот 55Б)." Некоторые ладошки выкрашены в красный и синий - цвета, препятствующие дурному глазу. Символ руки, часто - рук коена, появляется в кабалистических манускриптах и амулетах.
Среди демонов наиболее известной мудрецам была Лилит. Согласно Мидрашу, она была первой женой Адама, когда они расстались Лилит посвятила себя нанесению вреда женщинам и родам; она - женщина-демон, который летает по ночам в поисках новорожденных для того, чтобы украсть или задушить их. Кроме того, она спит с мужчинами, чтобы соблазнять их и плодить демонических сыновей. Лилит появляется во многих мифологиях, что затрудняет определение ее происхождения.
Каббалистическая книга Зоар также рассказывает миф о Лилит. Каббала еще больше усиливает ее демонический характер, делая ее партнером Самаэля (т.е. дьявола) и королевой царства зла.
Согласно некоторым раввинским источникам, считалось, что демоны находятся под властью короля преисподней: Асмодая, либо, в более старой Агаде, Самаэля («ангела смерти»), который убивает своим смертельным ядом. Иногда в еврейских текстах демона называют дьяволом: талмудисты и покойные раввины никогда не ставили под сомнение реальность демонов; большинство принимало их существование как факт. Даже большинство средневековых еврейских ученых не подвергали сомнению их реальность; демоны были все еще страшны в средневековом еврейском фольклоре, как зафиксировано в книге 13-го века Сефер Хасидим.
По мнению раввинских богословов, существовало три типа демонов: Шедим (дьяволы), Маззиким (вредители) и Руа (духи). Также упоминаются и другие второстепенные демоны в Талмуде: злые создания, которые вызывают мигрень (Руа Палга - Гиттин 68Б); виной кишечным заболеваниям, особенно летом, является демон Кетев; Руа Таззазит нападает на животных и заражает их бешенством или приносит конвульсии (Йома 83Б), и т.д.
Суеверные считали, что существовало безграничное количество демонов и злых духов. "Их количество превышает количество людей на земле. Если бы люди могли их видеть, ни один человек не выдержал бы." (Брахот 6А).
Примем во внимание, что имена ангелов, обладающие магическими свойствами, часто встречаются на амулетах, магических надписях и формулах. В ритуале перед сном ангелы Михаэль, Габриэль, Уриэль и Рафаэль призываются для защиты на протяжении ночи.
Автор:
Norman Rubin, The Jewish Magazin
Перевод Анастасии Яценюк