Первым упоминанием является указание Ипатьевской летописи на 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих союзников во главе с новгород-северским князем Святославом.
Во второй половине XIII века при князе Данииле, сыне Александра Невского, Москва стала центром самостоятельного удельного княжества.
В начале XVI века при князе Василии III Ивановиче Москва становится столицей единого русского государства.
Знакомство с Москвой мы решили начать с самых попсовых достопримечательностей - Красной площади и Кремля. По дороге просто фоткали, что под объектив попадется, без какого-либо глубокого смысла.
Россия
Москва
Москва, 2015
|
|
|
|
Пожарная каланча в Сокольниках |
|
|
|
|
|
|
|
Большой театр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот мы и добрались. Кремль — крепость в центре Москвы, самая древняя часть города. Здесь была резиденция российских царей до того времени, как Петр перенес столицу в Санкт-Петербург. Большевики вернули правительство в Москву, и сегодня здесь обитает местный царёк.
|
|
|
|
Кремль |
|
| Спасская башня |
|
|
|
|
Фонтан "4 сезона" |
| Исторический музей |
|
|
|
|
|
Собор Василия Блаженного |
Это, пожалуй, самое впечатляющее сооружение Москвы |
| Минин и Пожарский |
|
|
|
|
"ГУМ - это вроде нашего лабаза, но со стеклами" Высоцкий, Письмо с выставки |
| Удивило, что желающих поглазеть на мумию довольно много |
Храм Христа Спасителя |
Первое упоминание о пребывании евреев в Москве относится к 15 в.: в 1472–86 гг. Исуп (Иосеф), шурин богатого крымского еврея Хози Кокоса, осуществлявшего контакты между великим князем Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, доставлял в Москву письма своего родственника. В 1490 г. в Москву прибыл «лекарь Жидовин Леон из Венеции», первый иностранный врач в Московском государстве, и был казнен после смерти своего пациента — сына великого князя.
Еврейские купцы приезжали в Москву при Василии III (16 в.). При Иване Грозном им был запрещен въезд в Московское государство. В свитах Лжедмитриев I и II были и евреи, а по некоторым данным сам Лжедмитрий II был еврейского происхождения. В 1670–71 гг. среди основателей Мещанской слободы были евреи, в их числе «Матюшка Григорьев-еврей», основатель дворянского рода Евреиновых. Среди других польских евреев, попавших в это время в Москву, был смоленский еврей Шафир — дед вице-канцлера при Петре I П. Шафирова.
При царе Федоре (1676–82) еврейским купцам был запрещен въезд в Москву. Придворный врач царей Алексея и Федора, крещеный еврей Стефан фон Гаден (Даниил Жидовин) был казнен вместе с сыном Цви Гиршем во время стрелецкого бунта (1682).
В 1712 г. Абрам Рут открыл в Москве одну из восьми отечественных аптек, разрешенных указом Петра I от 1701 г.
Значительное число евреев поселилось в Москве после первого раздела Польши в 1772 г. В результате жалобы московских купцов высочайшим указом 1791 г. евреям было запрещено записываться в купечество внутренних губерний. Отныне евреи могли приезжать в Москву только на определенные сроки.
После 1827 г., когда на евреев была распространена воинская повинность, постоянное еврейское население Москвы стало образовываться из солдат-евреев и их жен. В 1846 г. в Москве проживали 313 евреев (253 мужчины и 60 женщин). В 1828 г. евреям — купцам первой и второй гильдий было разрешено приезжать в Москву на один месяц, в 1832 г. евреям — купцам всех гильдий — на полгода.
При Александре II, когда некоторые группы евреев получили право постоянного жительства вне черты оседлости, еврейское население Москвы стало быстро расти. В 1871 г. в Москве фактически насчитывалось около восьми тысяч евреев, в 1889 г. — около 26 тыс. (3% населения), 1891 г. — 35 тыс.
В 1861 г. в Москве было три еврейских молельных дома, из них два — Аракчеевский и Межевой — основаны николаевскими солдатами. В 1865 г. в Москве образовалась еврейская религиозная община. В 1871 г. открылись первая московская синагога и талмуд-тора, в 1872 г. — Московское еврейское училище для бедных и осиротевших детей.
В 1891 г. 19% московских купцов первой гильдии составляли евреи, сыгравшие заметную роль в развитии банковского дела, промышленности, торговли. В 1858 г. К. Высоцкий основал чайную фирму, в 1870 г. железнодорожными подрядчиками братьями Л. и С. Поляковыми был основан Московский земельный банк.
В 1891 г. на Солянке открылась новая синагога (ныне Московская хоральная синагога). В том же году московским генерал-губернатором был назначен великий князь Сергей Александрович, заявивший, что его главная цель — «оградить Москву от евреев»; 28 марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы всех евреев-ремесленников и о запрещении таковым вновь селиться в Москве, а 15 октября 1892 г. — о выселении из Москвы отставных солдат рекрутских наборов и членов их семей. За короткий срок из Москвы было изгнано около 20 тыс. евреев, многих из которых выслали по этапу зимой, вместе с уголовными преступниками, что привело к многочисленным смертям. 23 июня 1892 г. была закрыта новая синагога. Из 14 еврейских молельных домов в том же году восемь были закрыты. По переписи 1897 г. в Москве проживало 8095 евреев. Было запрещено проживание в Москве евреям, изучающим «фармацию, фельдшерское и повивальное искусство». В 1899 г. утверждены «московские временные правила», ограничившие приписку евреев к московскому купечеству.
|
|
|
|
Московская Хоральная синагога |
|
| Мемориал "Птица счастья" |
|
|
|
|
Пара фоток из Википедии |
|
|
|
Во время Первой мировой войны с 1915 г. в Москву стали прибывать еврейские беженцы, которые селились в основном в пригородах, хотя правительственный циркуляр от 1915 г., фактически отменивший черту оседлости, оставил ряд районов России, в том числе Москву, закрытыми для евреев. С ноября 1914 г. на русском языке начали выходить журнал «Война и евреи» (с марта 1915 г. — «Евреи на войне»), с весны 1915 г. — еврейские еженедельники «Еврейская неделя», «Еврейская жизнь».
Февральская революция 1917 г. способствовала активизации всех видов еврейской общественно-политической и культурной деятельности. В 1917 г. резко возросла численность евреев Москвы (60 тыс.). В феврале 1917 г. в Москве основано торгово-промышленное общество «Ха-Боне» для поддержки строительства в Эрец-Исраэль, в марте — Главное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда.
В 1918 г. в Москву переехал Еврейский комиссариат (Евком). Действуя как орган центральной власти, Еврейский комиссариат и Евсекция вели борьбу с сионизмом и всеми видами культуры на иврите. В июне 1919 г., на 2-й конференции районных евсекций и евкомов Москвы, была принята резолюция, призывавшая к беспощадной борьбе с сионизмом. В 1918–19 гг. были закрыты сионистские газеты. В июле 1919 г. власти закрыли Ваад, а в октябре были арестованы некоторые московские сионисты.
В 1918–24 гг. в Москве находился Еврейский комиссариат и центр Евсекции — до роспуска в 1930 г. В 1920–38 гг. выходила на идиш газета «Эмес». В 1925–32 гг. здесь действовала еврейская секция ассоциации пролетарских писателей, издававшая на идиш журнал «Октобер». В 1927–37 гг. издавался ежемесячник на русском языке «Трибуна еврейской советской общественности». В 1918–21 гг. в Москве работал Еврейский народный университет.
Во время антирелигиозной кампании конца 1920-х – начала 1930-х гг., по инспирированному сверху «мнению евреев-трудящихся», 1 февраля 1930 г. было принято решение о закрытии Московской хоральной синагоги. Но после публикации в газете «Правда» статьи И. Сталина «Головокружение от успехов», осуждавшей крайности в проведении коллективизации и излишнего рвения тех, кто «снимает колокола с церквей», решением ВЦИК было отменено постановление о закрытии Хоральной синагоги в Москве. Продолжались преследования религиозных евреев. В начале января 1938 г. были арестованы раввин Хоральной синагоги Ш. И. Л. Медалье, члены правления синагоги во главе с председателем правления Московской религиозной общины М. Брауде. Они были обвинены в шпионаже в пользу Польши, в руководстве нелегальной сетью хедеров. В апреле 1938 г. Ш. И. Л. Медалье и несколько других арестованных были приговорены к расстрелу. В 1939 г. была закрыта синагога на Большой Бронной улице.
В 1920–41 гг. численность еврейского населения Москвы значительно увеличилась. В 1920 г. в Москве проживало около 28 тыс. евреев, в 1939 г. — 250,2 тыс.
С началом Второй мировой войны тысячи московских евреев были призваны в армию или вступили в московское ополчение. Трое евреев получили звание Героя Советского Союза за героизм, проявленный во время битвы под Москвой: С. Горелик, Е. Дыскин и Л. Паперник. С 1943 г. в Москве находился Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), в 1942–48 гг. выходила на идиш газета «Эйникайт».
|
|
|
|
Синагога на Большой Бронной |
Здание полностью спрятали под стекло |
| Так она выглядела изначально |
|
|
|
|
Памятник Шолом-Алейхему неподалеку от синагоги |
|
|
|
В послевоенные годы московские евреи сильно пострадали от усилившегося антисемитизма. В январе 1948 г. в Минске агентами службы безопасности был убит Ш. Михоэлс; в ноябре последовали роспуск Еврейского антифашистского комитета и закрытие газеты «Эйникайт»; в декабре было закрыто еврейское издательство «Эмес» и арестовано большинство членов Еврейского антифашистского комитета, многие из них позже были расстреляны. 28 января 1949 г. статьей в газете «Правда» «Об одной антипартийной группе театральных критиков» началась открыто антисемитская кампания против «космополитов». В 1949 г. был закрыт ГОСЕТ; в 1951 г. ликвидировано путем высылки жителей подмосковное село Давыдково, где большинство населения составляли евреи. Наивысший подъем антисемитской кампании был ознаменован «делом врачей». Многие московские врачи были уволены с работы, некоторые из них арестованы.
В 1972 г. была закрыта синагога в Черкизове; в Москве остались две синагоги — Хоральная и в Марьиной Роще. Согласно переписи населения, в 1959 г. в Москве проживало 239 246 евреев, в 1970 г. — 251 523 еврея (3,6% населения).
В 1959 г. (впервые после 1948 г.) в Москве были опубликованы книги на идиш — произведения Шалом Алейхема, И. Переца, Менделе Мохер Сфарима. С 1961 г. начал выходить журнал на идиш «Советиш Геймланд».
В 1990-х гг. в Москве были открыты синагоги в Отрадном и на Поклонной горе. В 1988 г. при синагоге в Марьиной Роще была основана иешива «Томхей тмимим». В 1990 г. в были созданы еврейские религиозные учебные заведения: иешива «Торат хаим», Московская академия иудаики, иешива «Охолей Яаков», колель «Тора-ми-Сион», еврейский женский колледж «Бет-Егудит». В 2004 г. в Москве функционировали восемь еврейских средних школ — светских и религиозных, и израильская школа «Бет-сефер бенлеумми».
В 1991 г. в Москве был создан Еврейский университет (в настоящее время Высшая гуманитарная школа).
В 1990-х – начале 2000-х гг. в Москве выходили разнообразные периодические издания, в том числе еженедельники «Еврейское слово», «Еврейская неделя», «Международная еврейская жизнь», ежемесячник «Вестник Еврейского агентства в России», журналы «Лехаим», «Алеф» и другие издания. С 1995 г. в Москве функционирует Московский еврейский общинный дом; в марте 2001 г. был открыт Новый еврейский общинный дом на Таганке; в декабре 2001 г. — Еврейский культурный центр на Большой Никитской. В Москве работают еврейские театральные и музыкальные коллективы.
В 1990-х гг. в Москве образовались общины горских, грузинских и бухарских евреев. Была создана караимская община.
Несмотря на то, что часть высших учебных заведений Москвы полностью или частично были закрыты для поступления евреев, в Москве очень высок процент евреев с высшим образованием.
В марте 1971 г. у здания приемной Верховного Совета СССР состоялась первая демонстрация евреев, требовавших разрешения на выезд из Советского Союза. Такие демонстрации затем повторялись неоднократно.
Несмотря на сопротивление властей, в 1960-х – начале 1980-х гг. происходил процесс возрождения культурной и религиозной жизни московского еврейства: на квартирах десятки преподавателей обучали ивриту, велись семинары и кружки по изучению иудаизма, еврейской истории и культуры, организовывались еврейские детские сады и воскресная школа.
С 1987 г., в период развития так называемой гласности и перестройки, активизировалась еврейская общественная жизнь в Советском Союзе.
Согласно всесоюзной переписи населения 1989 г., в Москве проживало 175 168 евреев. В 1970–2004 гг. большое число московских евреев репатриировалось в Израиль или выехало в США, Германию, Канаду и другие страны мира. В эти годы в Москву переехали тысячи евреев из различных городов РСФСР или стран, образовавшихся после распада Советского Союза. По данным всероссийской переписи 2002 г., в Москве проживал 80 391 еврей.
Выбирая, что б еще такого посмотреть в Москве, было решено поискать какое-нибудь тихое местечко. Им оказалось Ваганьковское кладбище.
|
|
|
|
"Я стою перед "банькою", я закончил свой путь; я пришел на Ваганьково, где он лег отдохнуть..." (с) |
| Тальков |
Есенин |
|
|
|
|
Бесков |
| Яшин |
Старостин |
|
|
|
|
Листьев |
|
|
|
|
|
|
|
Трогательно... |
Здесь все равны... |
|
|
Еще немного побродили по городу. Конечно же, зашли на Арбат.
|
|
|
|
Арбат |
Не удержался |
Хорошо, что не в полный рост. А то медали и на коленях были бы. Маршал победы, бля |
Пушкин и Гончарова |
|
|
|
|
Одна из "сталинских свечек" |
|
| Еще одна "свечка" - МГУ |
|
|
|
|
Памятник Петру I на Москве-реке |
|
| Поединок льва и единорога - классический еврейский сюжет) |
И опять попали на кладбище, на этот раз - Новодевичье. Вот такой кладбищенский туризм у нас получился.
|
|
|
|
Новодевичий монастырь |
Тихонов |
Никулин |
Гурченко |
|
|
|
|
Шукшин |
Гоголь |
Чехов |
Булгаков |
|
|
|
|
Эренбург |
Маршак |
Алексей Толстой |
Хрущев |
|
|
|
|
Зоя Космодемянская |
Шаляпин |
|
|
|
|
|
|
Евреи тут тоже есть |
Левитан, например |
|
|
|
|
|
|
|
|
Последние несколько часов в Москве потратили на один из интереснейших объектов - комплекс выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).
|
|
|
|
Кого только не встретишь в Сокольниках |
О, такие звери и к нам часто заглядывают) |
Вот, монастырь целый. На полторы некрупные монашки |
|
|
|
|
|
ВДНХ |
|
|
|
|
|
|
|
Каждая республика бывшего СССР представлена своим павильоном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|