Флоренция — бывший центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. Флоренция XIII—XVII веков внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка, флорентийская монета стала эталоном для всей Европы, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам, а флорентийские мыслители положили начало эпохе Ренессанса, в связи с чем Флоренция по праву носит имя «Колыбель Возрождения».
Италия
Флоренция
Флоренция, 2014
|
|
|
|
Санта-Мария-дель-Фьоре |
|
| Купол Брунелески |
|
|
|
|
Колокольня Джотто |
В отличие от ренессансного собора, колокольня готическая |
|
|
|
|
|
|
Двери собора |
|
|
|
|
|
|
|
Баптистерий Сан-Джованни |
"Врата рая" - восточные ворота баптистерия |
Панели, правда, поддельные - оригиналы хранятся в музее Дуомо |
|
|
|
Базилика Сан-Лоренцо, возведенная архитектором Филиппо Брунелески в 1424 - 1446 гг., стала первым в Европе сооружением в стиле Ренессанс. Фото Википедии |
Спроектированный Леоном Батистой Альберти палаццо Ручеллаи в 1446 - 1451 гг. стал первым светским сооружением Ренессанса. Фото Википедии |
Визитная карточка Флоренции - собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Он интересен в первую очередь уникальным двухслойным куполом, спроектированным великим Филиппо Брунелески. Сам архитектор, а также Джотто, автор колокольни, похоронены на территории собора.
Перед собором расположен баптистерий Сан-Джованни, самое старое здание на площади Дуомо.
|
|
|
|
Орсанмикеле - уникальная церковь-дворец |
Орсанмикеле была одновременно храмом и городским зернохранилищем |
Бывшый храм Св. Филиппо Нери |
Сегодня здесь гостиница |
|
|
|
|
Барджелло - старейшее общественное здание Флоренции |
Было резиденцией магистрата и главы городского совета, а также тюрьмой |
Картины просто на улицах. Трудно даже предположить, сколько им лет |
А если Вы приехали на лошади (а че бы и нет), то ее можно привязать вот здесь |
Отправляемся на поиски самого известного еврея Флоренции. Хотя, почему только Флоренции. Просто самого известного еврея.
Интересности по дороге не попадаются, а просто идут сплошной чередой. Здесь все дышит многовековой историей.
Мы почти на месте. Это главная площадь города - Площадь Синьории, бывшая центром политической жизни во времена Флорентийской республики.
|
|
|
|
Площадь Синьории |
Слева - колокольня Флорентийского аббатства, справа - Барджелло |
Фонтан Нептуна |
Создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 |
На площади Синьории находится Палаццо Веккьо - еще один символ Флоренции. Когда-то это было главное правительственное здание города, затем - резиденция великого герцога Тосканского Козимо I.
|
|
|
|
Палаццо Веккьо |
| Внутренний двор палаццо |
|
А вот и он. Знаменитый "Давид" работы знаменитого Микеланджело. Мраморная статуя впервые была представлена флорентийской публике именно здесь, на площади Синьории, 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Ну, если честно, Давид не совсем что бы настоящий... Оригинальный живет в местной Академии изящных искусств, но на поиски его времени не было, и антураж не тот. На площади установлена копия.
Давид охраняет вход в Палаццо Веккьо. С другой стороны от входа стоит скульптура Бандинелли "Геркулес, победивший Кактуса... сорри, Какуса". Наверное, лучше бы ему было быть Кактусом...
В самом палаццо экспонируется еще ода скульптурная композиция с еврейским уклоном - "Юдифь с головой Олоферна" работы Донателло.
|
|
|
|
Кстати, невыясненным образом этому Давиду удалось избежать встречи с моэлем |
| И отдельная песня - это сувениры. Не пострадавшие от рук моэля давидовы запчасти пользуются спросом |
Геркулес и Кактус |
Здесь же располагается Лоджия Ланци - сооружение, возведенное для собраний и приёмов Флорентийской республики в 1382 году, а в XVI веке получило своё название благодаря размещавшимся в лоджии ландскнехтам великого герцога Тосканы Козимо I Медичи.
Сейчас лоджия Ланци представляет собой музей, где размещаются всякие-разные известные скульптуры. Но, как и в случае с Давидом, все это копии, кроме одной - "Персей с головой Мезузы... то есть Медузы", работы Челлини.
|
|
|
|
Лоджия Ланци |
"Менелай с телом Патрокла" - копия утраченной греческой скульптуры |
| Персей и Медуза |
|
|
|
Пио Феди. "Похищение Поликсены" |
Джамболонья. "Похищение сабинянок". Вороватый они народ, эти итальянцы |
|
Наиболее ранние сведения о евреях во Флоренции восходят к 14 в., когда в этот город время от времени приезжали еврейские медики, торговцы и финансисты.
В 1428 г. во Флоренции состоялся съезд представителей еврейских общин Италии, по просьбе которого папа римский Мартин V объявил в 1429 г., что принимает евреев под свое покровительство. В 1430 г. флорентийские власти издали постановление, гласившее, что евреи, занимающиеся кредитным делом, могут поселиться в городе вместе с семьями и открыть ссудные конторы. Финансисты, откликнувшиеся на это приглашение, образовали в 1437 г. еврейскую общину Флоренции. В 1439 г. евреям было предписано носить отличительный знак.
Герцог Козимо I Медичи и его жена Элеонора благожелательно относились к евреям. В 1551 г. герцог пригласил в Тоскану купцов, занимавшихся торговлей со странами Леванта, в том числе и евреев; благодаря этому во Флоренцию стали переселяться сефарды, и численность еврейского населения города достигла пятисот человек.
В 1553 г. Козимо разрешил церкви устроить во Флоренции церемонию публичного сожжения Талмуда, однако в 1557 г. он же отверг требование папы римского Павла IV ввести в Тоскане суровые антиеврейские законы и признать подсудность евреев инквизиции. Лишь в конце 1560-х гг. папа Пий V, воспользовавшись стремлением Козимо получить титул великого герцога, вынудил его вновь издать распоряжение об обязательном ношении евреями отличительного знака, а затем аннулировать предоставленные им ранее привилегии и создать во Флоренции гетто в 1571году.
В 1622 г. число обитателей флорентийского гетто (куда в начале 1570-х гг. было согнано, помимо евреев Флоренции, все еврейское население городов Прато, Монтальчино, Торричелла, Сан-Миниато и Монтепульчано) составляли 495 человек, в 1767 г. — 822 человека; некоторым зажиточным еврейским семьям дозволялось жить в других районах города. Евреи были ограничены в правах, однако в целом находились в более благоприятном положении, чем их единоверцы в других итальянских гетто.
В городе существовали две еврейские общины (итальянская и сефардская), каждая со своими органами самоуправления, синагогой и начальной школой для мальчиков. В 1688 г. сефардские и итальянские евреи Флоренции договорились о создании единой общины, но обе группы сохранили свою литургию.
После оккупации Флоренции войсками революционной Франции в 1799 г. евреи получили равные с христианами гражданские права, которые сохранялись за ними до падения Наполеона в 1814 г., а гетто было ликвидировано.
С восстановлением независимости Тосканы великий герцог Фердинанд III уволил евреев с государственной службы, из армии и адвокатуры, однако разрешил им и впредь селиться во всех частях города. В 1848 г. под давлением революционных сил Леопольд II издал конституцию, в которой декларировалось равенство всех граждан перед законом вне зависимости от вероисповедания, однако уже год спустя отменил ее; тем не менее в 1850 г. в муниципальный совет Флоренции впервые был избран еврей.
В начале 20 в. во Флоренции проживало около 2,5 тыс. евреев. Во главе общины стояли 16 выборных депутатов, которые избирали из своей среды руководящий комитет в составе пяти человек; в ведении общины находились две синагоги — итальянская и сефардская (для последней в 1882 г. было выстроено новое большое здание, считающееся одним из лучших образцов мавританского стиля синагогальной архитектуры), два кладбища, хевра каддиша, благотворительные организации и общества по изучению Торы, школы для мальчиков и девочек, больница, сиротский приют и дом для престарелых.
В 1899 г. во Флоренцию переехала из Рима раввинская семинария Колледжо раббинико итальяно; ее возглавил главный раввин города Ш. Маргулиес. Он же в 1904 г. основал во Флоренции научный журнал «Ривиста исраэлитика», а в 1910 г. — еженедельник «Сеттимана исраэлитика».
В 1867 г. и 1911 г. во Флоренции состоялись всеитальянские съезды представителей еврейских общин.
В 1931 г. численность еврейского населения Флоренции составила 2730 человек.
В период оккупации Тосканы германскими войсками (сентябрь 1943 г. – август 1944 г.) 243 флорентийских еврея были депортированы в лагеря смерти; лишь 13 из них остались в живых. Еще восьмерых нацисты расстреляли на месте. Многим удалось спастись, укрывшись в церквях и в домах христиан - католический клир и рядовые прихожане самоотверженно помогали евреям.
В результате налетов союзной авиации сильно пострадала большая синагога Флоренции. Впоследствии она была восстановлена. 22 флорентийских еврея сражались в рядах антинацистского Сопротивления; четверо из них погибли в боях.
К концу Второй мировой войны во Флоренции оставалось около 1600 евреев; к 1965 г. это число сократилось до 1276 человек, к 1970 г. — до 1250 человек.
В 1990 г. во Флоренции проживало, по приблизительной оценке, около 1,1 тыс. евреев - четвертая по численности община Италии после Рима, Милана и Турина. Действуют синагога, еврейская начальная школа и общинный центр, при котором работает музей иудаики.
|
|
|
Сефардская синагога. Фото Википедии |
|
|
|
Понте Веккьо - самый старый мост Флоренции, 1345 г. Изначально тут находились лавки мясников; сегодня - ювелирные магазины и сувенирные лавки |