Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ

Спой, птичка!
Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020
При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)


Источники и литература:

Хаймович Б. Народное искусство Южной Подолии. Исторический путеводитель «100 еврейских местечек Украины». Вып. 2: «Подолия», под редакцией В.Лукина. Санкт-Петербург, 2000;
Wischnitzer-Bernstein R. Symbole und Gestalten und Symbole der jьdischen Kunst. Berlin-Schцneberg, 1935;
Hebrew University of Jerusalem. The Center for Jewish Art;
Гоберман Д. Еврейские надгробия на Украине и в Молдове. Санкт-Петербург, 2001;
Таранушенко С. Синагоги України. / Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського, Ін-т рукопису. – Х.: Харк. приват. музей міськ. садиби, 2012;
Я - Тора. Пеликан, ставший еврейским символом
.
Птица – еще один из наиболее часто встречающихся образов на мацевах 18-19 вв. В Талмуде и мидрашах птица сравнивается с душой. Это сравнение, вероятно, основано на словах Псалма: …на Господа полагаюсь. Как говорите вы душе моей: птицей лети (к) горе вашей… (Тегилим 11:1)

Птица часто изображается с цветком или клюющей плод – этот сюжет намекает на бессмертие души и райский сад, в котором она будет пребывать. Аналогичной аллегорией является изображение птицы на вазоне или дереве, здесь дерево символизирует Древо Жизни, произрастающее в Эдеме.
Деражня, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Авраама, кон. 18 в. Фото Е.Шнайдера Берегово, Закарпатская обл. Памятник Тойбы, дочери Якова Иегуды, 1871. Фото Д.Гобермана Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Гитл, дочери Мордехая, 1932. Фото В.Левина
Деражня, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Авраама, кон. 18 в. Фото Е.Шнайдера Берегово, Закарпатская обл. Памятник Тойбы, дочери Якова Иегуды, 1871. Фото Д.Гобермана Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Гитл, дочери Мордехая, 1932. Фото В.Левина
Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Йосефа, сына Натана, 1881. Фото Б.Хаймовича Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Симы, дочери Цви-Гирша, 1788. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Перл, дочери Исахара-Бера, 1805. Фото Е.Шнайдера
Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Йосефа, сына Натана, 1881. Фото Б.Хаймовича Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Симы, дочери Цви-Гирша, 1788. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Перл, дочери Исахара-Бера, 1805. Фото Е.Шнайдера
Голуби (горлицы) очень часто встречаются на женских надгробиях. Иногда можно увидеть сюжет, где птица сидит на гнезде или кормит птенцов – аллегорическое изображение матери, заботящейся о доме и детях. Интересно, что подобный сюжет можно увидеть и на мужских надгробиях.
Также птицы встречаются на мацевах женщин по имени Ципора или Фейга («Птица» с иврита и идиша соответственно).
Броды, Львовская обл. Памятник Фейги, дочери Лейбиша из Львова, 1851. Фото Б.Хаймовича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Фейги-Ципоры, дочери Авнера, 1831. Фото М.Хейфеца Хотин, Черновицкая обл. Памятник Ципоры, дочери Зеева, сер. 19 в. Фото Д.Гобермана
Броды, Львовская обл. Памятник Фейги, дочери Лейбиша из Львова, 1851. Фото Б.Хаймовича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Фейги-Ципоры, дочери Авнера, 1831. Фото М.Хейфеца Хотин, Черновицкая обл. Памятник Ципоры, дочери Зеева, сер. 19 в. Фото Д.Гобермана
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Шломо, сына Якова, сер. 19 в. Фото М.Хейфеца Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ципоры, дочери Цви-Гирша, 1763. Фото В.Левина Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Фейги, дочери Цви-Гирша, 19 в. Фото Б.Хаймовича
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Шломо, сына Якова, сер. 19 в. Фото М.Хейфеца Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ципоры, дочери Цви-Гирша, 1763. Фото В.Левина Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Фейги, дочери Цви-Гирша, 19 в. Фото Б.Хаймовича
Б.Хаймович указывает на еще один вероятный источник появления изображения птицы на гнезде: в каббале «птичьим гнездом» называется тайное место в раю, где ожидает своего времени Мессия (Зогар II, 8а). Таким образом, этот сюжет символизирует одновременно и райский сад, и мессианские времена.
Садгора, Черновицкая обл. Памятник Бейлы, дочери Меира, 1900. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака и Исраэля, сыновей Нахмана, 1799. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник мужчины, 18 в. Фото Д.Виленского
Садгора, Черновицкая обл. Памятник Бейлы, дочери Меира, 1900. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака и Исраэля, сыновей Нахмана, 1799. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник мужчины, 18 в. Фото Д.Виленского
Черновцы. Женский памятник, нач. 20 в. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Памятник Авраама Мордехая Зуси, сына Йосефа Шломо, 1937. Фото Е.Шнайдера Буск, Львовская обл. Памятник Фриды Миндл, дочери Аарона Шломо, 1903. Фото Е.Шнайдера
Черновцы. Женский памятник, нач. 20 в. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Памятник Авраама Мордехая Зуси, сына Йосефа Шломо, 1937. Фото Е.Шнайдера Буск, Львовская обл. Памятник Фриды Миндл, дочери Аарона Шломо, 1903. Фото Е.Шнайдера
Также на мацевах встречаются изображения аиста. На иврите аист – «хасида», что означает «благочестивый». Таким образом, аист символизирует праведность усопшего. Нередко аист изображался со змеей в клюве – аллегория победы добра над злом. Рахель Вишницер-Бернштейн в работе «Символы и фигуры еврейского искусства» (1935) также предполагает, что эта сцена может символизировать пир праведников плотью левиафана в мессианские времена.
Сатанов, Хмельницкая обл. Аисты со змеями на памятнике Исраеля Йосефа, сына Менахема, 18 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Аисты на женском памятнике, 1801. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Аисты со змеями на памятнике Исраеля Йосефа, сына Менахема, 18 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Аисты на женском памятнике, 1801. Фото Е.Шнайдера
Городок, Хмельницкая обл. Памятник Давида, сына Иегуды, 1837. Фото Д.Виленского Печенежин, Ивано-Франковская обл. Памятник Леи, дочери Авраама, 19 в. Фото Д.Гобермана Бояны, Черновицкая обл. Женский памятник, 1898. Фото Е.Шнайдера
Городок, Хмельницкая обл. Памятник Давида, сына Иегуды, 1837. Фото Д.Виленского Печенежин, Ивано-Франковская обл. Памятник Леи, дочери Авраама, 19 в. Фото Д.Гобермана Бояны, Черновицкая обл. Женский памятник, 1898. Фото Е.Шнайдера
В Талмуде (трактат Хулин, 80а) говорится, что аист называется так, потому что он заботится о ближних. Эта фраза попала на надгробные памятники в виде изображения аиста с птенцами. Но еще более популярным сюжетом стало изображение пеликана, разрывающего грудь и кормящего птенцов своей плотью. Правда, не всегда изображаемая птица похожа на пеликана - резчики не всегда видели пеликана и могли не знать, как он выглядит.

Этот сюжет был очень распространен в христианском мире. Согласно легенде, пеликан убивает своих детей и скорбит по ним три дня, затем разрывает себе грудь и своей кровью оживляет их. Неудивительно, что вскоре история с воскрешением в трудах христианских теологов стала намекать на воскрешение Иисуса. Пеликан стал символом христианского учения, а спустя некоторое время и вовсе начал ассоциироваться с Иисусом.

Как же пеликан попал на еврейские мацевы? Это интересная история, и произошла она в Амстердаме.
Первая еврейская община Амстердама получила название  «Бейт-Яаков» («Дом Яакова») – в честь Яакова Тирадо, дом котолрого стал синагогой. В 1608 году возникла вторая община, «Неве-Шалом». Через десять лет в «Бейт-Яаковe» произошел раскол, и появилась третья община, «Бейт-Исраэль». Три общины объединились в 1639 году. Объединение стало называться «Святая община Талмуд-Тора», а символом, который она выбрала для себя, стал пеликан с тремя птенцами. Отсюда он и попал в книги, рукописи, росписи синагог, а впоследствии - на надгробные памятники.

Сложно сказать, почему амстердамские евреи выбрали именно пеликана в качестве символа. Можно предполагать, что, находясь под сильным влиянием окружающей культуры, частью которой они себя также считали, они позаимствовали и христианскую интерпретацию легенды. В еврейском варианте пеликан стал символом Торы, которая взрастила и объединила 3-х птенцов - разрозненные амстердамские общины.
Сатанов, Хмельницкая обл. Пеликаны, разрывающие свою грудь (внизу) на памятнике Пейси, дочери Элиезера, 1817. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Пеликан, разрывающий грудь и кормящий птенцов, на памятнике Гитл, дочери Йосефа Йоске из Дубно, нач. 20 в. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Пеликаны, разрывающие свою грудь (внизу) на памятнике Пейси, дочери Элиезера, 1817. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Пеликан, разрывающий грудь и кормящий птенцов, на памятнике Гитл, дочери Йосефа Йоске из Дубно, нач. 20 в. Фото Е.Шнайдера
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Исраеля, сына Хаима Менахема, 1866. Фото М.Хейфеца Летичев, Хмельницкая обл. Двойной памятник Гени, дочери Мордехая, и Иегуды-Лейба, сына Шмуэля. Фото П.Жолтовского Броды, Львовская обл. Памятник Мирьям Этл, дочери Авраама, нач. 20 в. Фото Center for Jewish Art
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Исраеля, сына Хаима Менахема, 1866. Фото М.Хейфеца Летичев, Хмельницкая обл. Двойной памятник Гени, дочери Мордехая, и Иегуды-Лейба, сына Шмуэля. Фото П.Жолтовского Броды, Львовская обл. Памятник Мирьям Этл, дочери Авраама, нач. 20 в. Фото Center for Jewish Art
Несколько интересных "птичьих" сюжетов из кладбища Ботошаны, Румуния.
Памятник Шломо-Элиезера. Фото Д.Виленского Памятник Дворы, дочери Элиезера, 1866. Фото Д.Виленского Женский памятник, 1856. Фото Д.Виленского
Памятник Шломо-Элиезера. Фото Д.Виленского Памятник Дворы, дочери Элиезера, 1866. Фото Д.Виленского Женский памятник, 1856. Фото Д.Виленского
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект